ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИДЕЯМИ?
Что будет дальше?
Оформление идеи и поиск ее применения.
Менеджер концепций.
Один из самых слабых аспектов творчества — это «пожинание плодов» идей. Я присутствовал на множестве творческих сессий, где рождалось много хороших идей. Однако на заключительной стадии многие из этих идей были проигнорированы участниками.
Мы склонны обращать внимание только на заключительное, разумное решение. Все остальное мы игнорируем. Кроме этого умного варианта решения, многие другие варианты также могут иметь ценность. Могут появиться новые направления развития концепций, для которых не нашлось способов применения. Могут всплыть не до конца оформленные идеи, которые неприменимы, так как требуют большой работы. Могут возникнуть новые принципы, хотя они и не всегда вписываются в рамки практичности. Может измениться «привкус» какой-то идеи. Может произойти сдвиг в области принятия решений (в той сфере, где происходит поиск ответов). Могут возникнуть по-новому; определенные области чувствительности к идеям» (сферы, в которых появление новой концепции коренным образом меняет суть дела). Все эти случаи должны быть замечены.
В некоторых своих работах я предлагал роль менеджера концепций. Это тот, кто несет ответственность за стимулирование идей, их сбор и присмотр за ними. Это человек, который организовывал бы сессии по генерации идей. Он подсовывал бы проблемы под носы тех, кто должен решить их. Это человек, который следил бы за идеями так же, как финансовый менеджер — за финансами.
Если такой человек существует, он собирает «продукт» мышления в зеленой шляпе. Если нет, продукт остается у производителя для собственного использования.
Синяя шляпа
УПРАВЛЕНИЕ МЫШЛЕНИЕМ
Мышление о мышлении.
Инструкции для мышления.
Организация мышления.
Управление другими шляпами.
Представьте себе пульт управления. Управляет этим пультом некто одетый в синюю спецодежду и синюю шляпу.
Надевая синюю шляпу, мы больше не думаем об объекте; мы начинаем думать о мышлении, необходимом для изучения этого объекта. Синий цвет символизирует обзорный контроль, так как небо покрывает все. Это холодный цвет отрешенности, обладающий властью.
Нося синюю шляпу мышления, мы говорим себе (или другим), какую из пяти шляп надеть. Компьютеры действуют в соответствии с программами, которые «говорят» им, что делать в этот и следующий моменты. Синяя шляпа программирует человеческое мышление.
В синей шляпе мы можем составить план мышления, в деталях описывающий, что должно происходить и в какой последовательности. Мы также можем использовать синюю шляпу, чтобы давать сиюминутные инструкции. Балет предполагает наличие хореографа, который превращает отдельные движения в последовательный танец. Когда нам нужен хореограф, который руководил бы движениями нашего мышления, мы надеваем синюю шляпу.
Такое понимание формально структурированного мышления очень отличается от понимания мышления как саморазвивающейся дискуссии, не имеющей всеобъемлющей структуры.
Мышление часто бывает пустой болтовней, а также реакцией на то, что время от времени всплывает на поверхность.
Существует некое ощущение цели, но оно никогда не озвучивается ни как общая задача, ни как одна из подзадач. Предложения, суждение, критика, информация и чистая эмоция смешаны вместе в своего рода мыслительное ассорти.
Было бы хорошо, если бы большая часть картографического мышления была проделана до того, как возникли разные точки зрения. Так происходит лишь изредка. Мыслитель быстро оглядывается в поисках точки зрения, основанной на опыте и предубеждениях, а затем ищет, как бы улучшить этот взгляд посредством спора. Типичный пример — традиционный метод написания сочинений в школе. Ученику предлагают изложить свой вывод в первой строчке сочинения, а затем на нескольких страницах доказать его. Мышление используется для поддержки, а не для исследования. То же самое происходит с политиками и в зале суда. Обе стороны начинают с заранее установленных позиций.
Если мы собираемся использовать картографический тип мышления, нам нужно иметь структуру. Нападение и защита больше не могут составить структуру. Так же как исследователю нужен какой-то план процедуры, так и мыслителю требуется определенная организованная структура.
Структура мышления в синей шляпе может предоставить план того, что должно происходить в каждый момент дискуссии, — что-то похожее на компьютерную программу. Еще чаще мышление в синей шляпе контролирует мышление дискуссионного типа таким же образом, как кучер контролирует бег лошадей, изменяя время от времени их направление.
Следует сказать, что мышление в синей шляпе не ограничивается правилами использования других шляп. Синяя шляпа может быть использована для организации других аспектов мышления, таких как оценка приоритетов или перечисление ограничений.
Мышление в синей шляпе
ФОКУСИРОВАНИЕ
Задавать правильные вопросы.
Определить проблему.
Ставить задачи для мышления.
Фокусирование — одна из ключевых ролей синей шляпы. Разница между хорошим и слабым мыслителем часто заключается в способности сосредоточиваться. О чем следует размышлять? Недостаточно просто осознавать широкое предназначение мышления.
...Мы хотим сфокусироваться на подготовке спектра возможных действий в ответ на снижение цены нашими конкурентами.
...Давайте сфокусируемся на том, чего каждый из нас ожидает от этого отпуска.
Фокус может быть широким или узким. Широкий фокус может иметь несколько конкретных объектов фокусирования. Важный аспект внимания — оно должно быть озвучено в определенной манере. Мышление в синей шляпе должно использоваться для того, чтобы определять цель сосредоточения. Время, уделенное размышлениям о мышлении, не потрачено зря.
...Я надеваю свою синюю шляпу и говорю, что мы заплыли очень далеко от того, над чем собирались поразмышлять. У нас действительно есть много интересных идей, но ни одна из них не относится к первоначальному фокусу. Мы должны вернуться к нему. Есть ли еще комментарии из-под синей шляпы?
Постановка вопроса — самый простой способ фокусирования мышления. Очень часто говорят, что правильная постановка вопроса может быть самой простой частью мышления. К сожалению, намного легче задавать правильные вопросы, оценивая прошедшие события, после того как ответ уже был дан. Тем не менее обращать внимание на широту и фокус вопроса — важный аспект мышления в синей шляпе.
Есть изучающий, наводящий вопрос (как надевание наживки на крючок, хотя не известно точно, кто клюнет). Есть внезапный вопрос, который используется для проверки точки зрения. На него может быть дан лишь прямой ответ «да» или «нет» (это как целиться в птицу и попасть либо промахнуться).
...Вопрос не в том, сколько мы сделаем, а в том, когда мы это сделаем. Важно определить время. Какие факторы мы должны учитывать, выбирая время?
...Вопрос в том, действительно ли клиент понял налоговые преимущества или же они просто предоставили продавцам удобную стартовую площадку для продажи страховки.
На самом деле проблемным является лишь один, особый тип вопросов: как мы этого добьемся? Определение проблемы важно, в противном случае решение может быть неподходящим или неверным. Действительно ли это проблема? Почему мы хотим решить эту проблему? Какая проблема лежит в основе?
...Холодная погода на самом деле не проблема. Проблема — восприятие ее людьми. Вот что мы можем изменить.
...Проблема не в том, что у нас нет снега, а в том, что у нас нельзя кататься на лыжах. Поэтому мы сажаем людей в автобусы и везем туда, где есть снег.
Одной из ролей мыслителя, надевшего синюю шляпу, является также определение конкретных задач. Эта роль становится даже более важной, когда мыслитель думает в одиночестве.
...Определите цель этой встречи. Какой результат мы считали бы успешным?
...Начните с перечисления пунктов соглашения между двумя сторонами.
Мыслительная задача может быть размером с иголочное ушко или же очень широкой. Она может требовать конкретного достижения или касаться информации в конкретной области.
...Мне просто нужны какие-нибудь исследовательские идеи о бизнесе покупок по каталогам.
...Как бы нам узнать, была ли их стратегия успешной?
...Почему мы испытываем трудности в выборе между этими альтернативными решениями?
Если мыслительная задача не может быть решена, следует выявить ошибки.
...Мы не нашли объяснения роста потребления сладостей. Мы должны вернуться к этому позже и поискать какую-нибудь гипотезу, поддающуюся проверке.
Мыслитель в синей шляпе придерживается цели и говорит: «Вот она. Стреляйте в этом направлении».
Мышление в синей шляпе
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Шаг за шагом.
Программное обеспечение для мышления.
Хореография.
У компьютеров есть программное обеспечение, которое направляет их в каждой конкретной ситуации. Компьютеры не могут работать без программного обеспечения. Одна из функций мышления в синей шляпе — разработка программного обеспечения для размышлений над определенным вопросом. Можно пользоваться универсальными структурами, применимыми к любой ситуации. Одна из таких структур: цель, информация, решения, выбор, действия. В этой главе я хочу рассмотреть специальное программное обеспечение, разработанное для каждой из ситуаций.
...Мы начнем с мышления в синей шляпе, чтобы составить программу, которой будем следовать в дальнейшем.
Мышление в синей шляпе
ОБОБЩЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Наблюдение и обзор.
Комментарий.
Подведение итогов, выводы, сбор урожая и доклады.
Человек в синей шляпе смотрит на ту шляпу мышления, которая в данный момент находится на сцене. Он — хореограф, но еще и критик, который следит за происходящим. Человек в синей шляпе не ведет машину по дороге, а наблюдает за водителем. Он также обращает внимание на выбор маршрута.
Надевая синюю шляпу, мы делаем замечания по поводу того, что наблюдаем.
...Мы проводим слишком много времени в спорах по этому поводу. Давайте просто отметим его как пункт, по которому существуют конфликтующие взгляды.
...Нас, кажется, слишком волнует стоимость этой операции, но мы еще не определили, принесет ли она какую-нибудь пользу. Это, конечно, следует определить в первую очередь.
...Дэвид, ты все время пытаешься протолкнуть одну и ту же идею. Мы приняли ее во внимание как хорошее предложение и обязательно рассмотрим позже. Я думаю, нам стоит попытаться найти альтернативные решения. Мы должны провести исследование, а не вести спор.
Время от времени мыслитель в синей шляпе делает обзор того, что происходило и что было достигнуто. Именно он стоит у доски, чтобы сделать список найденных альтернативных решений.
...Давайте подытожим то, к чему мы пришли на данный момент.
...Я хочу перечислить основные положения, которые мы обсудили. Если мое сообщение вызовет у кого-нибудь несогласие, пусть он даст мне об этом знать.
Задача мыслителя в синей шляпе — оформить то, что казалось хаотичной дискуссией.
Хоть я и говорю о мыслителе в синей шляпе в единственном числе, но эти задачи могут решать и все члены группы. Действительно, мыслитель в синей шляпе может попросить всех остальных надеть головные уборы того же цвета и совместно работать над задачей.
...Давайте на этом остановимся. Предлагаю всем нам надеть синие шляпы, и пусть каждый из нас подытожит, к чему мы, как нам кажется, пришли на данный момент.
...Пусть сидящие за столом выскажутся по очереди. Наденьте синие шляпы и скажите мне, к чему мы пришли.
Подобно тому как промежуточное подведение итогов является ролью мыслителя в синей шляпе, оформление окончательного вывода также является функцией синей шляпы.
...Надев синюю шляпу, я думаю, что выводы могут быть такими...
... Все ли согласны, что это те выводы, к которым мы пришли?
Составление списка окончательных выводов является делом синей шляпы. И.это необязательно должен быть один человек (хоть бывает и так): каждый участник входит в роль мыслителя в синей шляпе, чтобы последовательно и объективно высказаться по поводу всего происходившего.
Одна из функций синей шляпы — функция фотографа, который наблюдает за ходом мышления и запечатлевает его.
Мышление в белой шляпе
Представьте себе компьютер, выдающий факты и данные, которые у него запрашивают. Компьютер бесстрастен и объективен. Он не предлагает пользователю ни интерпретаций, ни мнений. Когда человек надевает белую шляпу, он должен уподобиться компьютеру.
Человек, запрашивающий информацию, должен использовать направляющие вопросы с целью получения или уточнения информации.
На практике существует двухступенчатая система информации. На первой ступени находятся проверенные и доказанные факты, на второй — факты, принятые на веру, но пока еще не полностью проверенные, то есть факты второго уровня.
Существует спектр вероятности, ограниченный утверждениями, которые являются правдой всегда, с одной стороны, и утверждениями, ложными во всех случаях, — с другой. Между этими двумя крайностями существуют приемлемые степени вероятности, такие как «в общем и целом», «иногда» и «изредка». Информация такого рода может излагаться носителем белой шляпы с использованием подходящей «рамки», указывающей степень вероятности.
Мышление в белой шляпе подразумевает дисциплину и руководство. Человек стремится быть нейтральным и объективным в предоставлении информации. Вас могут попросить надеть белую шляпу мышления или вы сами можете попросить кого-то надеть ее. Вы можете надеть или снять шляпу по собственному желанию.
Белый цвет (отсутствие цвета) означает нейтральность.