Мышление в зеленой шляпе




ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИДЕЯМИ?

Что будет дальше?

Оформление идеи и поиск ее применения.

Менеджер концепций.

Один из самых слабых аспектов творчества — это «пожинание плодов» идей. Я присутствовал на мно­жестве творческих сессий, где рождалось много хоро­ших идей. Однако на заключительной стадии многие из этих идей были проигнорированы участниками.

Мы склонны обращать внимание только на заклю­чительное, разумное решение. Все остальное мы игно­рируем. Кроме этого умного варианта решения, мно­гие другие варианты также могут иметь ценность. Могут появиться новые направления развития концеп­ций, для которых не нашлось способов применения. Могут всплыть не до конца оформленные идеи, кото­рые неприменимы, так как требуют большой работы. Могут возникнуть новые принципы, хотя они и не всегда вписываются в рамки практичности. Может измениться «привкус» какой-то идеи. Может произой­ти сдвиг в области принятия решений (в той сфере, где происходит поиск ответов). Могут возникнуть по-но­вому; определенные области чувствительности к иде­ям» (сферы, в которых появление новой концепции коренным образом меняет суть дела). Все эти случаи должны быть замечены.

В некоторых своих работах я предлагал роль мене­джера концепций. Это тот, кто несет ответственность за стимулирование идей, их сбор и присмотр за ними. Это человек, который организовывал бы сессии по ге­нерации идей. Он подсовывал бы проблемы под носы тех, кто должен решить их. Это человек, который сле­дил бы за идеями так же, как финансовый менеджер — за финансами.

Если такой человек существует, он собирает «про­дукт» мышления в зеленой шляпе. Если нет, продукт остается у производителя для собственного использо­вания.

Синяя шляпа

УПРАВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕМ

Мышление о мышлении.

Инструкции для мышления.

Организация мышления.

Управление другими шляпами.

Представьте себе пульт управления. Управляет этим пультом некто одетый в синюю спецодежду и синюю шляпу.

Надевая синюю шляпу, мы больше не думаем об объекте; мы начинаем думать о мышлении, необходи­мом для изучения этого объекта. Синий цвет символи­зирует обзорный контроль, так как небо покрывает все. Это холодный цвет отрешенности, обладающий властью.

Нося синюю шляпу мышления, мы говорим себе (или другим), какую из пяти шляп надеть. Компьютеры действуют в соответствии с програм­мами, которые «говорят» им, что делать в этот и следу­ющий моменты. Синяя шляпа программирует челове­ческое мышление.

В синей шляпе мы можем составить план мышле­ния, в деталях описывающий, что должно происходить и в какой последовательности. Мы также можем ис­пользовать синюю шляпу, чтобы давать сиюминутные инструкции. Балет предполагает наличие хореографа, который превращает отдельные движения в последо­вательный танец. Когда нам нужен хореограф, кото­рый руководил бы движениями нашего мышления, мы надеваем синюю шляпу.

Такое понимание формально структурированного мышления очень отличается от понимания мышления как саморазвивающейся дискуссии, не имеющей все­объемлющей структуры.

Мышление часто бывает пустой болтовней, а также реакцией на то, что время от времени всплывает на поверхность.

Существует некое ощущение цели, но оно никогда не озвучивается ни как общая задача, ни как одна из подзадач. Предложения, суждение, критика, информа­ция и чистая эмоция смешаны вместе в своего рода мыслительное ассорти.

Было бы хорошо, если бы боль­шая часть картографического мышления была проде­лана до того, как возникли разные точки зрения. Так происходит лишь изредка. Мыслитель быстро огля­дывается в поисках точки зрения, основанной на опы­те и предубеждениях, а затем ищет, как бы улучшить этот взгляд посредством спора. Типичный пример — традиционный метод написания сочинений в школе. Ученику предлагают изложить свой вывод в первой строчке сочинения, а затем на нескольких страницах доказать его. Мышление используется для поддерж­ки, а не для исследования. То же самое происходит с политиками и в зале суда. Обе стороны начинают с заранее установленных позиций.

Если мы собираемся использовать картографичес­кий тип мышления, нам нужно иметь структуру. На­падение и защита больше не могут составить струк­туру. Так же как исследователю нужен какой-то план процедуры, так и мыслителю требуется определенная организованная структура.

Структура мышления в синей шляпе может предо­ставить план того, что должно происходить в каждый момент дискуссии, — что-то похожее на компьютерную программу. Еще чаще мышление в синей шляпе контролирует мышление дискуссионного типа таким же образом, как кучер контролирует бег лошадей, из­меняя время от времени их направление.

Следует сказать, что мышление в синей шляпе не ограничивается правилами использования других шляп. Синяя шляпа может быть использована для орга­низации других аспектов мышления, таких как оценка приоритетов или перечисление ограничений.

 

Мышление в синей шляпе

ФОКУСИРОВАНИЕ

Задавать правильные вопросы.

Определить проблему.

Ставить задачи для мышления.

Фокусирование — одна из ключевых ролей синей шляпы. Разница между хорошим и слабым мыслите­лем часто заключается в способности сосредоточивать­ся. О чем следует размышлять? Недостаточно просто осознавать широкое предназначение мышления.

...Мы хотим сфокусироваться на подготовке спект­ра возможных действий в ответ на снижение цены нашими конкурентами.

...Давайте сфокусируемся на том, чего каждый из нас ожидает от этого отпуска.

Фокус может быть широким или узким. Широкий фокус может иметь несколько конкретных объектов фокусирования. Важный аспект внимания — оно долж­но быть озвучено в определенной манере. Мышление в синей шляпе должно использоваться для того, чтобы определять цель сосредоточения. Время, уделенное размышлениям о мышлении, не потрачено зря.

...Я надеваю свою синюю шляпу и говорю, что мы заплыли очень далеко от того, над чем собирались поразмышлять. У нас действительно есть много инте­ресных идей, но ни одна из них не относится к перво­начальному фокусу. Мы должны вернуться к нему. Есть ли еще комментарии из-под синей шляпы?

Постановка вопроса — самый простой способ фоку­сирования мышления. Очень часто говорят, что пра­вильная постановка вопроса может быть самой про­стой частью мышления. К сожалению, намного легче задавать правильные вопросы, оценивая прошедшие события, после того как ответ уже был дан. Тем не менее обращать внимание на широту и фокус вопроса — важ­ный аспект мышления в синей шляпе.

Есть изучающий, наводящий вопрос (как надевание наживки на крючок, хотя не из­вестно точно, кто клюнет). Есть внезапный вопрос, кото­рый используется для проверки точки зрения. На него может быть дан лишь прямой ответ «да» или «нет» (это как целиться в птицу и попасть либо промахнуться).

...Вопрос не в том, сколько мы сделаем, а в том, ко­гда мы это сделаем. Важно определить время. Какие факторы мы должны учитывать, выбирая время?

...Вопрос в том, действительно ли клиент понял налоговые преимущества или же они просто предоста­вили продавцам удобную стартовую площадку для продажи страховки.

На самом деле проблемным является лишь один, особый тип вопросов: как мы этого добьемся? Опреде­ление проблемы важно, в противном случае решение может быть неподходящим или неверным. Действи­тельно ли это проблема? Почему мы хотим решить эту проблему? Какая проблема лежит в основе?

...Холодная погода на самом деле не проблема. Про­блема — восприятие ее людьми. Вот что мы можем изменить.

...Проблема не в том, что у нас нет снега, а в том, что у нас нельзя кататься на лыжах. Поэтому мы сажаем людей в автобусы и везем туда, где есть снег.

Одной из ролей мыслителя, надевшего синюю шля­пу, является также определение конкретных задач. Эта роль становится даже более важной, когда мыслитель думает в одиночестве.

...Определите цель этой встречи. Какой результат мы считали бы успешным?

...Начните с перечисления пунктов соглашения меж­ду двумя сторонами.

Мыслительная задача может быть размером с иго­лочное ушко или же очень широкой. Она может требо­вать конкретного достижения или касаться информа­ции в конкретной области.

...Мне просто нужны какие-нибудь исследователь­ские идеи о бизнесе покупок по каталогам.

...Как бы нам узнать, была ли их стратегия успеш­ной?

...Почему мы испытываем трудности в выборе меж­ду этими альтернативными решениями?

Если мыслительная задача не может быть решена, следует выявить ошибки.

...Мы не нашли объяснения роста потребления сла­достей. Мы должны вернуться к этому позже и поис­кать какую-нибудь гипотезу, поддающуюся проверке.

Мыслитель в синей шляпе придерживается цели и говорит: «Вот она. Стреляйте в этом направлении».

Мышление в синей шляпе

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Шаг за шагом.

Программное обеспечение для мышления.

Хореография.

У компьютеров есть программное обеспечение, ко­торое направляет их в каждой конкретной ситуации. Компьютеры не могут работать без программного обес­печения. Одна из функций мышления в синей шля­пе — разработка программного обеспечения для раз­мышлений над определенным вопросом. Можно пользоваться универсальными структурами, примени­мыми к любой ситуации. Одна из таких структур: цель, информация, решения, выбор, действия. В этой главе я хочу рассмотреть специаль­ное программное обеспечение, разработанное для каж­дой из ситуаций.

...Мы начнем с мышления в синей шляпе, чтобы составить программу, которой будем следовать в даль­нейшем.

 

 

Мышление в синей шляпе

ОБОБЩЕНИЯ И ВЫВОДЫ

Наблюдение и обзор.

Комментарий.

Подведение итогов, выводы, сбор урожая и доклады.

Человек в синей шляпе смотрит на ту шляпу мыш­ления, которая в данный момент находится на сцене. Он — хореограф, но еще и критик, который следит за происходящим. Человек в синей шляпе не ведет ма­шину по дороге, а наблюдает за водителем. Он также обращает внимание на выбор маршрута.

Надевая синюю шляпу, мы делаем замечания по по­воду того, что наблюдаем.

...Мы проводим слишком много времени в спорах по этому поводу. Давайте просто отметим его как пункт, по которому существуют конфликтующие взгляды.

...Нас, кажется, слишком волнует стоимость этой операции, но мы еще не определили, принесет ли она какую-нибудь пользу. Это, конечно, следует опреде­лить в первую очередь.

...Дэвид, ты все время пытаешься протолкнуть одну и ту же идею. Мы приняли ее во внимание как хоро­шее предложение и обязательно рассмотрим позже. Я думаю, нам стоит попытаться найти альтернативные решения. Мы должны провести исследование, а не вести спор.

Время от времени мыслитель в синей шляпе делает обзор того, что происходило и что было достигнуто. Именно он стоит у доски, чтобы сделать список най­денных альтернативных решений.

...Давайте подытожим то, к чему мы пришли на дан­ный момент.

...Я хочу перечислить основные положения, кото­рые мы обсудили. Если мое сообщение вызовет у кого-нибудь несогласие, пусть он даст мне об этом знать.

Задача мыслителя в синей шляпе — оформить то, что казалось хаотичной дискуссией.

Хоть я и говорю о мыслителе в синей шляпе в един­ственном числе, но эти задачи могут решать и все чле­ны группы. Действительно, мыслитель в синей шляпе может попросить всех остальных надеть головные убо­ры того же цвета и совместно работать над задачей.

...Давайте на этом остановимся. Предлагаю всем нам надеть синие шляпы, и пусть каждый из нас подыто­жит, к чему мы, как нам кажется, пришли на данный момент.

...Пусть сидящие за столом выскажутся по очереди. Наденьте синие шляпы и скажите мне, к чему мы при­шли.

Подобно тому как промежуточное подведение ито­гов является ролью мыслителя в синей шляпе, оформ­ление окончательного вывода также является функ­цией синей шляпы.

...Надев синюю шляпу, я думаю, что выводы могут быть такими...

... Все ли согласны, что это те выводы, к которым мы пришли?

Составление списка окончательных выводов явля­ется делом синей шляпы. И.это необязательно должен быть один человек (хоть бывает и так): каждый участ­ник входит в роль мыслителя в синей шляпе, чтобы последовательно и объективно высказаться по поводу всего происходившего.

Одна из функций синей шляпы — функция фото­графа, который наблюдает за ходом мышления и запе­чатлевает его.

 

Мышление в белой шляпе

Представьте себе компьютер, выдающий факты и дан­ные, которые у него запрашивают. Компьютер бесстра­стен и объективен. Он не предлагает пользователю ни интерпретаций, ни мнений. Когда человек надевает бе­лую шляпу, он должен уподобиться компьютеру.

Человек, запрашивающий информацию, должен использовать направляющие вопросы с целью получе­ния или уточнения информации.

На практике существует двухступенчатая система информации. На первой ступени находятся проверен­ные и доказанные факты, на второй — факты, приня­тые на веру, но пока еще не полностью проверенные, то есть факты второго уровня.

Существует спектр вероятности, ограниченный утверждениями, которые являются правдой всегда, с одной стороны, и утверждениями, ложными во всех случаях, — с другой. Между этими двумя крайностя­ми существуют приемлемые степени вероятности, такие как «в общем и целом», «иногда» и «изредка». Информация такого рода может излагаться носите­лем белой шляпы с использованием подходящей «рам­ки», указывающей степень вероятности.

Мышление в белой шляпе подразумевает дисцип­лину и руководство. Человек стремится быть нейтраль­ным и объективным в предоставлении информации. Вас могут попросить надеть белую шляпу мышления или вы сами можете попросить кого-то надеть ее. Вы можете надеть или снять шляпу по собственному же­ланию.

Белый цвет (отсутствие цвета) означает нейтраль­ность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: