Храбрый О.
Палестина. Год нулевой (2000) //
Итоги [вместе с Newsweek] - 2001. - № 10 (248). – 13 марта. - С. 48-51.
Пять месяцев интифады превратили Палестинскую автономию в военный лагерь. О создании палестинского государства можно забыть.
На Святой земле больше не ждут Мессии. Поэтому, когда к израильскому патрулю у подножия Храмовой горы в Иерусалиме подъехал странный человек - в белом одеянии, на белой ослице, с бубном в руках - и смиренно представился «машиахом» (мессией), солдаты первым делом прощупали его металлоискателем. Новоявленный «спаситель» скорее всего, был просто сумасшедшим, но без тщательного обыска солдаты даже не решились передать его полиции. Понять их можно: во время интифады белые ослы, навьюченные взрывчаткой, не раз набредали на израильские блокпосты - как правило, их просто обстреливали, и ослов-«камикадзе» разносило на куски...
После того как прошел пик интифады (в декабре число жертв исчислялось десятками), на оккупированных Израилем с 1967года территориях в Газе и на Западном берегу - относительное затишье. Теракты продолжаются, но уличных боев стало меньше: видимо, палестинские власти время от времени дают приказ «замолчать». Как правило, это совпадает с оживлением палестино-израильских переговоров.
Зимняя погода внесла в интифаду свои коррективы. Например, на Западном берегу столкновения часто происходят в густом тумане. Когда юнцы от 12 до 17 лет по призыву «Танзима» (милиция правящей партии Арафата «Фатх») с камнями и рогатками собираются на границе Рамаллы с еврейским поселением Бейт-Эль, израильские патрульные машины практически не видны. Израильтяне стреляют наугад - эти шальные пули самые страшные. «Убили! Убили!» - раздаются то ли восторженные, толи испуганные крики. Ватаги мальчишек - «кандидатов» в мученики снуют перед патрульными машинами.
Они хмелеют от постоянной опасности и, кажется, пуль боятся даже меньше, чем объективов. Этому есть свое объяснение: они опасаются, что израильтяне могут вычислить особо активных по фотографиям и устроить на них персональную охоту.
Будни интифады
Палестинцы называют еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) «раковыми опухолями», там поживает 193 тысячи еврейских поселенцев.
В самом деле, большинство поселений - не что иное, как военные базы. Они расположены на возвышенностях и контролируют все водные источники и подачу электричества в палестинские города. Дороги, связывающие поселения с Израилем, построены так, что в считанные часы весь Западный берег может быть рассечен на множество секторов, из которых палестинцы просто не смогут выбраться (один город Хеврон, например, делится на 16 «островов»).
Добавьте к этому, что рядовой палестинец не может свободно перемещаться между Газой и Западным берегом. Исключение - номенклатура (как правило, крупные бизнесмены и члены администрации Арафата), обладающая VIP-паспортами.
В результате «Палестинская автономия» (ПА), которая согласно соглашениям в Осло от 1993 года еще два года назад должна была стать государством, остается скопищем разрозненных муниципалитетов. В каждом не только свой политический расклад, но зачастую и своя юридическая система. В Газе, например, до сих пор суды руководствуются нормами египетского судопроизводства, на Западном берегу - иорданского, а кое-где всё громче заявляют о себе сторонники шариата.
Пока на оккупированных территориях существуют еврейские поселения (вопрос об их эвакуации так и не был решен на переговорах в Кэмп-Дэвиде летом 2000-го) и не создано палестинское государство, мира не будет. Это главная идея нынешней «интифады», объединившая фатховцев и палестинскую шпану с рогатками. Постоянные обстрелы еврейского поселения Гило, что на границе с пригородом Вифлеема - деревней Бейт-Джалла, - типичный пример тактики провокаций (С. 48-49). Забираясь ночью на крыши жилых домов Бейт-Джаллы, люди «Танзима» обстреливают поселение из автоматов и минометов. Их цель - вызвать ответные удары (израильские укрепления для них неуязвимы). Как правило, ждать приходится недолго: израильтяне открывают плотный огонь из пушек и крупнокалиберных пулеметов по домам палестинцев.
Иногда происходят просто невероятные вещи. Во время очередного обстрела одна семья уцелела чудом - снаряд пробил три стены и застрял в стиральной машине, не долетев до четвертой, за которой прятались семь человек. А вот работавшему у палестинцев немецкому доктору Гарри Фишеру в ту ночь не повезло: он выбежал из своего дома в Бейт-Джалле, услышав крики о помощи. Его размазанное по деревьям тело нашли только ранним утром и долго отгоняли от него полчища кошек.
Нас приносят в жертву, перешептываются жители Бейт-Джаллы после бомбежек. Они понимают, что пришедшего на смену Эхуду Бараку нового израильского премьера Ариэля Шарона не остановит гибель мирных жителей. А значит, провоцируя столкновения, «Танзим», эта вооруженная рука Палестинской автономии, сознательно отправляет на заклание своих сограждан. Такова извращенная логика нынешней «правительственной интифады»: больше жертв, больше возмущения в мире, а значит - больше шансов добиться уступок (по проблеме поселений и выводу войск) на переговорах с Израилем. Нынешняя зима - звездный час «Танзима».
Мусорщики и миллиардеры
Особенно сильна власть «Танзима» в столице Западного берега - Рамалле. Здесь даже таксисты по совместительству работают на полицию Марвана Баргути (лидер «Фатха» на Западном берегу). В Рамалле фамилию Баргути носит семейный клан. Многие его члены автоматически становятся фатховцами. На такие лояльные семьи и опирается Арафат, предоставивший им карт-бланш на Западном берегу.
Почувствовав себя хозяевами, привилегированные кланы бросились отстраиваться. И Рамалла стала хорошеть на глазах. До прихода палестинских властей в 1994 году здесь было три отеля, сейчас уже 16. На окраинах появились дома-дворцы неописуемой роскоши. Место, правда, выбрано неудачно - слишком близко к границе с поселением, так что иной раз сюда долетают пули.
«Это из Америки палестинцы приезжают и строят. Капиталисты», - поясняют мне палестинские солдаты. Сами они получают 200-300 долларов в месяц. Не ахти какие деньги, если жить по соседству с Израилем, где прожиточный минимум около 1000 долларов, однако по меркам автономии, живущей на дотации мирового сообщества, сумма приличная. Чтобы понять масштабы безработицы, достаточно сказать, что на восемь вакансий мусорщиков в ПА было подано... 11655 заявлений.
Казалось бы, палестинская диаспора могла спасти местную экономику. Многие из тех, кто бежал в Европу и США от войн с Израилем, разбогатели: говорят, среди них больше ста миллиардеров. Однако преуспевшая на Западе молодежь приезжает в Рамаллу разве что навестить родных. Вот если наступит стабильность, тогда, может быть, начнут вкладывать деньги.
Пока же им здесь многое не нравится. Например, путешествие по дорогам автономии - удовольствие ниже среднего. Чтобы попасть из Рамаллы в Вифлеем (по прямой меньше часа), таксисты вынуждены тратить два с половиной часа, объезжая блокпосты и еврейские поселения. А 15-минутный маршрут из Назарета (израильский город с большим арабским населением) в соседний Дженин (на севере автономии) после каждого обострения обстановки перекрывается израильским блокпостом. Впрочем, машины арабов-израильтян (только им разрешено свободно курсировать из Израиля в ПА) объезжают этот пост в ста метрах, на глазах у израильских солдат пробираясь между деревьями и плантациями помидоров.
Хевронская Голгофа
Если стартовать из Рамаллы на юг, то, отстояв в множестве пробок на объездных путях и пройдя через бесконечные проверки документов, можно за полдня добраться до Хеврона - старейшего города на земле, в котором находятся могилы праотцев - Авраама, Исаака, Иакова и их жен. Раньше, до интифады, можно было добраться за час.
В Хевроне градус противостояния евреев и арабов еще выше. Пятьсот иудеев-ортодоксов из нью-йоркского Бруклина, живущих в еврейском поселении Дебора в центре города, охраняет целый батальон (300человек) израильских солдат. Стычки с палестинцами здесь обычное дело. В мой приезд здесь был убит 23-летний палестинец ШакерХасуна. Его тут же записали в мученики - это значит, что на стенах местной мэрии и в отделениях «Фатха» и ХАМАС появились календари с его портретом. А вскоре по Хеврону поползли слухи, что когда брат Шакера, Аяд, пришел в поселение забирать тело, то его якобы привязали к стулу и заставили смотреть на то, как израильтяне расстреливают бездыханное тело.
Мне удалось разыскать Аяда. Рассказ об экзекуции изумил его: он принялся выпытывать, кто мне это сказал. А потом признался: «Я каждый день узнаю что-то новое о своем брате, люди просто сошли с ума». Сумасшествие охватило обе стороны - по соседству в еврейском поселении Кирьят-Арба стоит памятник еврейскому поселенцу Баруху Гольдштейну, который шесть лет назад расстрелял 29 палестинцев в мечети Хеврона. Сегодня его могила - место паломничества евреев-ортодоксов со всего мира.
Вотчина Абу Аммара (Ясира Арафата)
Оккупировав сектор Газа после войны 1967 года, Израиль оставил его отрезанным от Западного берега, который до этого принадлежал Иордании. «Западники» после оккупации сохранили иорданские паспорта, что позволяло им свободно передвигаться и получать образование за границей. Газовцы же были и остались «невыездными»: после войны 1948 года они попали под египтян, которые не дали им гражданство. Даже соотечественники с Западного берега относятся к ним пренебрежительно: для них жители Газы, среди которых беженцы составляют 70 процентов, - сплошь воры и плебс.
Каждый палестинский город оброс «городами-спутниками» - лагерями беженцев. Сорванные с насиженных мест войной 1948 года, их обитатели и по сей день живут во времянках, в полной нищете. Безработица достигает 90 процентов.
С середины 90-х палестинские лагеря переживают демографический взрыв. В Газе есть районы, где на 1 кв. км живут 100 тысяч человек. Здесь рожают больше, чем в Африке (годовой прирост составляет 3,5 - 4,5 процента, в то время как на «Черном континенте» - 3). Палестинцы одержимы идеей сравняться по численности с Израилем. Рожая ребенка, женщина думает о том, что вырастит еще одного бойца.
По большей части в таких местах Арафата не жалуют. Зато здесь легко вербует своих волонтеров ХАМАС – шиитская исламская экстремистская организация, которую поддерживают Сирия и Ливан. Понять, кто владеет умами в том или ином квартале, несложно - достаточно посмотреть на граффити. Если на стенах изображены красные звезды и автоматы Калашникова - территорию «держит» Демократический фронт (коммунисты). Если нарисованы клетчатые куфийи (платки-шарфы), как у Арафата, значит территория - «Фатх». Если написано «Движение исламского сопротивления» территория - ХАМАС.
В Газе никогда нет недостатка в недовольных. Особенно в дни нынешней интады, когда Израиль отказался от услуг 30 тысяч человек, ежедневно ездившх в Израиль на заработки. Рыбный промысел в Средиземном море, который мог бы стать источником дохода, затухает. Морскую границу Газы патрулируют израильские корабли, рыбакам разрешено заплывать не более чем 6 миль - а вся рыба дальше. Рыбаки сказали, как недавно две лодки рискнули рвануть из шестимильной зоны - и были потоплены ракетами с израильских кораблей. Поэтому газовцы, издавна шившиеся морем, сегодня довольствуются жалким уловом всякой мелочи. Вопрос о том, как управлять этой нищей и озлобленной массой людей - вечная головная боль Арафата, семья которого, кстати, из немногочисленной местной элиты. Его отец, крупный землевладелец покинул Газу еще в середине 20-х годов, а вернуться на историческую родину Ясир Арафат смог только семь лет назад, после того как мирные соглашения в Осло превратили его из международного террориста в политического деятеля. Из изгнания (штаб-квартира ООП больше 10 лет находилась в Тунисе) будущий глава Палестинской автономии привез с собой боевых соратников, так называемую тунисскую диаспору, и тут же стал расставлять их на ключевые посты в муниципалитетах и спецслужбах. Поначалу отношения с местной элитой не заладились, однако Арафат нашел выход, пригрев местную знать в своей партии «Фатх».
Фатховцы из Газы и с Западного берега играют в партии роль мягкой оппозиции «тунисцам», ведущим территориальный торге Израилем. Такая политическая конструкция позволила Арафату продолжать переговоры с Бараком даже в разгар интифады, которую возглавили местные фатховцы. В глазах израильских переговорщиков «тунисцы» были единственной альтернативой экстремистам - с ними можно было договариваться, тем более что и регулярная армия ПА (солдаты Национальной безопасности, Гражданской полиции, Общей и военной разведки) не участвовала в интифаде. Вмешайся она в конфликт - он бы перерос в настоящую войну. А этого в Палестине никто не хочет.
Конечно, у Арафата есть и настоящая оппозиция (коммунисты и исламисты), для которой любая смута - шанс покончить с соглашениями Осло и самим лидером автономии. И хотя в каждом палестинском городе свой расклад: в городе Дженине, например, сильны баасисты (многие из палестинцев учились или воевали в Ираке, где и вступили в БААС - партию арабского социалистического возрождения), а в Хевроне и Газе – исламисть из ХАМАС и «Братьев-мусульман» - Арафат, лавируя между этими радикалами, отбиваясь от обвинений в коррупции и диктатуре, успешно ведет борьбу с политическими конкурентами за палестинскую «улицу».
Это раньше, пока шли мирные переговоры, палестинцы думали, что Председатель «запродался» израильтянам, но в дни интифады рейтинг Арафата рванул вверх. Он теперь снова - свой. При свете софитов палестинский лидер целует в больницах искалеченные ноги и руки своих собратьев, и сентиментальные арабы готовы снова бороться за дело Абу Аммара. Этим партизанским псевдонимом палестинская улица по-прежнему называет своего вождя: Арафат - это для остального мира (С. 51). [Маршрут: Назарет-Дженин-Рамалла-Иерусалим-Хеврон-Газа].
Примечания:
У Арафата более 12 различных служб безопасности общей численностью около 35 тысяч человек. Их руководства в Газе и на Западном берегу автономны и координируют свои действия через самого Арафата.
Чтобы мобилизовать оппозицию (в общей сложности 26 партий) на восстание, Арафату пришлось «встроить» ее во властную пирамиду. Выглядит «Вавилонская башня интифады» так:
Радикалы — прежде всего исламисты ХАМАС во главе с шейхом Ахмедом Ясином агитируют палестинскую улицу вместе с боевиками «Танзима» — военной милицией партии Арафата «Фатх».
Глава «Танзима» на Западном берегу Марван Баргути руководит интифадой.
Глава превентивной службы безопасности на Западном берегу. Джибрил Раджуб смотрит на действия Марвана Баргути сквозь пальцы.
Тем временем Ясир Арафат разыгрывает дипломатическую карту – при посредничестве США ведет переговоры с Израилем и опирается на поддержку арабского мира.