Цель интервьюирования библиотекарей ДШИ и ДМШ выявить общие проблемы и особенности комплектования БФ библиотек ДШИ и ДМШ. Вопросы для интервью составлены таким образом, чтобы было видно размер фонда библиотеки и способы и особенности его комплектования, законодательные акты, которые устанавливают нормы при комплектовании музыкальных библиотек ДШИ и ДМШ. Можно сказать, что опрос был направлен на сбор данных о библиотеках данного вида, чтобы определить общие черты и методы комплектования, характерные для этого вида библиотек.
Величина фонда музыкально-учебных библиотек, как правило зависит от количества пользователей. К сожалению не все респонденты захотели ответить на этот вопрос, и мы не можем проследить зависимость размера фонда от количества пользователей. Но кроме опроса мы имеем данные с сайтов ДМШ и ДШИ. Анализ информации, содержащейся на сайтах ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга был направлен на получение информации о библиотеках этих учебных заведений, вот, что мы получили в итоге:
1) Всего 50 школ и 1 филиала и одна школа входит в структуру СПбГИКИ;
2) Только 1школа не имеет сайта.
3) 14 сайтов содержат информацию о количестве учащихся.
4) 26 сайтов содержат информацию о библиотеке.
5) 8 сайтов подробная информация о библиотеке (документы. Режим работы).
6) 10 сайтов содержат информацию о количестве документов в фонде.
Таблица 18
№ п\п | Количество учащихся (человек). | Величина фонда библиотеки (единиц хранения документов) |
8 000 | ||
22 000 | ||
11 000 | ||
8 000 | ||
22 000 | ||
8 000 | ||
14 000 | ||
32 000 | ||
32 000 |
Из таблицы видно, что в основном размер фонда зависит от количества обучающихся в школе. Как правило происходит накопление документов, не производится статистического анализа фонда библиотеки. Считается, что большой фонд библиотеки определяет его качество.
|
Проводя анализ сайтов библиотек, мы увидели, что в очень маленьком количестве ДШИ и ДМШ библиотека школы выделена в отдельное структурное подразделение. Только на 3 сайтах мы увидели документы, регламентирующие работу библиотеки. В основном данные о наличие библиотеки и о размере её фонда находятся в разделе «Материально-техническое обеспечение». Фамилия библиотекаря и режим работы библиотеки всего на 6 сайтах школ. Всё это показывает о низком имидже музыкальной библиотеки. Практически такую же картину мы выявили и при опросе библиотекарей. Которые не очень охотно шли на разговор. Однако узнавая о целях опроса в большинстве случаев шли на контакт и выражали свою поддержку в необходимости данного исследования. Многие высказались о необходимости методической литературы или иного методического обеспечения их профессиональной деятельности. В основном для работы используют «Справочник библиотекаря» в разных редакциях, но говорят о том, что этого недостаточно для работы.
Библиотекари были весьма единодушны в определении проблем при комплектовании БФ. Все 100% опрошенных определили следующие проблемы и практику формирования БФ:
¾ Комплектование БФ библиотек ДШИ и ДМШ осуществляется без каких-либо регламентирующих документов. Библиотеки не имеют ни тематических планов комплектования, ни положения о комплектовании БФ.
|
¾ На практике не существует никаких нормативных актов о пополнении фонда библиотек ДШИ. Нет нормативов по книгообеспеченности учащихся, по определению экземплярности при заказе документов в БФ.
¾ Библиотекари осуществляют комплектование фонда по общим принципам комплектования БФ, поэтому происходят ошибки комплектования.
¾ Как правило, фонды библиотек ДШИ и ДМШ укомплектованы большим количеством малоиспользуемых, не востребованных документов. Они соответствуют профилю библиотеки, но приобретаются как бы «про запас» и на «всякий случай» без аналитических оснований.
¾ Большой процент документов – это дары, как пользователей, так и преподавателей. Эти дары имеют спонтанный характер. Ребёнок окончил обучение, учебники не нужны они приносятся в библиотеку как дар.
¾ Финансирование комплектования БФ, происходит по остаточному принципу, нет документов, которые бы определяли сколько должно выделяться финансовых средств для обновления фонда.
¾ В процессе комплектования и рекомплектования БФ принимают участие преподаватели ДШИ и ДМШ, они являются основной категорией пользователей, определяющей состав БФ.
¾ Основными источниками комплектования БФ являются специальные музыкальные издательства, которые регулярно присылают каталоги имеющихся в продаже нотно-музыкальных изданий.
¾ Ядро БФ ДШИ и ДМШ – это учебные, музыкальные издания и мировые классические произведения по музыкальному искусству.
¾ Большинство документов БФ являются физически изношенными, так как были изданы более 10 лет (и более) назад, при этом они интенсивно используются так как, из-за своей документальной особенности не устаревают морально.
|
¾ Библиотекари этих библиотек в основном не имеют специальной подготовки, образования по библиотечному делу, поэтому документация ведётся крайне неквалифицированно. В библиотеках не делают никаких отчётов, кроме инвентаризации и переписи документов для аккредитации учебного заведения.
¾ Библиотекари очень хорошо знают свой фонд, расположение каждого документа, но каталоги ведутся у очень небольшого числа библиотек. В одной библиотеке библиотекарь составил каталог в программе XL.
¾ Технически библиотеки оснащены слабо, компьютер — это роскошь, программа для составления электронного каталога является очень дорогостоящей программой для библиотеки.
¾ Недостаток документов в фонде активно восполняются ксерокопированием. На сайте одной Московской библиотеки я увидела следующую цитату: «Приоритетные направления деятельности библиотеки сегодня связаны с использованием новых информационных технологий и современных технических средств обработки информации. Началась работа по формированию электронных версий нотных сборников из библиотечного фонда и публикации их на сайте МОУ ДОД «ДМШ»» [6] . Действительно, сотрудники библиотек на свой страх и риск нарушают 4 часть ГК РФ, которая вступает в противоречие с законом об общедоступности фондов библиотек. Ксерокопирование не только помогает при небольшом количестве документов, обеспечить наибольшее количество пользователей, но заполнять лакуны фонда копиями документов. В некоторых библиотеках ксерокопирование полностью запрещено, так как не соответствующие уставной деятельности учебного учреждения.
Все эти проблемы актуальны для всех учебных, музыкальных библиотек, в том числе и для библиотеки, которая является базой нашего исследования.
Выводы
Таким образом, проведение эмпирического исследования, позволило прийти к следующим выводам:
Библиотеки ДМШ и ДШИ предназначены на обеспечение образовательного процесса тех образовательных учреждений, структурной единицей которых они являются.
Эти библиотеки имеют общие функциональные особенности, характерные для этого типа библиотек и общие характерные проблемы по комплектованию своих фондов и обслуживанию пользователей.
Эти библиотеки не являются общедоступными. Основным контингентом пользователей этого типа библиотек являются сотрудники и учащиеся учебных учреждений.
Тематика, профиль комплектования этих библиотек полностью зависит от информационных потребностей пользователей: преподавателей и учащихся ДМШ и ДШИ. Соответствие БФ является основным признаком, решающим востребованность и необходимость этого БФ в обществе.
Все эти библиотеки имеют общие характерные проблемы: низкое финансирование, отсутствие методического обеспечение. Так же они имеют особенности комплектовании, присущие именно для этого типа библиотек: профиль комплектования по музыкальному искусству, участие в первичном и вторичном отборе документов сотрудников учебных учреждений, общие источники комплектования – музыкальные издательства. Но остальные технологические процессы подчиняются общим законам комплектования БФ.
Документный фонд этих библиотек составляют различные типы и виды документов, но большинство документов в фонде этих библиотек составляют нотно-музыкальные документы по музыкальному искусству. Данный вид документов имеют свои особенности: классификацию, фиксирование информации при помощи нотных знаков, особенный формат документов, они практически не имеют морального старения, для получения информации из этих документов необходим специальный навык – чтение нот. Всё это влияет на использование этих документов, их хранение, систематизацию, расположение документов в фонде библиотеки. Все эти факторы влияют и на составление электронного каталога.
Документы востребованы, часто используются и имеют значительный физический износ. В БФ имеются информационные лакуны, которые обусловлены различными причинами: ошибками комплектования, низкого финансирования комплектования, отсутствие необходимых документов в свободной продаже, низкий ассортимент нотно-музыкальных изданий.
Анализируя ответы, полученные при анкетировании и интервьюировании преподавателей ДШИ и ДМШ, сотрудников ДШИ и ДМШ и учащихся, мы получили следующие результаты:
¾ Библиотеки ДМШ и ДШИ являются основным информационным источником используемых при формировании образовательных программ по музыкальному искусству и для конкретного обучения учащихся;
¾ Некоторые запросы пользователей библиотеки ДМШ и ДШИ не удовлетворяют из-за отсутствия определённых документов или из-за недостаточного количества экземпляров необходимых документов;
¾ Информационные потребности учащихся по музыкальному искусству полностью определяют их непосредственные преподаватели;
¾ При выборе того или иного документа для формирования образовательных программ преподаватели имеют собственные предпочтения, обусловленные следующими факторами: профессиональные предпочтения, возраст преподавателя, уровень образования, внутренние вкусовые предпочтения, различные цели при обучении учащихся, соответствие технических характеристик произведения и навыков учеников, физические параметры учеников, личные предпочтения учащихся. Все эти факторы являются субъективными и не подлежат анализу, поэтому ассортимент нотно-музыкальных изданий должен быть богатым, чтобы соответствовать всем запросам пользователей.
Изучая деятельность библиотек ДШИ и ДМШ нельзя не отметить социальную и образовательную ценность этих библиотек в обществе. Не зависимо от размера фонда и образования библиотекаря эти библиотеки заняли свою определённую нишу в информационном пространстве общества. Они несут определённые функции и выполняют свои образовательные и социальные задачи. Роль музыкального образования, его значимость для эстетического развития личности в обществе до конца не определена. Статус музыкального образования как дополнительного, показывает его неоцененность в обществе, но существуют различные тенденции и научные исследования, которые могут музыкальному образованию придать особый социальный статус. [22]