Характеристика комплексной организации смены в лагере
Выделяют три основных этапа (периода) смены: организационный, основной и заключительный. У каждого из этапов — свои цели, задачи, содержание деятельности и формы работы, особая система отношений. Это периоды непосредственной работы с отрядом, и каждый из них имеет свои особенности.
Организационный период смены в лагере
Практика работы в детских оздоровительных лагерях показывает, что наиболее сложными и для детей, и для педагогического коллектива являются первые 3—5 дней смены. Их принято называть организационным (адаптационным) периодом смены. Существует педагогическое поверье: «Как пройдет организационный период, так пройдет и вся смена». Действительно, если в первые дни не будет налажен быт, ребята не приучатся соблюдать режим дня, культурно вести себя в столовой, правильно застилать кровать, выходить на зарядку, то тщетно ожидать, что они «исправятся» и начнут все делать правильно с середины смены.
Организационный период — это время привыкания ребенка к новым условиям жизни, к новым требованиям, к новому распорядку дня, к новому рациону питания, к новым людям. Это период, когда закладываются основы временного детского коллектива, формируется его актив.
Основная цель этого периода — адаптировать ребенка к условиям и особенностям лагеря.
Главная задача вожатого на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребятам быстро и безболезненно войти в новую для них жизнь.
Позицию вожатого по отношению к детям можно охарактеризовать как «заботливый, но требовательный Родитель». А саму работу вожатого — как работу «пчелки, собирающей горькую порой пыльцу, которая затем превратится в нектар». Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся под руководством вожатого. Ведущая позиция — организатор.
|
Адаптационный период длится 3—5 дней не потому, что так принято в лагере или так требует начальник лагеря, а потому, что 3—5 дней — это оптимальное время для первичного привыкания ребенка к новым условиям жизнедеятельности. Наибольшие трудности отмечаются:
• в привыкании к условиям закрытого (ограниченного) социума;
• к самостоятельному ведению быта (уборка, ухаживание за одеждой и обувью, личная гигиена и т.д.);
• к новизне общения (установление многообразных коммуникативных связей и отношений с большим числом сверстников, старших и младших по возрасту);
• к смене вида деятельности (учебы на досуг; неорганизованного отдыха на организованный, пассивных видов отдыха на активные).
Второй задачей вожатого в организационный период является целенаправленное, заранее продуманное изучение воспитанников, их интересов и запросов, особенностей характера, физического развития, практических умений и навыков.
Первые сведения о детях вожатый получает на регистрации от самих ребят и их родителей. Более подробную информацию он получает путем специального анкетирования и анализа своих наблюдений за поведением детей на проведенных мероприятиях.
В организационный период вожатый должен большое внимание уделять работе над дисциплиной. Прежде всего, это приучение детей к четкому соблюдению режимных моментов. В дальнейшем это сослужит вожатому добрую службу и позволит ему акцентировать свои усилия на подготовке и проведении творческих досуговых дел, высвободит время для воплощения в жизнь интересных задумок и планов.
|
С первой минуты встречи с ребятами вожатый начинает решать еще одну важную задачу — создание временного детского коллектива. В первые дни смены вожатый организует не только мероприятия информационного характера, но и мероприятия, направленные на то, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы и проявить свои способности. В основном такие мероприятия ориентированы на включение детей в совместную деятельность. Также проводятся мероприятия рекреационного характера, которые не требуют от вожатого и ребят особого напряжения сил, но позволяют быстро привыкнуть друг к ДРУГУ, преодолеть эмоциональные неудобства. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам работы: игры-задания, игры-научения, игры-знакомства, игры-«ледоколы», подвижные игры на свежем воздухе, парные спортивные игры, игры с мячом и др. Они несут определенную смысловую нагрузку, но не удручают своим однообразием.
Перечислим обязательные отрядные дела организационного периода:
1. Оформление отрядного места.
2. Отрядные сборы: по определению и утверждению правил (законов) жизни отряда; разработке комплекса атрибутов отряда; обсуждению и утверждению плана работы.
3. Формирование структуры отряда, выборы органов самоуправления.
4. Изготовление отрядного уголка (газеты).
5. Игры на знакомство, на выявление лидеров, на выявление творческих способностей, на сплочение отряда.
|
6. Знакомство с лагерем.
7. Отрядный «огонек» знакомств.
8. Подготовка к празднику открытия смены.
Методы работы вожатого с отрядом на организационном этапе:
• работа над дисциплиной и режимом: сначала разъясняю, а затем требую, добиваюсь выполнения своих требований;
• помощь в преодолении трудностей адаптации: показываю, знакомлю, интенсивно общаюсь с ребятами, если необходимо, помогаю (оказываю реальную помощь, а не даю советы);
• формирование временного коллектива: понимаю ребят и отвечаю на волнующий их вопрос: «Что будет?», рассказываю, предлагаю, советуюсь, обсуждаю с ребятами, высказываю свое мнение, стремлюсь заинтересовать собой, предстоящей деятельностью, раскрываю перспективы;
• изучение ребят: наблюдаю, выделяю личностные особенности, определяю статус ребенка, вырабатываю индивидуальный подход к детям.
Рекомендации
1. Используйте методику интенсивного знакомства с детьми, детей с микросоциумом (окружающими людьми, окружающей средой).
2. Настойчиво, но тактично требуйте от каждого ребенка выполнения распорядка дня и соблюдения дисциплины.
3. Вместе с ребятами создайте уют в спальных комнатах, помещениях отряда.
4. Для того чтобы сделать отряд управляемым, разделите его на маленькие группки по 5—6 человек, назначьте в каждой из них «старшего», того, у кого наблюдаются задатки к положительному лидерству.
5. Планируя жизнедеятельность отряда, посоветуйтесь с ребятами, какие дела обязательно должны найти свое отражение в жизни отряда.
6. Проведите творческое представление вожатского отряда.
Завершается организационный период смены массовым мероприятием — торжественным открытием смены (обычно 2 или 3 день).
Важным итогом этапа адаптации (5-6-й день) выступает готовность ребят к сотрудничеству с вожатыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности в отряде. У ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно.