Ведущий 1: (читает под музыку отрывок из рассказа «Крыжовник»): «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на нашу жизнь: наглость и праздность сильных, невежество... слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие: из 50 тысяч живущих в городе ни одного, который бы крикнул, громко возмутился... Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен: очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча... Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда, болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и слышит никого».
Ведущий 2: Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни: в них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым «человеком с молоточком», который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Мы хотим рассказать вам о таком человеке.
Ведущий 1: Антон Павлович Чехов родился 16 января 1860 года в Таганроге, в доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом 47). Этот дом на Полицейской улице был маленьким домиком из земляного кирпича. Белёным снаружи и внутри. Он сохранился и поныне, там сейчас находится дом- музей А.П.Чехова. В нём три комнатки, общей площадью 23 квадратных метра. Увидев его уже взрослым, Чехов писал: «Дивлюсь, как это мы могли жить в нём?»
|
Оба деда Антона Павловича Чехова – по отцу и по матери – были крепостными крестьянами, выкупившимися на волю ещё до реформы 1961 года. Отец его уже был купцом второй гильдии и хозяином бакалейной лавкой в Таганроге. В семье было шестеро детей – Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил.
Самые нежные, тёплые ощущения раннего детства связаны у Чехова с матерью. «Мать – добрая, кроткая и разумная женщина, ей я и мои братья обязаны многим», – писал А.П.Чехов в одном из своих писем. Сострадание к людям, ко всему живому, было передано ему матерью. Он всю свою дальнейшую жизнь лечил и тело, и душу, и всегда с готовностью откликался на боль и страдание.
Обанкротившись, в 1876 году отец Чехова бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Шестнадцатилетний гимназист зарабатывал на жизнь, давая частные уроки. При этом умудрялся ещё помогать родителям.
Ведущий 2: После окончания гимназии Антон Чехов приехал в Москву с рукописью драмы (так и не увидевшей света). Он поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда же начал печатать в мелких юмористических журналах Москвы и Петербурга юморески, пародии, юмористические миниатюры под псевдонимом Антоша Чехонте. «Человек без селезёнки» и др. За счет литературных заработков Антона семья главным образом и держалась на первых порах в столице.
|
Он с поразительной точностью и художественной выразительностью умел рисовать живые образы и картины своего времени, давать яркие характеристики персонажам, создавать незабываемые оригинальные произведения.
Первые московские публикации молодого автора привлекли внимание литературной общественности. В 1885 году Антон Павлович побывал в Петербурге, где он познакомился с Д.В Григоровичем. Через несколько месяцев от Григоровича пришло письмо: «У вас настоящий талант – талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколения». О том, какое произвело впечатление на молодого писателя это письмо, говорит восторженный тон ответа (вообще-то не свойственный Чехову): «Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния... Как Вы приласкали мою молодость, так пусть Бог успокоит Вашу страсть... У меня в Москве сотни знакомых, между ними десятка два пишущих, и я не могу припомнить ни одного, который читал бы меня или видел во мне художника».
Ведущий 1: Скоро Чехов вырабатывает свой стиль короткого рассказа. По свидетельству современника «крохотные рассказы Чехонте засверкали на газетных страницах как рассыпанные на сером листе алмазы». Авторский юмор улыбчив и безобиден, но нередко становится острым больно жалящим. В других случаях этот юмор делается печально-сочувственным, за ним скрываются грустные размышления писателя о недостатках и пороках отдельных людей и общества в целом. Рассказ-сценка – это всегда зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни без начала и конца». И пусть Чехов сам говорил, что: «Писать для детей вообще не умею», но кто из нас не знаком с Каштанкой и Белолобым, у кого не защемит в сердце, читая историю маленького ученика сапожника Ваньки Жукова.
|
Ведущий 2: Многие его произведения занимают всего несколько страниц, но порой на этих страницах умещается целая жизнь. Типичный чеховский персонаж – обыкновенный человек, мы сегодня сказали бы, среднестатистический представитель своего сословия.
Ведущий 1: Наряду с литературной работой Чехов ведет медицинскую практику. Служит врачом в Воскресенске, в Звенигороде. Врачебная деятельность обогатила жизненный опыт писателя, обострила наблюдательность. В 1890 году чехов уже был знаменитейшим писателем России. К этому времени у него вышли сборники повестей и рассказов, а также, поставлена его пьеса «Иванов».
Благодаря «трезвому взгляду врача», Чехов неожиданно и смело раскрывает традиционную для русской литературы крестьянскую тему в повестях «Мужики» и «В овраге». Не довольствуясь уже накопленным запасом впечатлений, Чехов предпринял в 1890 году долгое и трудное по тем временам путешествие на Сахалин, где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных.
В его очерковой книге «Остров Сахалин» (1893-1894гг.), запечатлены местные нравы, фигуры начальников и надзирателей, которые «в обращении с низшими, не признают ничего, кроме кулаков, розог и извозничьей брани», сцены жестоких наказаний и даже казней. «Душа у меня кипит», – писал Антон Павлович по возвращении. И хотя повествование ведется в очень сдержанном тоне, обилие красноречивейших фактов говорит само за себя.
Ведущий 2: После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности, и им овладела жажда перемены обстановки. Скромное имение Мелихово в Серпуховском уезде Антон Павлович купил по объявлению в газете, не глядя зимой 1892 года.
«Если я врач, мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке с мангустом».
Антон Павлович был счастлив, приобретя собственный дом.
«Уже одно ощущение, когда после душной Москвы, грохота ломовиков, теснящийся толпы выйдешь, бывало, из душного вагона на маленькой станции Лопасня, и вдруг глотнешь чистого воздуха, особенно чистого, ароматного, с запахом поля, травы, сосны – ароматного даже зимой, словно под снегом таится что-то душистое, потом сядешь в тарантас или сани, и едешь полями, полями, вдыхая ту благословенную тишину, тот простор, грустный, задумчивый и благостный, какой бывает только в русской природе, – уже одно это ощущение, было радостным для утомлённых московской суетой нервов. Словно вдруг приостановился во время быстрого бега – и делаешь передышку. И от серенького неба, от белых берез, краснеющей рябины, веяло по дороге покоем и отрадой. И это ощущение продолжалось и усиливалось, когда я подъезжала к низенькому дому, когда попадала в уютные комнаты Мелихова, в атмосферу чеховской семьи» - вспоминала свои поездки писательница и переводчица Т.Л.Щепкина-Куперник, внучка актёра М.С.Щепкина.
Ведущий 1: Мелихово стало настоящей «чеховской усадьбой». Новый низкий дом без всякого стиля, но с собственным уютом. Лучшая комната отведена Антону Павловичу под кабинет. Зимой окна до половины заносило снегом. Иногда зайцы заглядывали в них из сугробов, становясь на задние лапки. А весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он особенно любил цветущие яблони и вишни. Обстановка была более чем скромная. Главное украшение – безукоризненная чистота, много воздуха и цветов. Там было удобно, молодо и весело.
Из семи лет, проведённых А.П.Чеховым в Мелихове, две осени были отданы самоотверженной борьбе с холерой. Особенно тяжело пришлось в 1892 – 1893 годах. Пять холерных бараков и два медицинских пункта организовал доктор А.П.Чехов на своём участке. Он писал А.С.Суворину...
«У меня в участке 25 деревень. 4 фабрики и 1 монастырь. Утром приёмка больных (с 5 до 9 часов), а после утра разъезды. Езжу, читаю лекции, лечу... Не принадлежать себе... вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?), ездить на отвратительных лошадях по неведомым дорогам и читать только про холеру и ждать только холеры... Это, сударь мой, такая окрошка, то которой не поздоровится».
Ведущий 2: Только за лето 1892 года было принято около тысячи больных, причём этот труд не оплачивался. Врачебная деятельность А.П.Чехова не ограничилась эпидемией холеры. Он служил земским врачом и постоянно оказывал медицинскую помощь жителям близлежащих деревень. К нему со всей округи шли, ехали больные. Он осматривал, выслушивал, выстукивал, назначал лечение, да ещё снабжал бесплатным лекарством.
Едва отступила холера, А.П.Чехов занялся устройством сельских школ. Его трудами были открыты школы в Мелихове и близлежащих сёлах. Во время жизни в Мелихове Антон Павлович принимал участие во Всероссийской народной переписи 1897 года. Он заведовал переписным участком – ему выделили целую волость с 16 деревнями. За участие в ней Антон Павлович был награждён бронзовой медалью.
Ведущий 1: Счастливый дом – так отзывались о мелиховской усадьбе те, кому довелось побывать здесь. Как только приезжали гости, жизнь в усадьбе круто менялась: устраивали розыгрыши, костюмированные вечера, ездили на Святки ряженными к соседям, играли на рояле. Хорошая музыкантша Лика Мизинова садилась за рояль, кто-нибудь пел. Антон Павлович обыкновенно заказывал те вещи, которые ему особенно нравились: Ф.Шопена, Э.Грига, Л.Ван Бетховена. Очень нравилась ему музыка П.И.Чайковского, некоторые романсы Ф.Глинки, например «Не искушай меня без нужды».
Ведущий 2: В литературе А.П. Чехов стал первым русским юмористом после Н.В.Гоголя, он заразил своим смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков. Здесь, в Мелихове были написаны настоящие литературные шедевры. В том числе и знаменитая пьеса «Чайка». В творческой биографии Чехова драматургия занимает важное место. Созданные им пьесы – «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» – стали важным событием в театральной жизни России того времени. Ведущий 1: Весной 1897 года здоровье писателя резко ухудшилось. Процесс туберкулёза лёгких, начавшийся ещё ранее и проходивший незаметно для Антона Павловича, обострился. Врачи запретили ему жить на севере.
Осенью 1898 года Антон Павлович покупает в Ялте земельный участок и строит там дачу. Наступает последний период в жизни писателя, период, богатый творческими успехами, наполненный светом любви – в 1901 году он женился на актрисе Художественного театра О.Л.Книппер. И вместе с тем это было тяжелое время. Он томится в Ялте, чувствует себя оторванным от жизни. Ему хочется быть в Москве, в центре событий.
Ведущий 2: Подходила весна 1904 года. Здоровье Антона Павловича всё ухудшалось.
Врачи посоветовали увести его в Германию, в Баденвейлер. Начались сборы за границу. Однако, несмотря на болезнь, жизнерадостность не покидала писателя. Он мечтал о новой пьесе, совершенно нового для него направления. Сохранились воспоминания жены О.Л.Книппер-Чеховой о последних часах жизни Антона Павловича.
Ведущий1: «Даже за несколько часов до своей смерти он заставил меня смеяться, выдумывая один рассказ. Это было в Баденвейлере. После трёх тяжёлых, тревожных дней ему стало легче к вечеру... Антон Павлович тихо, спокойно отошёл в другой мир. В начале ночи он проснулся, и первый раз в жизни попросил послать за доктором... Пришёл доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давненько я не пил шампанского...», спокойно выпил всё до дна, тихо лёг на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».
В Москву тело А.П.Чехова было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись в середине июля 1904 года. Могила писателя – на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.
Прошло более160 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Гуманизм А.П.Чехова, его искромётный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям 21 века.
Тиснёный том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца...
Метель свистит, поёт и плачет сразу.
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза – и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон
Миллионер – кутила Пятигоров,
Пришибеев и Хамелеон.
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата №6.
За ними вслед, в мечтах и славной Варе,
Но скупо освещённый поворот,
До глаз укутан, человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдёт.
А там, где площадь выметена чисто,
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал.
(Е.Евстигнеев «Над книгой Чехова».)