Предприятие: признаки, функции, цели и задачи
Предприятие — это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Принято выделять следующие признаки предприятия:
1. Предприятие – это прежде всего организация, то есть гармоническое сочетание материальных элементов производства и рабочей силы. Для функционирования предприятия необходим обособленный комплекс орудий и других средств производства – земельные участки, машины, оборудование, сырье, материалы. Необходимое условие работы – рабочая сила.
2. Предприятие производит продукцию и оказывает услуги. Продукция предприятия может использоваться в качестве предметов потребления или средств производства на новом этапе производства.
3. Предприятие является юридическим лицом, которое имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом.
4. Необходимым признаком предприятия должна быть динамичность и устремление в будущее. Предприятие должно разрабатывать, производить и предоставлять на рынок новые продукты, осваивать новые источники сырья.
Цель деятельности любого предприятия – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
Основные задачи действующего предприятия:
· получение дохода владельцем предприятия;
· завоевание рынка или его части;
· обеспечение стабильного развития предприятия;
|
· рост эффективности предпринимательской деятельности;
· повышение производительности труда;
· обеспечение потребителей продукцией предприятия;
· повышение качества выпускаемой продукции;
· обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
· создание рабочих мест для населения;
· охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
· недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства) и т.д.
К основным функциям производственного предприятия относятся:
· изготовление продукции производственного и личного потребления;
· продажа и поставка продукции потребителю;
· послепродажное обслуживание продукции;
· материально-техническое обеспечение производства на предприятии;
· управление и организация труда персонала на предприятии;
· всестороннее развитие и рост объемов производства на предприятии;
предпринимательство;
· уплата налогов, выполнение обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
· соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:
· размеров предприятия;
· отраслевой принадлежности;
· степени специализации и кооперирования;
· наличия социальной инфраструктуры;
· формы собственности;
· взаимоотношений с местными органами власти.
Производственная функция
|
Производство товаров, услуг, работ для удовлетворения потребностей экономики.
Реализационно-маркетинговая функция
Маркетинг и реализация произведенной продукции. Объектом воздействия является рынок данной продукции в целом.
Ресурсно-спросовая функция
Спрос на трудовые, материальные, финансовые, информационные и интеллектуальные ресурсы, технологии и способы организации производства.
Финансово-инвестиционная
Генерация финансовых потоков, в том числе связанных со взаимным кредитованием, инвестированием, приобретением, владением и эмиссией ценных бумаг.
Бюджетная функция предприятия
Наполнение местного, регионального и федерального бюджета.
Градообразующая
Участие в формировании и развитии городской экономики, местной инфраструктуры, обеспечение занятости жителей данного населенного пункта.
Социальная функция предприятия
Обеспечение граждан работой в соответствии с образованием и склонностями. Обеспечение работников и нетрудоспособных членов их семей средствами к существованию. Воспитание навыков коллективной работы. Реализация потребности в принадлежности к коллективу, в социальной оценке личности.
Познавательная
Изучение в процессе деятельности особенностей рынков товаров и ресурсов, технологий, технических систем, наиболее эффективных способов организации производства и взаимодействия с рынком, акционерами и т.п. Закрепление, накопление и передача следующим поколениям соответствующих знаний.
Образовательная
Получение отдельными работниками и коллективами производственных (в том числе технико-технологических и организационно- экономических) знаний, навыков, опыта работы.
Воспитательная
Создание, закрепление и развитие корпоративной культуры.
Инновационная функция предприятия
Генерация, фильтрация, инкубация и распространение инноваций среди предприятий, связанных партнерскими и/или конкурентными отношениями.
Институциональная
Генерация, фильтрация и инкубация социально-экономических институтов.