Задание 11. Найдите речевые ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок. Исправьте их.




Задание 1. Восстановите текст. Вставьте в словах, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте слитное, через дефис или раздельное написание. Расставьте недостающие знаки препинания.

Недолго думая я высмотрел место в тени пр...тащил туда новую ц...новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием ра...тянулся на ней. Закрыть глаза утомлён...ые солнечным светом было очень пр...ятно. Пришлось однако (полу)открыть их чтобы ра…стегнуть шт…блеты ра...пустить пояс и пол...жить что(нибудь) под голову. Через (пол)секунды я открыл глаза и увид…л н…что необычайное туземцы стояли (не)далеко от моего места разговаривая на совершен…о (не)знакомом мне языке. Я пр...помнил всё прои...шедшее и подумал что всё могло (бы)кончит...ся серьёзно у меня промелькнула мысль что вероятно конец уже близок. Проснулся чувствуя себя осв...жен...ым. судя по положению солнца я проспал два часа (с)лишком. Открыв глаза я увидел туземцев. Они разговаривали (в)(пол)голоса и были уже н.. так угрюмы.

Задание 2. Расставьте ударение в следующих словах.

Донельзя, украинский, каталог, туфля, мышление, обеспечение, колледж, танцовщица, благовест, оптовый, феномен, откупорить, формировать, исповедание, петля, хаос, исчерпать, пиццерия, хозяева, каталог, подростковый, холеный, каучук, алфавит, исчерпать, кашлянуть, колледж, корысть, кухонный, мощностей, диспансер, добыча, дремота, жалюзи, закупоривать, заржаветь, законнорожденный, замерло, искра, исконно, квартал, кухонный, красивее, мастерски, медикаменты, мизерный, надолго, новорожденный, кулинария, мусоропровод, мытарство, обетованный, обнял, наверх, обеспечение, оптовый, ободрить, одновременно.

Пролить - пролил - пролила - пролили; дожить - дожил - дожила - дожили; баловать - балую балует - балованный.

 

Задание 3. Распределите слова в две группы: с твердым согласным перед [Э] и с мягким. Запишите их. Выделите слова с вариантной нормой произнесения.

Детектив, конгресс, барельеф, дедукция, дезинформация, декада, демон, сессия, тема, кофе, кафе, сервис, рефери, территория, рейтинг, дефиле, диспансер, партер, коттедж, патетика, лотерея, бутерброд, майонез.

Задание 4. Распределите слова с сочетанием букв ЧН и ЧТ по трем колонкам. В первую колонку запишите слова, в которых произносится [чн] и [чт], во вторую - в которых произносится [шн] и [шт], а в третью - слова, допускающие оба варианты произношения

Сердечный приступ, прачечная, гречневый, пятёрочник, копеечный, перечница, полуночник, порядочный, Ильинична, скучный, что-либо, яичница, булочная, сливочный, ничто.

 

Задание 5. Определите варианты окончаний имен существительных в форме Р.п. мн.ч.

1) Наша киностудия выпустила ряд научно-популярных фильм…

2) В домашней обстановке, в простой гимнастёрке без погон…, молодой человек не производил впечатление строевого офицера.

3) В галантерейном магазине имеется большой выбор чул…к… и нос...к…

4) В нашем буфете продаётся салат из свежих огурцов и помидор…

5) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных дол…Рота сапёр… вернулась в казарму.

6) Я услышал по радио мелодичн… «Сулико».

7) Новая пара туфл... оказалась девочке впору.

 

Задание 6. Раскройте скобки. Цифры запишите словами

1) Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (профессоры - профессора).

2) Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, (лоскуты- лоскутья) его одежды развевались по ветру.

3) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры –шофера).

4) По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели- штабеля) кирпичей.

5) Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие (тоны-тона).

6) В течение дня бригадой было разгружено (22,4 тонн) угля.

7) На дорогу у нас ушло (полтора - полторы) суток.

8) Разность между (87) и (58) составляет двадцать девять.

9) Украденную машину милиция искала без малого (123 суток).

10) В организации концерта принимало участие около (полтора десятка) студентов

 

Задание 7. Приведите 3-4 примера существительных, форма множественного числа которых определяется конкретным значением. Например, образа (иконы) – образы (в литературном произведении).

Задание 8. Распределите существительные в четыре столбика:

а) средний род; б) мужской род; в) средний род; г) возможные варианты.

Инкогнито, алиби, атташе, резюме, кавасаки, контральто, жюри, бренди, салями, авеню, Осло, фламинго, суфле, кимоно, пони, гну, визави, кольраби, желе, безе, боа, инкогнито, Батуми, эскимо, резюме, рантье, лама, колибри, домино, Сочи, ариозо, сирокко, хинди, Миссисипи, орангутанг.

 

Задание 9. Покажите различие в значении слов-паронимов. Составьте с ними словосочетания (предложения).

здравица – здравница иммигрант – эмигрант колос – колосс контингент – континент летаргия – литургия маститый – мастистый    

Задание 10. В каком примере лексическое значение слова указанно неверно (дайте правильное толкование слова):

1) Бутафория – первый ярус балконов в зрительном зале.

2) Сноб – специалист в области древних цивилизаций.

3) Резонер – человек, который любит рассуждать о нравственности, поучать, наставлять.

4) Мириады – женские скульптуры, поддерживающие подобно колонне выступающие части зданий.

5) Инфантильный – детски недоразвитый.

6) Нивелировать – уравнивая, уничтожать особенности, различия, между кем-либо, чем-либо.

7) Кавалькада – группа движущихся людей.

8) Протеже – лицо, пользующееся чьим либо покровительством.

9) Раритет – предмет, якобы защищающий от несчастья, который носят суеверные люди.

10) Обструкция – преувеличенная похвала, неумеренно восторженное восхваление.

Задание 11. Найдите речевые ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок. Исправьте их.

1) Скрипя сердцем она согласилась поехать.

2) Увлечение марками сделало его профессиональным селекционером.

3) Заговорив о проблемах малого бизнеса, он словно наступил на мой больной мозоль.

4) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.

5) Важно следить и анализировать процессы, происходящие в нашем обществе.

6) Учителей очень волновали взаимоотношения ребят друг с другом.

7) Граф повертел в руках протеже и задумчиво положил обратно в портмоне.

8) Главный герой повести уезжает в далёкий город, где он и остается.

9) Дорога привела меня к комфортабельному каземату, сложенному из белого кирпича.

10) С годами он все больше отдалялся от ихней семьи.

Задание 12. По Фразеологическому словарю русского языка определите значение фразеологизмов. Выпишите эти значения. С предложенными фразеологизмами оставьте предложения.

Медвежья услуга, O tempora, o mores!, неопалимая купина, посыпать голову пеплом, дамоклов меч, гордиев узел, троянский конь, вернуться в свои пенаты, положить под сукно, кровь с молоком, с бухты-барахты, терять голову, валять дурака, как пить дать, без году неделя, куда Макар телят не гонял, себе на уме, кот наплакал, комар носу не подточит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: