Разборка автомобиля – технологический процесс последовательного разъединения его на агрегаты, сборочные единицы и детали.
Очистка автомобиля – технологический процесс удаления загрязнений с поверхности автомобиля и его составных частей.
Загрязнения – это слои веществ внешней среды на поверхностях деталей с прочными адгезионными и когезионными связями.
Основную массу загрязнений по химическому составу делят на две большие группы– кремнеземные (минеральные) и углеводородные (органические). Кремнеземные загрязнения образуются на поверхностях деталей в результате их взаимодействия с почвой и почвенной пылью. Углеводородные загрязнения образуются на поверхностях деталей в результате взаимодействия топлив и масел с газами и влагой при повышенной температуре.
Отдельный вид загрязнений представляет накипь, которая откладывается на внутренних поверхностях стенок радиаторов и рубашек охлаждения двигателей. Продукты коррозии образуются в результате химического или электрохимического разрушения металлов. Разрушенные лакокрасочные покрытия необходимо удалять с поверхности деталей, поэтому их относят к загрязнениям.
Способы очистки. Применяют следующие основные способы очисткиповерхностей изделий в зависимости от состава и свойств загрязнений:
- Гидродинамическое разрушение и смывание струей воды с образованием взвеси.
- Растворение.
- Эмульгирование.
- Разрушение потоком металлической дроби, стеклянных шариков, кварцевого песка, пластмассовой или косточковой крошки.
- Электрохимическая обработка.
- Ультразвуковая обработка в жидкости.
- Термическое разрушение.
- Срезание скребками, щетками.
|
Растворение – это процесс образования однородной системы из двух веществ (одно из которых загрязнение) с распределением загрязнения в жидкой очистной среде.
Смачивание заключается в растекании жидкости по поверхности твердого тела. Это свойство зависит от поверхностного натяжения жидкости, сочетания свойств ее материала и материала очищаемой поверхности.
Смачивание – результат межмолекулярного взаимодействия сред на границе соприкосновения трех тел: твердого тела, жидкости и газа.
Если загрязнение смачивается раствором, то он проникает в поры и трещины твердого тела.
Очистное оборудование.
Наибольший объем общей очистки автомобилей приходится на струйные или погружные машины проходного или тупикового типа, заправленные жидкими технологическими средами.
Для уменьшения трудоемкости процесса и совершенствования организации трударазборку автомобиля делят на общую и узловую.
В таком случае автомобиль последовательно разбирают на агрегаты, а агрегаты - на сборочные единицы на рабочих местах общей разборки, а затем в процессе узловой разборки сборочные единицы разбирают на детали.
При разборке автомобилей, агрегатов и сборочных единиц выполняют транспортные и технологические перемещения и разъединение резьбовых и прессовых соединений.
В качестве установочно-транспортного средства при общей разборке автомобилей и агрегатов применяют конвейер или эстакаду. Тупиковую разборку ведут на стендах.
Агрегат при общей разборке устанавливают на стенд.
Разбираемый агрегат имеет технологическое вращение вокруг вертикальной или горизонтальной оси.
|
Стенд работает следующим образом.
Предмет труда базируют с помощью грузоподъемных средств на опорных элементах рамы 4 и крепят резьбовыми прихватами. Включают электродвигатель 2, а предмет труда устанавливают в удобное для разборки положение путем поворота ведомого вала редуктора с рамой.
Наибольшую долю резьборазборочных работ выполняют при общей разборке агрегата.
Резьбовые соединения разбирают с помощью гайковертов. Их применение повышает производительность труда в 3...5 раз и уменьшает число повреждений крепежных деталей.
Пневматические гайковерты имеют малый КПД (7... 10 %) и издают сильный шум при работе. Электрические гайковерты имеют сравнительно высокий КПД (50...60 %) и требуют меньших эксплуатационных расходов на использование.
Сохранность деталей при разборке обеспечивается с помощью применения специализированных стендов, учета деталей и внедрения системы оплаты труда разборщикам за сданные на рабочие места сортировки неразрушенные детали.
Технологические мероприятия, обеспечивающие сохранность деталей, сводятся к исключению ручной или ударной разборки. Последняя разборка приводит к обломам фланцев деталей, трещинам в корпусных деталях, погнутости листовых деталей, разрушению резьбы, забоинам на точных поверхностях, изогнутости длинных деталей и др.