Рекомендации по совершенствованию комплектования библиотеки СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11»




Сотрудники библиотек ДШИ и ДМШ прилагают максимум усилий для качественного обслуживания своих пользователей, по сохранности фонда документов. Однако можно сделать деятельность по комплектованию более действенной и квалифицированной. Для этого мы подготовили ряд рекомендаций. Эти рекомендации основаны на, маркетинговом подходе к комплектованию БФ. В теории разработаны стадии маркетингового цикла, которые:

¾ аналитико-оценочная;

¾ разработка стратегии формирования фонда;

¾ контроль.

Все эти стадии необходимы для улучшения качества комплектования БФ, так как в целях оптимизации процесса комплектования библиотекари ориентируются на следующие принципы: соответствие БФ задачам библиотеки; систематичность и плановость; обоснованность отбора документов.

Аналитико-оценочная стадия предусматривает постоянный анализ как внешних факторов, влияющих на комплектование, так и внутренних.

Разработка стратегии формирования фонда предусматривает регламентирующие документы по комплектованию БФ конкретной библиотеки. Планирование, базирующееся на планах учреждения в состав, которого входит библиотека.

Контроль предусматривает конечную оценку комплектования БФ.

В данной работе произведён детальный анализ как состава пользователей библиотеки их информационных потребностей, так и состава фонда библиотеки. Необходимо сделать процессы анализа постоянными. Именно на их основе возможно выявление лакун фонда, изменения приоритетов пользователей. Необходимо иметь постоянные данные о документах, которые можно приобрести в музыкальных изданиях, для этого необходим постоянный мониторинг каталогов этих изданий.

Для оптимизации комплектования БФ необходимо подготовить документ, в котором будут отражены основные направления и особенности комплектования библиотеки, политика комплектования фонда руководством учреждения, так и учтены практические вопросы комплектования: определения источников комплектования, определение экземплярности приобретаемых документов, определено финансовые планы комплектования.

Учитывая библиотечную практику и полученные данные при исследовании библиотеки СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11», для улучшения качества комплектования БФ следует:

1) Разработать положение о комплектовании библиотеки;

2) Разрабатывать ежегодный план по комплектованию БФ, предусматривающий планы по приёму учащихся в ДШИ №11;

3) Сделать систематическими анализ БФ – разработать картотеку дезидерат и разработать картотеку книгообеспеченности по образовательным программам.

4) Ежеквартально составлять списки изданий-новинок, выходящих в свет в музыкальных издательствах и делать обзоры новинок для преподавателей.

5) Доработать до конца электронный каталог библиотеки, позволяющий осуществлять более качественное библиотечно-библиографическое обслуживание и способствующий максимальному раскрытию состава фонда библиотеки;

6) Проводить различные мероприятия направленные на сохранение БФ.

Все эти конкретные мероприятия помогут улучшить качество комплектования БФ в нынешних условиях.

 

 

Заключение

Место библиотеки в обществе определяется степенью её востребованности. Для того, чтобы библиотека была постоянно востребована она должна обладать информационными ресурсами, которые могут оптимально удовлетворять запросы пользователей библиотеки. Постоянные процессы комплектования БФ обеспечивают полноту информационных ресурсов библиотеки. При низком финансировании и физическом старении документов библиотеки, процессы комплектования выходят на особое место, определяющее состав БФ, а значит его общественную значимость. Книгообеспеченность образовательных программ начального музыкального образования определяет качество этих программ, возможность их реализации на практике. Достаточную книгообеспеченность можно обеспечить планируемым, согласованным комплектованием БФ.

Рассматривая теоретические основы комплектования библиотечного фонда, мы выяснили, что БФ является сложной информационной системой библиотеки. БФ имеет свои особенности, выполняет свои специфические функции, подчиняется специальным законам и имеет свою структуру. Структура БФ определяется целевым назначение библиотеки. Моделирование и комплектование БФ являются основными процессами формирования БФ и его структуры. Существуют различные типы, виды, методы и способы комплектования БФ. Все они определяют постоянные процессы комплектования БФ, которые позволяют сделать БФ востребованным и конкурентоспособным информационным ресурсом в обществе. В связи с низким финансированием комплектование БФ необходимо сделать более тщательным, жёстким при отборе документов, предназначенных для пополнения фонда. Вопрос формирования БФ является постоянным объектом исследования библиотековедов, которые при исследовании БФ стремятся сделать этот процесс научно и практически обоснованным, обеспечивающим оптимизацию БФ.

Рассматривая нотно-музыкальный документ, как основу фонда музыкальной библиотеки мы увидели сложный эволюционный процесс нотного документа, определяющий его современные типы, виды и классификацию. Нотно-музыкальный документ имеет свои особенности: не имеет морального старения, фиксирует музыкальную информацию. В свою очередь, музыкальная информация имеет универсальный характер как язык коммуникации, она закреплена на традиционных носителях при помощи нотных знаков (условных графических знаков). Нотная запись не нуждается в особом переводе и воспринимается одинаково различными категориями пользователей, имеющих профессиональную подготовку по музыкальному искусству, разного уровня и умеющих читать нотный текст. Во многом специфика нотно-музыкального документа определяет особенности комплектования музыкальных библиотек любого вида (общедоступных, учебных, театральных).

Характеризуя библиотеки ДШИ и ДМШ, мы увидели, что круг пользователей этих библиотек ограничено контингентом учащихся и преподавателей ДШИ и ДМШ. Данные библиотеки достаточно востребованными, хотя их финансирование и техническое обеспечение находятся на низком уровне. Библиотеки ДМШ и ДШИ выполняют как обычные, традиционные функции, так и функции, направленные на информационное обеспечение образовательного процесса. Нотно-музыкальный документ составляет основу БФ этого вида библиотек. Так же большинство документов – это учебные пособия по музыкальному искусству. Методическое обеспечение этого вида библиотек практически не осуществляется, так же практически нет справочных материалов по формированию специального фонда учебных библиотек образовательных учреждений. Деятельность этих библиотек регламентируется законами Российской Федерации и локальными законодательными актами, которые недостаточно разработаны. Данные проблемы и особенности являются актуальными для большинства библиотек ДШИ и ДМШ.

Комплектование этих библиотек должно соответствовать основным функциям этих библиотек, их целям и задачам поставленных обществом – информационное обеспечение образовательного процесса дополнительного образования детей в области музыкального искусства. Комплектование библиотек ДШИ и ДМШ осуществляется при помощи специальных источников комплектования – музыкальных издательств. В процессе отбора документов при комплектовании и рекомплектовании БФ необходимо активное участие пользователей библиотеки ДШИ и ДМШ – преподавателей по музыкальному искусству.

Базой исследования данной работы является библиотека ДШИ №11. При исследовании фонда документов библиотеки и составе пользователей выявились следующие особенности деятельности библиотеки:

¾ Библиотека является структурным подразделением ДШИ №11. Основная миссия библиотеки – удовлетворять информационные потребности преподавателей и учащихся в области музыкального образования и нравственно-эстетического воспитания детей совместно с преподавателями школы.

¾ Пользователи библиотеки являются учащимися и преподавателями ДШИ №11;

¾ Несмотря на то, что 90% пользователей составляют учащиеся школы, именно преподаватели определяют основу пользовательских запросов библиотеки;

¾ Основой фонда являются нотно-музыкальные документы и учебные пособия;

¾ В фонде присутствует документы на электронном носителе, но они, как правило, являются приложением учебных пособий. Этот вид документа составляют 2% БФ;

¾ Библиотека имеет собственную структуру, деление на разделы. Тематика разделов определена различными образовательными программами по музыкальному искусству. Структура является наиболее эффективной для пользователей библиотеки;

¾ Состав фонда библиотеки в целом соответствует профессиональным и образовательным требованиям пользователей, но имеет различные проблемы комплектования;

¾ Некоторые разделы фонда имеют лакуны комплектования: отдел народные струнные инструменты, отдел медные духовые инструменты, отдел ударные инструменты;

¾ Справочно-библиографическое обслуживание является недостаточным;

¾ В составе БФ имеются только 11 % документов, изданных за последние 5 лет, из-за недостаточного финансирование обновляемость фонда низкая;

¾ Документы БФ библиотеки из-за постоянного частого использования имеют сильный физический износ;

¾ Библиотечные процессы по комплектованию фонда соответствуют основным целям и задачам - информационное обеспечение образовательного процесса по музыкальному искусству, но не основаны на регламентирующих документах из-за их отсутствия;

¾ Многие виды библиотечной деятельности выполняются в недостаточном объёме: выставочная деятельность, справочно-библиографическое обслуживание:

Исходя из результатов исследования в работе были даны конкретные рекомендации по совершенствованию процесса комплектования БФ библиотеки ДШИ №11:

¾ Доработать до конца электронный каталог библиотеки, позволяющий осуществлять более качественное библиотечно-библиографическое обслуживание и способствующий максимальному раскрытию состава фонда библиотеки;

¾ Разработать «Положение о комплектовании библиотеки», учитывающее его специфические особенности и потребности пользователей;

¾ Осуществлять деятельность по постоянному мониторингу новинок нотно-музыкальных документов по средствам анализа каталогов музыкальных издательств;

¾ Создать картотеку дезидерат при участии преподавателей ДШИ №11 для пополнения лакун БФ и картотеку книгообеспеченности по образовательным программам;

¾ Осуществлять планирование комплектования, согласованное с планами приёма в ДШИ:

¾ Проводить постоянные мероприятия, направленные на сохранность БФ;

Предложенные нами мероприятия помогут оптимизировать процесс комплектования библиотек ДШИ и ДМШ. Сделать библиотеки ДМШ и ДШИ не хранилищем старых малоиспользуемых нотных изданий, а основным информационном источником для осуществления обучения по музыкальному искусству. Так как мы выявили общие проблемы характерные для данного вида библиотек, наши рекомендации могут быть использованы в практической деятельности библиотек ДШИ и ДМШ и при разработке локальных законодательных актов по формированию БФ.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: