Анализ мнений пользователей библиотеки ДШИ № 11 по вопросам комплектования фондов




Анализ результатов анкетирования учащихся ДШИ

В анкетировании учащихся ДШИ №11 приняло участие 265 респондентов. Мы проанализировали состав респондентов по образовательным программам и годам обучения.

Таблица 5

Состав респондентов по образовательным программам и годам обучения

 

Образовательные программы и годы обучения. Количество %
Фортепиано   46,41
Струнные инструменты   3,7
Народные (баян, аккордеон)    
Народные струнные   8,6
Деревянные духовые   12,45
Медные духовые   4,52
Ударные   4,52
1-3 года обучения   42,26
4-5 года обучения   23,77
6-8 года обучения   33,96

 

Большинство респондентов обучается по программе «Фортепиано» и являются учащимися младших классов ДШИ, такое же соотношения существует в реальности среди пользователей библиотеки. Отсюда следует, что полученные данные можно считать достоверными, отражающими действительность. При ответе на основной вопрос анкеты: «Насколько библиотека школы искусств удовлетворяет ваши потребности в нотных изданиях?» мы увидели следующую картину:

Таблица 6

 

Насколько библиотека школы искусств удовлетворяет ваши потребности в нотных изданиях: Всего ответов 1-3 кл. 4-5 кл. 6-8 кл.
Полностью удовлетворяет 203 – 78%      
Частично удовлетворяет 62 – 22%      
Совсем не удовлетворяет -      

 

Из таблицы хорошо видно, что большинство пользователей (78%) могут полностью удовлетворить свои информационные потребности в библиотеке школы. Часть респондентов выбрали второй вариант ответа, среди них меньшую часть составляют учащиеся старших классов, несмотря на то, что 28 учащихся младших классов выбрали этот вариант, это является небольшой частью среди этой категории учащихся - 25%.

Таблица7

Насколько библиотека школы искусств удовлетворяет ваши потребности в нотных изданиях: фортепиано струнные народные народные струнные деревянные духовые медные духовые ударные Всего
Полностью удовлетворяет                
Частично удовлетворяет             -  
Совсем не удовлетворяет - - - - - - - -

 

Сравнивая эти результаты с анализом состава фонда библиотеки, мы видим, что некоторые отделы библиотеки укомплектованы недостаточно, при комплектовании фонда необходимо учесть результаты этого анкетирования и в дальнейшем соблюдать баланс при комплектовании фонда, то есть приобретать документы именно в те отделы, где документов недостаточно. Интересным представляется тот факт, при анализе состава фонда отдел «Народные оркестровые инструменты» недостатков по количеству документов в фонде не было обнаружено, но пользователя этого отдела активно приобретают документы самостоятельно, из анкеты видно, что почти половина пользователей этого отдела высказались о том, что фонд их удовлетворяет частично. Попробуем понять, документы по какой образовательной программе чаще всего приобретают пользователи библиотеки. Положительно на 4 вопрос ответило 47% респондентов, 53% не приобретают нотно-музыкальные издания самостоятельно.

 

Таблица 8

Если приобретаете, то по каким дисциплинам? Младшие классы Средние классы Старшие классы фортепиано струнные народные народные струнные деревянные духовые медные духовые ударные Всего
Основная специальность - -   - - -   - - -  
сольфеджио   - -                
музыкальная литература -   -   - - - - -    
Всего в различных категориях пользователей                      

 

Данные в этой таблице показывают, что учащиеся приобретают учебную литературу по теоретическим дисциплинам – сольфеджио и музыкальная литература. В основном это учащиеся младших классов. Это является результатом того, что часть учащихся не обеспечено учебными пособиями по сольфеджио и это не является недостатком комплектования, как мы уже говорили выше, в разделе где проводился анализ состава фонда. (стр.) Издания по сольфеджио приобретают учащиеся по всем программам, так как они все обучаются по программе сольфеджио. Незначительное количество учащихся приобретают нотно-музыкальные издания по основной специальности, это учащиеся старших классов и приобретают они издания для обучения по специальности народные струнные инструменты. Действительно, в этом разделе библиотеки очень низкий ассортимент документов, в этом отделе одни из самых низких статистических показателей – книгообеспеченность, книговыдача. Эти результаты не явились неожиданными и ещё раз показали, что библиотека в общем обеспечивает учащихся нотно-музыкальными изданиями удовлетворительно.

Следующий вопрос направлен на исследования мнения респондентов о качестве библиотечных изданий. В первую очередь имелась в виду сохранность изданий, их физическое состояние. В библиотеки большинство изданий – это издания, которые были изданы более 10-15 лет, физическое состояние фонда не удовлетворительное. Востребованные издания, из-за их многократного использования, находятся практически в ветхом состоянии.

Таблица 9

Удовлетворяет ли вас качество (состояние) библиотечных нотных изданий? Младшие классы Средние классы Старшие классы Всего
Да       86 – 34%
Не всегда       96 – 36,9
Нет       73 – 27,5

 

Из данных этой таблицы видно, что ответы респондентов распределились почти одинаково. Незначительное преимущество получил 2 вариант ответа. По всей видимости физическое качество нотно-музыкальных изданий не является приоритетным при оценке этого вида изданий, больше оценивается содержательный аспект документа. Однако, из таблицы видно, что учащиеся старших классов более критично относятся к сохранности документов, это связано с тем, что они гораздо дольше являются пользователями библиотеки и конечно большее количество раз использовали библиотечные издания. Так же из анализа состава фонда библиотеки мы знаем, что ассортимент изданий для старших классов менее разнообразен и именно учебные документы для старших классов являются дефицитными в фонде.

Последний вопрос анкеты направлен на исследование предпочтений при выборе изданий пользователями –учащимися. Этот вопрос направлен на исследование по определению критериев при комплектовании фонда библиотеки.

Таблица 10

При выборе необходимой литературы вы руководствуетесь: Всего ответов 1-3 кл. 4-5 кл. 6-8 кл.
Требованиями и рекомендациями преподавателей        
Своими личными предпочтениями   -    
Другим   - - -

 

На этот вопрос все респонденты выбрали первый вариант ответа. Вопрос предусматривал, что при ответе на него можно выбрать не один вариант ответов. Поэтому 4 человека выбрали второй вариант ответа, это учащиеся старших и средних классов. Третий вариант не был выбран респондентами. Действительно, иногда учащиеся обращаются с информационными запросами для самостоятельной подготовки к олимпиадам по теоретическим дисциплинам или обращаются к справочным изданиям. Из данных в этой таблице можно сделать однозначный вывод: информационные потребности пользователей-учащихся формируют пользователи-преподаватели. Именно информационные потребности преподавателей ДШИ можно считать приоритетными при комплектовании фонда библиотеки ДШИ.

Можно подвести промежуточные итоги обобщая полученные результаты:

¾ Так как при опросе соблюдены количественные пропорции по годам обучения, по программам обучения, полученные данные можно считать достоверными;

¾ Подавляющее большинство пользователей библиотеки считают, что библиотека удовлетворяет их пользовательские запросы;

¾ При опросе выявлены лакуны имеющиеся в фонде библиотеки, эти же лакуны выявлены при анализе состава фонда библиотеки. Обнаруженные лакуны в нескольких отделах библиотеки: отдел «Струнные народные инструменты», отдел «Ударные инструменты», отдел «Хор», отдел «Медные духовые инструменты». В этих отделах самое маленькое количество документов, как общее количество. Так и по наименованиям. Количество документов не соответствует количеству пользователей. Документный состав некоторых из этих отделов не пополнялся более 10 лет, документы имеют сильный физический износ;

¾ 53% респондентов не приобретают нотно-музыкальные издания;

¾ Большое количество учащихся младших классов приобретают издания по теоретическим дисциплинам, но как мы выяснили, что это не является недостатком комплектования;

¾ Физическое качество нотно-музыкальных изданий не является приоритетным при оценке этого вида изданий;

¾ Информационные потребности пользователей-учащихся формируют пользователи-преподаватели;

¾ При моделировании фонда необходимо, прежде всего, опираться на мнения и личные предпочтения преподавателей ДШИ №11.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: