Семья как основной воспитывающий социальный институт




Введение

 

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый воспитательный социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Система воспитания и образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного воспитания, то психология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.

Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

Признаками института образования и воспитания являются:

. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

. кодекс устный и письменный - правили учащихся

. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование представляет собой социальную подсистему воспитания, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

 


Семья как основной воспитывающий социальный институт

социальный институт образование воспитание

Наибольшую защищенность от возможных негативных внешних воздействий ребенок ощущает в семье - элементарной частице человеческого общества, сложившейся и совершенствующейся в течение тысячелетий. Практика свидетельствует: ни один социальный институт, ни одна организация не способны в полной мере заменить семью в сфере социальной защиты ребенка.

Наибольшими возможностями социальной защиты ребенка обладает полная семья, т.е. когда ребенок живет вместе с обоими родителями, а еще лучше, когда в семье имеются бабушка и дедушка, братья и сестры: практически каждый член семьи в той или иной степени участвует в воспитании каждого ребенка, делая это бескорыстно, в силу семейной привязанности, и в том числе - биологического семейного инстинкта.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные и воспитательные функции. Трудно найти другой социальный институт, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в котором протекали бы основные процессы человеческой жизни и который был бы настолько связан с жизнью каждого индивида, что накладывл отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2. регулятивную функцию;

. интегративную функцию;

. транслирующую функцию;

. коммуникативную функцию.

Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования социальных структур, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.

Выделение института семьи из других институтов общества (государства, бизнес, образование, религия и др.) не случайно. Именно семья признается всеми исследователями как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием для социализации и воспитания личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям и получает основы образования и воспитания.

Важной категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит введенное Л.С. Выгодским понятие социальной ситуации развития - определенного соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

Воспитание в подходе Л.С. Выгодского характеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и на различных этапах требует особой меры. В культуре, современной Л.С Выгодскому, да и в настоящее время, существует две полярные (и множество находящихся между ними) концепции воспитания:

1. Воспитание как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;

2. Воспитание как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего не прежних стадиях.

Главными критериями воспитания выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Л.С. Выгодскому принадлежит идея о неравномерности процесса воспитания, о двух его типах:

- Медленное, постепенное накапливание изменений - литический период;

- Резкие, бурные взломы, кризисы воспитания.

Кризис, по Л.С. Выгодскому, является необходимым периодом воспитания, в ходе которого происходит разрушение старых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

Основными чертами кризисных этапов воспитания, отличаемых исследователями, являются:

- Нечеткость границ периода;

- Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;

Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.

Значит, самым существенным содержанием воспитания в кризисе будет возникновение новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

Таким образом, главным критерием и основанием периодизации детского воспитания выступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

Для понимания особенностей воспитания на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию воспитания - своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная среда по Л.С. Выгодскому является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая - учебная - общение - труд.) получила широкое распространение в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным - воспитание есть овладение новыми пространствами - как по глубине (семья - класс - школа - двор - город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок - родитель; ученик - учитель; человек - человек; человек- мир.

Эти три процесса (овладение деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат и одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.

Для понимания особенностей взросления ребенка в современном обществе задача школы в обеспечении этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную социальную ситуацию взросления. Она имеет системный характер, иерархическое строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.

1. Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.

2. Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, о посредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.

. В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку - индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития - семье, школе, компании сверстников.


2.Миссия воспитателя в дошкольном учреждении

 

Все звенья сферы образования, в частности дошкольного, первостепенной задачей воспитания подрастающего поколения считают его разностороннее развитие. Успешность решения этой задачи зависит от многих условий, прежде всего от тех людей, кто ее реализует.

В современном мире невозможно воспитать ребенка в унифицированных условиях. С рождения ребенок восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться и духовные ценности - добродетели (доброта, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и любовь).

Общество может заботиться о качестве образования, распространяя множество методик и рекомендаций теоретиков, психологов, врачей, но в конечном итоге главная роль отводится тем, кто фактически участвует в педагогическом процессе и как они могут сотрудничать.

Традиция, консервативна и обращена во вчерашний день. Современному обществу свойственно стремиться к обновлению. Однако оно не может нормально функционировать, если не опирается на традиции. Российская традиция - глубина эмоционального переживания, а не спокойствие рационального обоснования.

В современных условиях ресурсом деятельности воспитателя является его общая и профессионально-педагогическая культура. Она в значительной степени определяется уровнем педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию, нравственным и культурным развитием личности, способностью создавать и передавать ценности.

Педагогическая профессия по своей природе имеет гуманистический характер. Педагог является хранителем, носителем многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных. Он не только накапливает в себе социальный опыт, достигнутый обществом к определенному этапу, но и оценивает этот опыт. Если говорить о тех педагогах, кто избрал учебно-воспитательную деятельность делом своей жизни, их роль в развитии общества важна и значительна уже потому, что педагог - воспитатель, учитель, наставник и др. - воспитывает детей, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но на более высоком уровне развития общества.

Из общего фонда культуры, общественных отношений, педагог выбирает тот материал, который будет ценен, полезен для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. Воспитанники вступают в жизнь при изменившихся обстоятельствах, в других социальных отношениях. Они должны быть готовы, приспособлены к конкретным требованиям, запросам общества. Поэтому в воспитательной работе педагог должен учитывать как нужды сегодняшнего дня, так и перспективы общественного развития.

Многие современные воспитательно-образовательные инициативы нацелены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим должно идти духовно - нравственное воспитание. Если эта грань недооценивается, то развитие ребенка заметно обедняется, а это не безобидно в дальнейшем для ребенка и общества в целом. Задача воспитателя - помочь «облагородить» детскую душу, используя в качестве прививки народную педагогику, возродить истинные ценности.

Воспитывая новое поколение, педагог в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новыми прогрессивными технологиями, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества. Работая на будущее, и оставаясь главным звеном в механизме передачи накопленного опыта, педагог в качестве цели ставит развитие личности ребенка как синтеза всех богатств человеческой культуры, развитие его творческой индивидуальности.

Понять специфику деятельности будущего педагога детского сада невозможно без адекватного представления о тех процессах, которые происходят сегодня в сфере дошкольного образования. Воспитатель работает в детском саду, который значительно отличается от того, где проходило его детство.

Задача воспитателя - пробудить в самих детях рассудительность, умение распознавать духовную и физическую опасность, формировать совестливость и сознательность. Без этих важных качеств ребенку будет трудно оценивать свои проступки и осознанно раскаиваться в них, избегать их повторения в дальнейшем.

Новые ценности образования, ориентир на развитие личности ребенка, информационная насыщенность, наукоемкость - вот далеко не все штрихи к характеристике современного дошкольного образования. Ее можно дополнить такими положительными тенденциями, как: уход от единообразия видов учреждений, программ, от жесткой регламентации видов деятельности; расширение организационно-правовых форм ДОУ; предоставление педагогам и родителям возможности выбора образовательных маршрутов; развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса.

Но характеристика будет неполной, если не выделить имеющие место проблемы в системе дошкольного образования. Это сохранение и укрепление здоровья ребенка в образовательном процессе, получение качественного образования детьми из неблагополучных и малообеспеченных семей, обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, что не всегда возможно в условиях вариативности программ.

Современных дошкольников привлекает в воспитателе отношение к ребенку как к равному (уважает, любит, считает взрослым); оптимистический характер; профессиональная умелость (хорошо рисует, может нас подружить); красивая внешность; молодость в прямом и переносном смысле (чем ближе взрослый по проявлениям к ребенку, тем лучше).

Представленное в образовательной программе содержание, осваивается дошкольниками в доступных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Педагог должен включить детей в эти виды деятельности, помочь каждому ребенку приобрести субъективный опыт, в том числе опыт принятия решений, выбора позиций и ценностей, совершения поступков. Этот опыт нельзя передать посредством обучения, здесь необходимы ситуации-события, пережив которые ребенок при поддержке педагога должен обрести свой опыт.

Для педагога внутренним ориентиром и регулятором поведения являются ценностные ориентации личности. Приобретаемый ребенком опыт в дошкольном образовании должен иметь личностный смысл. Ребенку важно осознать значимость предлагаемого знания, опыта для удовлетворения жизненных потребностей, которые без поддержки взрослого могут быть адекватно им осознаны. Как показывает практика, педагогу достаточно сложно погрузить ребенка в новый для него мир вещей, событий, вовлечь в интересные дела, сделать его субъектом деятельности, потому что традиционно профессиональная подготовка будущих педагогов направлена, прежде всего, на планирование образовательной деятельности, реализацию программ, освоение технологий, организацию деятельности детей по задуманному образцу.

Воспитание и обучение несовместимо с доминированием, ограничениями и запретами, профессионально и ненасильственно. С одной стороны - авторитет педагога должен быть недосягаем для детей, с другой - он должен поддерживаться исключительно функциональностью педагога («чему тот может научить»). Нет общего для всех «правильного», как и одновременно для всех неприемлемого. Существует лишь один приоритет - каждому ребенку рядом с воспитателем должно быть хорошо. И если взрослые будут жить и учить так, чтобы научность не портила нравственности, а нравственность - научности, то будет обеспечен полный успех нашей жизни.

Труд воспитателя важен, непрост и многогранен. Именно он, воспитатель, является первым педагогом, которому доверена благородная миссия - воспитание и обучение ребенка, именно он ответствен за развитие человека в период, когда особенно интенсивно формируется психика, зарождаются зачатки творчества, самосознания, активно развивается речь, чувства, интеллект

Как бы ни были светлы и заманчивы идеи, заложенные в гуманистических программах, все зависит от того, сможет ли осуществить, реализовать их воспитатель. Будут ли успешны первые шаги ребенка в освоении общечеловеческих и национальных ценностей - все это во многом определяется тем, кто был помощником ребенка в этом деле.

Воспитание, как уже было отмечено выше, - не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Справедливо считается, что учителем можно назвать только того, кто сам постоянно учится. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания - ребенок - непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.

 


Заключение

 

Став частичкой некоторого «мы» (групповая идентификация), заняв определенную экосоциальную нишу, человек получает в готовом виде конкретные права и обязанности, усваивает нормы и традиции общности, с которой он себя идентифицировал. Здесь срабатывают механизмы подражания, внушения, вырабатывается положительное эмоциональное отношение к тем взглядам и представлениям, которые человек усваивает в течение жизни в рамках этого «мы» и осознает как «свои», а коллективная вера в истинность, незаменимость и ценность этих взглядов, убеждений и т.п., подпитывает индивидуальную веру, чем еще больше укрепляет их позиции в сознании личности.

 


Список использованной литературы

 

1. Белкин А.С., Ткаченко ЕЛ. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / Урал. гос. пед. ун-т; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2005.

. Гризик Т.И. Ребенок познает мир. С-Пб, 2004

. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. М., 2000

. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: Колл. моногр. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб, 2010.

. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2005

. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду. М., 2002



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: