ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА




(ПРИНЦИПЫИ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ)

Достигнуть цели исследования и решить поставленные в дипломной работе задачи позволяет методология исторической науки. Использованные в дипломе принципы и методы исследования являются показателем профессионализма и исследовательской культуры студента.

Теоретико-методологическую базу составляют основополагающие принципы исторического исследования – историзма и научной объективности. Эти принципы обязательно указываются и кратко характеризуются в дипломной работе независимо от темы и/или дисциплинарной специфики работы.

Научная работа опирается на следующие методы:

· общенаучные (анализ и синтез, дедукция и индукция, структурный, статистический, логический и др.);

· исторические (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, источниковедческий, диахронического анализа и др.).

В отдельных случаях используются специальные методы исследования, в том числе междисциплинарные. Например, для изучения актовых материалов используется формулярный метод; для эго-документов – метод герменевтики; массовые источники анализируются на основе количественных методов исследования; к изучению материалов периодической печати можно применить метод контент-анализа.

Выбор методов исследования определяется предметом, целью и задачами исследования. При разработке методологии дипломного исследования, выборе конкретных методов следует обращаться к научным работам по методологии исторического исследования.

Во введении дипломной работы указываются и характеризуются только те методы, которые реально применялись в исследовании.

На раздел «Теоретико-методологическая база (принципы и методы исследования)» выделяется минимум 0,5-1 страницы введения.

Образцы приведены в подразделе 4.7.

 

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исторические источники – основа любого научного исследования исторической тематики, без источников исследование не представляется возможным.

В разделе введения «Источники исследования» указываются типы и виды использованных источников в соответствии с общепринятой классификацией источников, даётся их источниковедческий анализ и оценка. Для характеристики источников рекомендуется использовать следующие фразы:

· «настоящее исследование основано на изучении следующих типов источников…»;

· «среди письменных источников к исследованию были привлечены такие-то разновидности…»;

· «подлинность перечисленных источников не вызывает сомнений»;

· «большое значение в раскрытии заявленной проблематики сыграли такие-то комплексы источников…»;

· «данный вид источников даёт лишь фрагментарные сведения об изучаемой проблеме…»;

· «более достоверные сведения сообщают такие-то документы…»;

· «такие-то источники из-за проблем с достоверностью позволяют охарактеризовать лишь некоторые аспекты поставленной проблематики»;

· «при использовании таких-то источников возникли проблемы интерпретации».

 

При заполнении данного раздела необходимо опираться на типовую классификацию источников И.Д. Ковальченко. На основании способа кодирования информации он выделил следующие основные типы источников:

1 письменные;

2 вещественные;

3 визуальные (изобразительные);

4 фонетические.

 

Целесообразно придерживаться следующей видовой классификации письменных источников:

1 летописи (только для отечественных источников);

2 законодательные документы;

3 актовые (договорные) источники;

4 делопроизводственные документы;

5 статистические документы;

6 периодическая печать;

7 публицистические произведения;

8 литературные памятники;

9 художественная литература;

10 научные труды.

 

Следует учитывать, что видовая классификация не универсальна: некоторые виды и разновидности связаны между собой по характеру, поэтому не поддаются чёткой классификации; разнообразие источников зависит от времени (эпохи) и места (территории, государства) возникновения. Например, в зарубежном источниковедении выделяют в качестве самостоятельных видов письменных источников парламентские документы, документы политических партий и общественных движений и пр.; международные договоры Киевской Руси, приговоры Земских Соборов относят одновременно к законодательным и к актовым источникам. Таким образом, классификация конкретных текстов, использованных в дипломе, может представлять научную проблему.

Формирование источниковой базы для диплома, включая количество источников, зависит, в первую очередь, от проблематики исследования. Дисциплинарная проблематика также определяет специфику выбора источников для дипломного исследования, а именно:

· основой научных работ по археологии являются вещественные источники;

· в историографических исследованиях источниками выступают труды учёных, исторические взгляды которых непосредственно изучаются;

· основой исследований по истории могут быть источники всех типов, а не только письменные;

· в работах по педагогике допускается использование источников современного происхождения.

В дипломных работах по источниковедению раздел «Источники исследования» не заполняется! В работах по историографии допускается исключение данного раздела по согласованию с научным руководителем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: