Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления.




Я хочу сосредоточить ваше внимание на намеренном мышлении.

Есть такой тип мышления, которым мы пользуемся практически постоянно — гуляя, болтая, оглядываясь по сторонам. Мы отвечаем по телефону. Мы переходим улицу. Мы погружаемся в суету и отстраняемся от нее. Нам не нужно специально осознавать последовательность перестановки ног во время прогулки или регулировать ритм своего дыхания. Это фоновое, автома­тическое мышление.

Но есть и другой тип мышления, намного более на­меренный и сосредоточенный. Фоновое мышление тре­буется для того, чтобы справляться с ежедневной рути­ной, копируя обычные мыслительные шаблоны. Наме­ренное мышление позволяет сделать намного лучше и больше, чем просто копирование шаблонов. Все умеют бегать, атлет же занимается этим намеренно, совершен­ствуя свое умение в процессе регулярных тренировок.

Не так просто послать себе сигнал о том, что мы желаем выйти из рутины и перейти от шаблонного, копирующего типа мышления к намеренному. Таким четким и ясным сигналом для себя и других может стать идиома шляпы мышления.

Давайте сопоставим два типа мышления — копиру­ющее и намеренное.

Когда вы ведете машину, вам приходится выбирать дорогу, придерживаться заданного направления и сле­дить за движением другого транспорта. Вы совершае­те очень много быстрых действий, продиктованных предыдущим или последующим мгновением. Вы сле­дите за сигналами и реагируете на них. Это реагирую­щее (реактивное) мышление. Так вот, обыденное мыш­ление очень напоминает управление автомобилем: вы читаете дорожные знаки и принимаете решения. Но вы не составляете карты.

Иной тип мышления вы используете для составле­ния карты: вы изучаете предмет и составляете план. Это требует объективного и нейтрального отношения. Чтобы составить план, нужно смотреть шире. Это дей­ствие в значительной мере отличается от простого ре­агирования на дорожные знаки по мере их появления.

Данное различие можно пояснить на следующем примере.

Представьте, что вы пытаетесь кого-то переспорить. Вы отстаиваете свое утверждение, приводя всевозмож­ные доводы в его пользу. Вы выслушиваете доводы своего противника лишь для того, чтобы атаковать их и показать их слабость. Вы постоянно нападаете и за­щищаетесь. То же самое делает ваш оппонент.

Совсем по-другому проходит процесс составления плана или карты. Вместо того чтобы реагировать на ситуацию, дети составляют простую карту. Сначала ученик мысленно двигается в направлении «Плюс», записывая все, что замечает. Затем он идет в направле­нии «Минус» и в конце концов — в направлении «Ин­тересно» (это все» на что также стоит обратить внима­ние, но нельзя записать ни в плюсы, ни в минусы). Карта готова, и теперь мыслитель выбирает свой путь.

Картографирующий тип мышления требует опре­деленной отрешенности. Обыденный — нет. Вообще, этот реактивный тип мышления действует лишь в том случае, если есть на что реагировать. Критическое мышление прекрасно реагирует на все, что ему предлагают, но ничего не может пред­ложить самостоятельно.

Школьники отлично умеют реагировать на все: учеб­ники, замечания учителей, телесериалы и пр. Однако после окончания школы юноше или девушке прихо­дится не просто реагировать. Они должны проявлять инициативу, уметь создавать и реализовывать планы. Реактивное мышление для этого не подходит.

Чтобы охватить сферу действенного мышления, я придумал специальный термин — «действенность» (орегасу). Это умение действовать — и тот тип мышле­ния, который ему соответствует. Слово «действен­ность» должно напоминать об умении писать (liteacy) и считать (numeracy). Я совершенно уверен в том, что действенность должна стать таким же важным элемен­том образования, как эти два умения. На самом деле уроки мышления должны развивать именно дей­ственное мышление: они учат ставить цели, расстав­лять приоритеты, рассматривать альтернативы идр. Если наша задача состоит не просто в реагирова­нии, то мы должны знать способы направлять свое внимание.
При печати цветной карты происходит цветоделе­ние. Сначала на бумагу накладывается один цвет. По­том поверх первого цвета печатается второй, затем — третий и т.д., пока, наконец, не появляется полноцвет­ная карта.

Именно такой способ я предлагаю использовать, что­бы намеренно направлять свое внимание.

Ценность метода шести шляп мышления

Первая ценность метода шести шляп мышления состоит в том, что они дают возможность играть определенные роли. В основном мышление ограничено уже сложившимися стереотипами и шаблонами, которые ответственны за большинство прак­тических ошибок мышления. Этот метод позволяет нам думать и говорить о таких вещах, о которых иначе мы не могли бы подумать или сказать.

Вторая ценность метода заключается в управлении вниманием. Когда необходимо вывести мышление за рамки простого реагирования, нам нужен способ переключения внимания с одного аспекта на другой. Шесть шляп мышления — способ концентрации внимания на шести различных аспектах предмета размышления.

Третья ценность — удобство. Символизм шести раз­личных шляп мышления позволяет попросить кого-то (и себя тоже) перевести стрелки. Вы можете попросить кого-либо проявить несогласие или перестать быть несогласным. Вы можете попросить кого-либо про­явить творческие способности. Или пересказать свою чисто эмоциональную реакцию.

Четвертая ценность заключается в определении правил игры. Людям легко их освоить. Объяснение правил игры является одним из самых эффективных спосо­бов обучения детей — вот почему они так легко осваи­вают компьютер. Шесть шляп мышления устанавли­вают определенные правила «игры в мышление». Суть этой игры заключается в его картографировании, а не в обычном процессе доказательства.

 

Шесть шляп - шесть цветов

Каждая из шести шляп мышления имеет свой цвет: белый, красный, черный, желтый, зеленый, синий. Каждый из цветов дает название своей шляпе.

Цвет каждой шляпы связан также с ее функцией.

Белая шляпа. Белый цвет нейтрален и объективен. Белая шляпа — это объективные факты и цифры.

Красная шляпа. Красный цвет предполагает гнев (глаза краснеют), страсть и эмоции. Красная шляпа дает эмоциональное видение;

Черная шляпа. Черный цвет мрачен и отрицателен. Черная шляпа обосновывает негативные аспекты — почему что-либо неосуществимо.

Желтая шляпа. Желтый — солнечный и положи­тельный цвет. Желтая шляпа подразумевает оптимизм и связана с надеждой и положительным мышлением.

Зеленая шляпа. Зеленый — это цвет активно расту­щей травы. Зеленая шляпа означает творчество и но­вые идеи.

Синяя шляпа. Синий цвет холоден; к тому же это цвет неба, которое находится выше всего. Синяя шля­па отвечает за организацию и контроль мыслительно­го процесса, а также за использование остальных шляп.

 

 

Белая шляпа

ФАКТЫИ ЦИФРЫ

Не могли бы вы сыграть роль компьютера?

Рассматривайте факты непредвзято и объективно.

Никаких интерпретаций, только голые факты.

Какие факты относятся к этому делу?

Компьютеры пока не обладают эмоциями (хотя нам, наверное, придется сделать их эмоциональными, если потребуется научить их мыслить разумно). Мы ожи­даем, что в ответ на наши запросы компьютер будет выдавать только факты и цифры. Мы не ждем, что ком­пьютер начнет спорить с нами, используя факты и цифры лишь для аргументации своих доводов.

Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации. Факты чаще приводятся с какой-то це­лью, чем сообщаются, как есть. Факты и цифры, при­веденные в рамках аргументации, никогда не могут рассматриваться объективно.

Таким образом, нам очень нужен кто-то, кто мог бы изменить ход разговора, сказав: «Только факты, пожа­луйста, — без аргументов».

К сожалению, в рамках западного мышления, осно­вывающегося на споре, предпочитают вначале приво­дить вывод и лишь затем — подкрепляющие его фак­ты. Выдвинутый мной картографический тип мышле­ния основывается на том, что вначале следует соста­вить карту и лишь потом выбирать путь. Это означает, что для начала нам нужно располагать фактами и ко­личественными данными.

Таким образом, белая шляпа мышления - это удоб­ный способ выдвинуть на первый план нейтральное и объективное рассмотрение фактов и цифр.

 

Мышление в белой шляпе

ЯПОНСКИЙ ПОДХОД

Обсуждение, доказательство и согласие.

Откуда берутся идеи, если никто их не выдвигает?

Вначале составьте карту.

Японцы никогда не перенимали западной привычки спорить. Возможно, это связано с тем, что в феодальном обществе высказывать несогласие было слишком не­вежливо или даже рискованно. Или, быть может, с тем, что взаимное уважение и чувство собственного досто­инства слишком важны для японцев, чтобы они позво­ляли себе критиковать друг друга или спорить.

Участники встреч в западном стиле приходят со своими точками зрения и во многих случаях ждут от обсуждения определенного результата и согласия дру­гих участников с этим ожидаемым конечным выводом. Далее встреча состоит из споров по поводу каждой точки зрения, в ходе которых участники могут уви­деть, кто из них выдержит критику и найдет больше сторонников из числа присутствующих.

Таким образом, первоначальные идеи изменяются и улучшаются. Это похоже на ваяние мраморной скуль­птуры, когда из каменной глыбы высекается конечный продукт.

Японские встречи не имеют согласительного харак­тера.

Западным людям тяжело понять, что японцы при­ходят на встречи без заранее сформулированных идей. Цель встречи — слушать. Тогда почему встреча не про­ходит в абсолютной тишине? Потому что каждый по­следующий участник в ответ на выступления преды­дущих надевает белую шляпу и излагает свою порцию нейтральной информации. Постепенно карта становит­ся более точной. Она становится богаче и детальнее. Ко­гда карта составлена, все ясно видят путь. Я не утверж­даю, что этот процесс длится всего одну встречу — он может растянуться на недели и месяцы.

Суть в том, что никто не высказывает заготовлен­ных идей. Информация излагается в манере белой шляпы, медленно организуясь в идею. Это происходит на глазах у участников.

Западная точка зрения такова, что форму идеи сле­дует выковывать в спорах.

Японская точка зрения состоит в том, что идеи рож­даются, как зародыш кристалла, и затем вырастают, приобретая определенную форму.

 

Мышление в белой шляпе

ФАКТЫ, ИСТИНА И ФИЛОСОФЫ

Насколько правдив факт?

Какую ценность имеют языковые игры философии?

Истины абсолютные и истины «в общем и целом».

Правда и факты не настолько тесно связаны, как может представляться большинству людей. Правда относится к словесной игровой системе, известной философия. Факты имеют отношение к поддаю­щемуся проверке опыту. Если лебеди, которых нам случалось видеть, были белыми, можем ли мы осмелиться заявить, что все лебеди белые? Можем — так мы и делаем. На данный момент утверждение является правдивой сводкой нашегo опыта. В данном смысле это тоже факт. Первый же черный лебедь, которого мы видим, делает утверждение ложным. Таким образом, мы перешли от правдивости ко лжи с поразительной внезапностью, же время, если смотреть на факты, то мы имеем опыт знакомства с сотней белых лебедей против опыта знакомства с одним черным лебедем. Таким обра­зом, исходя из опыта, мы можем сказать: «Большин­ство лебедей белые»; «В общем и целом лебеди белые»; «Чуть больше девяноста девяти процентов лебедей белые».

Эта штука под названием «в общем и целом» чрез­вычайно практична («В общем и целом дети любят мороженое»; «В общем и целом женщины пользуются косметикой»), но не имеет никакого значения для логи­ки. Слово «все» играет существенную роль в утверж­дении «Все лебеди белые». Это связано с тем, что логи­ка должна следовать от одной абсолютной истины к другой: «Если это правда, тогда из этого следует...»

Когда мы сталкиваемся с первым черным лебедем, утверждение «Все лебеди белые» становится ложным, если только мы не решим назвать черного лебедя как-нибудь по-другому. Теперь суть вопроса сводится к словам и определениям. Если мы решаем оставить белизну существенным свойством лебедя, тогда чер­ный лебедь является чем-то другим. Если мы отказы­ваемся от белизны как существенной части определе­ния, тогда мы можем включить в него черного лебедя, основывая определение лебедя на других признаках. Составление таких определений и манипулирование ими являются сущностью философии.

Итог мышления в белой шляпе — информация, ко­торую можно использовать. Так что идиомы «в целом и общем» и «вообще» вполне приемлемы. Придать этим достаточно неопределенным идиомам некоторую кон­кретность — задача статистики. Не всегда есть возмож­ность собрать такие данные, так что нам часто прихо­дится использовать двухфазную систему (уверенность, проверенный факт).

...В общем и целом большие корпорации, расходую­щие свои средства исходя из экстраполированных дан­ных о будущих продажах, попадают в неприятности.

(Можно указать несколько компаний, которые так делали и имели успех.)

...Если вы много работаете, то достигнете успеха в жизни.

(Многие трудолюбивые люди не особенно успешны.)

Существует спектр вероятности, который может быть выражен следующим образом:

- всегда правда;

- обычно правда;

- в общем правда;

- в общем и целом;

- скорее да, чем нет;

- где-то в половине случаев;

- часто;

- иногда правда;
- изредка правда;

- известны случаи;

- икогда не правда;

- не может быть правдой (спорно).

Как далеко позволяет зайти роль белой шляпы? Как раньше, ответ на этот вопрос кроется в широте информации. Например, иногда полезно знать, что какие-то вещи происходят лишь изредка. Корь обычно неопасна, но иногда за ней может следовать вторичная инфекция, например ушная.

Очевидно, что обладание такой информацией имеет огромную ценность. Но существует также дилемма: во втором примере люди могут преувеличить опасность энцефалита, спровоцированного прививкой, в тысячи раз. Значит, для того чтобы избежать непреднамеренной дезинформации, лучше привести реальные данные.

Возможны ли в рамках мышления в белой шляпе забавные случаи?

...Один человек выпал из самолета без парашюта и выжил.

...Говорят, Форд разработал автомобиль «Эдсель» на основе маркетингового исследования и это оберну­лось полной катастрофой.

Это на самом деле могут быть факты, а значит, мыслитель в белой шляпе имеет право высказывать их. Они должны быть определены как «анекдоты» или «происшествия».

...Часто разработки, основанные на маркетинговых исследованиях, не имеют успеха. Возьмем, к примеру, автомобиль «Эдсель», дизайн которого, как говорят, был основан на маркетинговом исследовании. Это была ошибка.

Приведенное выше утверждение не является при­мером допустимого мышления в белой шляпе, если только утверждение, что разработки, основанные на маркетинговых исследованиях, не имеют успеха, не подтверждено большим количеством фактов. Кошки могут падать с крыш, но это не является их обычным поведением.

Исключения стоят отдельно, потому что это исклю­чения. Мы замечаем черных лебедей, потому что их обычно гораздо меньше, чем белых. Мы замечаем чело­века, который выжил, выпав из самолета без парашю­та, потому что это что-то необычное. Пример с автомо­билем «Эдсель» всегда приводят по той же причине. Цель мышления в белой шляпе заключается в том, чтобы быть практичным. Так что мы должны быть способны выдать все виды информации. Важным ас­пектом является ее широта.

...Все эксперты предсказывают, что процентная ставка упадет к концу года.

...Я говорил с четырьмя экспертами, и каждый из нихвысказал прогноз, что процентная ставка упадет к концу года.

...Я говорил с мистером Флинтом, мистером Зиглером, мисс Кальятто и мистером Суарезом, и все они считают, что процентная ставка упадет к концу года. Перед нами три уровня точности. И даже третий уровень может быть недостаточно полным. Я мог бы захотеть узнать, когда вы говорили с этими экспертами. Мышление в белой шляпе не подразумевает ничего абсолютного. Это направление, двигаясь в котором мы пытаемся стать лучше.

 

 

Красная шляпа

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Антипод нейтральной, объективной информации.

Подозрительность, интуиция, впечатления.

Не нужно ничего доказывать.

Не нужно приводить причины или давать основания.

Мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления. Красная шляпа представляет собой опре­деленный канал, через который можно выплеснуть все это наружу и сделать легитимной частью общей карты.

Если исключить эмоции и чувства как компоненты из процесса мышления, они спрячутся на заднем пла­не и будут незаметно влиять на мышление. Эмоции, чувства, подозрения и интуиция сильны и реальны. Красная шляпа признает это.

Мышление в красной шляпе является почти пол­ной противоположностью мышления в белой шляпе — нейтрального, объективного и лишенного эмоциональ­ных оттенков.

...Не спрашивайте меня почему — мне просто не нра­вится эта сделка. От нее плохо пахнет.

...Я не люблю его и не хочу вести с ним бизнес. Вот и все.

...Я подозреваю, что этот кусочек земли за церковью будет дорого стоить через несколько лет.

...Этот дизайн отвратителен. Он никогда не станет модным. Это напрасная трата денег.

...Генри — мое слабое место. Я знаю, что он мошен­ник и, безусловно, злоупотребил нашим доверием. Но он сделал это со вкусом. Он мне нравится.

...Мой инстинкт говорит мне, что эта сделка никогда не выгорит. Она обречена на провал.

...Я чувствую, что это безнадежное положение. Мы обречены, если пойдем на это, и если не пойдем — тоже обречены. Давайте из этого выбираться.

...Я не думаю, что честно скрывать эту информацию до тех пор, пока не заключена сделка.. Человек, который хочет выразить свои чувства, дол­жен потянуться за красной шляпой. Эта шляпа дает официальное право выражать эмоции, предчувствия и т. и. Красная шляпа никогда не обязывает обосновы­вать или объяснять свои чувства. Надев красную шляпу, вы можете играть роль эмоционального мыслите­ля, который скорее реагирует и чувствует, чем делает рациональные шаги.

 

Мышление в красной шляпе

РОЛЬ ЭМОЦИЙ

Мешают ли эмоции мышлению или же являются его частью?

В какой момент возникают эмоции?

Могут ли эмоциональные люди быть хорошими мыслителями?

Согласно традиционной точке зрения, эмоции ме­шают мышлению. Предполагается, что хороший мыс­литель хладнокровен и отрешен, что на него не влияют эмоции. Он должен быть объективным и рассматри­вать факты, как они есть, а не в соответствии со своими эмоциональными состояниями. Иногда даже утверж­дают, что женщины слишком эмоциональны, чтобы быть хорошими мыслителями. Говорят, что женщинам не хватает отрешенности, необходимой для принятия правильных решений.

В то же время хорошее решение должно завершать­ся эмоциями. Я придаю особое значение именно за­вершающему этапу. Когда мы используем мышление, чтобы составить карту, мы руководствуемся предпочте­ниями и эмоциями. Позже я вернусь к этому моменту.

Эмоции придают значимость мыслительному про­цессу и приспосабливают его к нашим потребностям и сиюминутному контексту. Они являются необходимой составляющей деятельности мозга, а не вторжением в эту деятельность, не пережитком эпохи Животного выживания.

Эмоции могут повлиять на мышление в трех слу­чаях.

Мышление может происходить на фоне сильного чувства страха, злости, ненависти, подозрения, завис­ти или любви. Этот фон ограничивает и искажает лю­бое восприятие. Надевание красной шляпы дает воз­можность определить влияние чувств на мышление. Весь процесс мышления может быть обусловлен та­ким фоновым чувством. Оно может быть связано с каким-то человеком, ситуацией или другими причи­нами.

Во втором случае эмоции возникают из-за первона­чальных ощущений. Вы чувствуете себя оскорблен­ным, и поэтому все размышления о вашем обидчике окрашены этим чувством. Вы чувствуете (возможно, ошибочно), что кто-то что-то говорит ради собствен­ной выгоды, и поэтому не верите его словам. Вы чувствуете, что за словами скрывается реклама, и потому не верите им. Мы выносим такие поспешные суждения очень быстро и запираемся внутри чувств, вызван­ных этими суждениями. Мышление в красной шляпедает возможность выносить такие чувства прямо на поверхность сразу же, как только они возникают.

...Если бы мне пришлось надеть красную шляпу, я сказал бы, что ваше предложение более выгодно для ваших собственных интересов, чем для интересов ком­пании.

...Красная шляпа подсказывает мне, что вы хотите противостоять слиянию компаний скорее для того, чтобы сохранить свою работу, а не для того, чтобы принести пользу владельцам акций.

Третий момент, когда эмоции могут подняться на сцену, — это когда карта ситуации уже составлена. Та­кая карта должна отражать и эмоции, вызванные наде­ванием красной шляпы. Эмоции — в том числе и жела­ние собственной выгоды — используются при выборе пути на карте. Каждое решение имеет свою ценность. Мы эмоционально реагируем на ценность. Наши реак­ция на ценность свободы эмоциональна (особенно если ранее мы были лишены свободы).

...Теперь, когда у нас есть ясная картина ситуации, в которой мы, скорее всего, окажемся, давайте наде­нем красные шляпы мышления и сделаем эмоциональ­ный выбор дальнейших действий.

...Из двух возможностей выбора — продолжать за­бастовку или соглашаться на переговоры — я предпо­читаю первый вариант. Мне не кажется, что это подхо­дящее время для переговоров. Ни одна из сторон не потерпела достаточно, для того чтобы согласиться что-нибудь уступить.

Для тех, кто видит ценность выражения чувств в процессе мышления, красная шляпа предоставляет полезные средства легитимизации этих эмоций, что­бы они могли занять свое место на конечной карте.

Но может ли мышление в красной шляпе выпус­тить когда-либо на поверхность те эмоции, которые должны быть скрыты?

...Я против ее назначения, потому что завидую ей и ее стремительному карьерному росту.

Открыл ли бы кто-нибудь когда-нибудь такую за­висть? Наверное, нет. Но идиома красной шляпы по­зволяет обойти это.

...Я собираюсь надеть свою красную шляпу и затем сказать, что несогласие с продвижением Анны по служ­бе может быть частично основано на зависти.

Альтернативный вариант:

...Я собираюсь спрятаться под своей красной шля­пой и сказать, что против продвижения Анны по служ­бе. Просто я так чувствую.

Также следует помнить, что человек глубиной сво­его разума может решить надеть красную шляпу мыш­ления. Это позволяет вынести свои эмоции на поверх­ность легитимным образом.

...Тут может присутствовать элемент страха — стра­ха перед трудностями, связанными со сменой работы.

...Да, я очень зол. И в данный момент я просто хочу вернуть свое.

...Я должен признать, что эта работа делает меня несчастным.

Мышление в красной шляпе воодушевляет к поис­ку: «Какие эмоции вовлечены в данный процесс?»

 

Мышление в красной шляпе

ИНТУИЦИЯ И ПРЕДЧУВСТВИЯ

Насколько надежна интуиция?

Насколько ценна интуиция?

Как использовать интуицию?

Слово интуиция используется в двух смыслах. Пер­вый — интуиция как внезапное озарение. Это значит, что нечто понимаемое ранее одним способом внезапно начинает пониматься по-другому. Это может вылиться в творческий акт, научное открытие или решение мате­матической задачи.

...Переключите внимание с победителя на тех, кто проиграл, и вы быстро поймете, что для того, чтобы определить победителя из числа 131 участника, необ­ходимо провести 130 матчей, чтобы выявить 130 про­игравших.

Еще одно использование слова «интуиция» подра­зумевает мгновенное схватывание и понимание ситу­ации. Это результат сложного суждения, основанного на опыте, — суждения, которое, возможно, не может быть классифицировано или даже не имеет словесного выражения. Когда вы узнаете друга, то делаете это мгновенно, как создавая сложное суждение, основан­ное на многих факторах.

...У меня есть предчувствие, что электромобиль просто не будет продаваться.

Такое предчувствие может быть основано на знаниирынка, опыте работы с подобными продуктами и понимании динамики рынка в этом ценовом диапазоне.

Здесь я хочу разобраться с предчувствиями, основанными на «сложных» суждениях.

Интуиция, предчувствия и чувства находятся близ­ко. Предчувствие — это гипотеза, основанная на инту­иции. Чувство может колебаться от чего-то вроде эстетического чувства (почти что дело вкуса) до опреде­ленного суждения.

...У меня есть чувство, что в решающий момент я ^отступлю.

...У меня есть сильное чувство, что этот проездной билети этот велосипед являются ключевыми уликами расследовании убийства.

...У меня есть чувство, что это неправильная теория, на слишком сложна и беспорядочна.

Очевидно, что все успешные ученые, успешные предприниматели и успешные генералы обладают способ­ностью «чувствовать» ситуацию. О предпринимателе говорим, что у него «нюх на деньги». Подразумевая, что выгода не столь очевидна, чтобы ее замечали, но предприниматель с особо развитым нюхом на деньги может определить ее.

Интуиция не предполагает ничего безошибочного. Вазартных играх интуиция, как это печально извест­но, сбивает с толку. Если красное выпало пять подряд в рулетку, интуиция громко заявляет, что следую­щим выпадет черное. В то же время нечетные числа остаются теми же. У стола нет памяти.

Как же мы должны относиться к интуиции и чув­ствам?

Во-первых, мы легитимизируем их с помощью крас­ной шляпы. Красная шляпа разрешает нам спраши­вать про чувства, а также выражать их, делая частью мышления. Возможно, эмоции и интуиция должны иметь разные шляпы, но это только усложнит дело. Я уверен, что их можно рассматривать вместе под за­головком «чувства», даже несмотря на то что их при­рода различна.

Мы можем попытаться проанализировать причины, стоящие за интуитивным суждением, но вряд ли до­бьемся полного успеха. Если мы не можем вербально сформулировать наши причины, должны ли мы дове­рять суждению?

Будет сложно сделать крупное капиталовложение на основании предчувствия. Лучше всего рассматри­вать интуицию как часть карты.

Можно относиться к Интуиции так, как кто-то отно­сится к советникам. Если советник был надежен в прошлом, мы, скорее всего, будем уделять больше вни­мания предложенным советам. Если интуиция во мно­гих случаях не подводила, мы можем быть более склон­ны слушать ее.

...Есть все основания для того, чтобы отказаться от снижения стоимости, но моя интуиция говорит мне, что это единственный способ восстановить удельный вес товара в обороте рынка.

Опытный агент по продаже недвижимости разви­вает чувство возможности. Его опыт выражен в интуиции, которая говорит ему, какие сделки совершать, а за какие лучше не браться. Роль интуиции в сфере недвижимости может быть очень огромна, потому что она извлечена из опыта. Но ценность этой интуиции, скажем, во время предвыборной кампании может стре­миться к нулю.

Интуицией также можно пользоваться по принци­пу «в чем-то выиграешь, а в чем-то проиграешь». Ин­туиция не всегда может быть верна, но если она чаще была права, чем не права, тогда общий результат будет положительным.

Не стоит приписывать интуиции непогрешимость мистического оракула. В то же время интуиция явля­ется частью мышления. Она там. Она реальна. И она может внести свой вклад.

...Не могли бы вы поделиться чувством, возникшим у вас по поводу этого слияния компаний, когда вы радели красную шляпу?

...Моя красная шляпа подсказывает, что довольно скоро цены на имущество опять возрастут.

...Не поделитесь ли вы со мной мыслями из-под красной шляпы по поводу этой рекламной компании?

...Моя красная шляпа говорит, что это предложение не будет принято.

Где встречаются интуиция и мнение? Мы видели, о мышление в белой шляпе не позволяет выражать мнения (хотя оно может позволить сообщить мнение, высказанное кем-то другим). Это потому, что мнение основано на суждении, интерпретации и интуиции, баланс может быть на стороне суждения об известных актах или на стороне чувства, основанного на неизвестных факторах. Мнения могут высказываться под красной, черной или желтой шляпами. Когда исполь­зуется красная шляпа, лучше всего выразить мнение как чувство.

...Я чувствую, что именно скука является причиной большинства преступлений, совершаемых подростками.

...Мое чувство говорит, что кинотеатру требуется несколько широко разрекламированных акций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: