Цель бенчмаркинга состоит в проведении исследования, направленного на выявление наилучших сторон обследуемых предприятий-лидеров с помощью различных методов с последующей возможностью перенести в деятельность своего предприятия, с надежным установлением вероятного успеха на рынке.
В рамках исследования бенчмаркинг не является чем-то новым: наоборот, он уже осуществлялся в рамках конкурентного анализа, но при этом бенчмаркинг является более формализованной, упорядоченной и детализированной функцией, чем, например, тот же подход конкурентного анализа или метода. Бенчмаркинг является необходимой функцией успеха каждого предприятия. Бенчмаркинг используется широко предприятиями-лидерами в разных странах, в том числе и в России. Использование бенчмаркинга по своей сущности является многонаправленным. Он применяется в маркетинге, менеджменте персонала, финансовом менеджменте, логистике, производственном менеджменте, стратегическом менеджменте и маркетинге, то есть по отношению к организации бенчмаркинг задействован во всех сферах и направлениях его деятельности. С одной стороны, он позволяет руководству предприятий своевременно выявлять отклонения в области издержек, сбыта, производства, продвижения, ценообразования, качества, а также на каких позициях находится организация по сравнению с конкурентами или с другими предприятиями, работающими в других сегментах. При этом обнаруженные проблемы конкретизируются и трансформируются в новые качественные точки роста.
С другой стороны, в логистике бенчмаркинг позволяет в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками выяснить проблемные точки в сферах, логистических системах, близко расположенных к потребителю, по выполнению заявок и транспортировке грузов. Бенчмаркинг также является перманентным процессом, направленным на соответствие конкурентности и обязательной победой над ней же. В границах бенчмаркинга функции предпринимательства систематически анализируются как непрерывные процессы, создающие продукт и продвигающие его на целевой рынок. Но несмотря на то что сфера применения бенчмаркинга подразумевает разработку стратегии, управленческие функции и операции, все же главным источником информации был и остается потребитель. Именно он поставляет сведения о рынке, конкурентах, лучших компаниях.
|
Бенчмаркинг позиционируется и как способ оценки целей работы и стратегий в сравнении с предприятиями-лидерами для гарантированного долгосрочного устойчивого положения на рынке в качестве лидера. В условиях глобализации бенчмаркинг направлен на обеспечение конкурентоспособности и представляет собой процесс перманентного и непрерывного исследования: оценки процессов организации с последующим сравнением с процессами предприятий-лидеров в различных сегментах как на местных рынках, так и зарубежных, с целью получения необходимой информации, обязательной для усовершенствования собственной характеристики организации. В первую очередь здесь необходимо произвести сравнение результатов.
Главными или центральными вопросами бенчмаркинга являются: – какое предприятие является главным конкурентом или лидером в другой отрасли; – по каким причинам собственное предприятие не является лидером; – что стало основой возвышения конкурирующей фирмы или лидера в другой отрасли; – какие мероприятия необходимо провести на предприятии для улучшения положения; – какие силы и ресурсы необходимы для проведения поставленной задачи для выхода в лидеры; – как внедрить выполненный проект. Для осуществления бенчмаркинговой стратегии создаются команды, со-стоящие из специалистов узкой специализации. Подбор специалистов должен осуществляться с учетом его компетентности, креативности, ориентации на ценности, коммуникабельности, работы с потребителями, культуры, знаний новейших технологий. В разных источниках бенчмаркинг рассматривают как совокупность управленческих инструментов, управление качеством, обучение на основе сравнений, измерение удовлетворенности потребителей, маркетинговое исследование. Для проведения бенчмаркинга, безусловно, необходимы доказательства для его применения. Единого мнения в значении бенчмаркинга среди специалистов нет, существует и такое мнение, что бенчмаркинг означает перенимание методов управления у лидеров, которые наиболее успешно, по сравнению с другими, работают на рынке.
|
Но, несмотря на это, бенчмаркинг нашел распространенное применение при выполнении исследований отдельных управленческих процедур (принятие решений). Выполненные исследования выявили, например, сорок пять методов, на основе которых предприятия-лидеры принимают окончательные решения в области научных исследований. Вообще XXI век – это, прежде всего, глубокие и постоянные научные исследования, и без них уже трудно себе представить деятельность предприятий-лидеров. Задачи бенчмаркинга показаны на рис. 1.1. Они дают нам понять, насколько он может решить маркетинговые задачи, обеспечивая предприятие информацией, которая необходима для усовершенствования его деятельности.
|
Ранее мы уже обозначили вопросы бенчмаркинга и провели классификацию задач, как стать лучшим в своем сегменте. Для решения этих вопросов необходимо поставить конкретные задачи, позволяющие это выполнить. К основным задачам бенчмаркинга относятся:
1) определение места предприятия и его конкурентных преимуществ на рынке;
2) проведение стратегического анализа ситуации;
3) проведение анализа хозяйственного портфеля;
4) выработка стратегии развития предприятия;
5) изменение корпоративной культуры;
6) выявление лучших сторон;
7) разработка направлений по улучшению качества продукта;
8) перманентное совершенствование финансовых, организационных, технических структур;
9) разработка концепции совершенствования производства или товара;
10) разработка инновационных проектов;
11) сбор информации из открытых и доступных источников легальным и этически приемлемым способом;
12) другие.
В результате решения поставленных задач предприятие должно добиться следующих результатов:
– претворение разработанного проекта;
– улучшение бизнеса собственного предприятия;
– получить стратегическое преимущество;
– вывести предприятие в лидеры.
Можно идти по пути подражания, но такие последователи не имеют будущего. Те, кто идет коротким и легким путем, не оставляют след в душе покупателя. Типичные примеры таких подражателей: «Ашанчик», «Абибас», «Пан-соник», «Икея+» и др.
Таким образом, бенчмаркинг систематически развивает анализ конкурентоспособности, и он ограничивается исследованием лидеров-конкурентов или лидеров в других отраслях – их продукта, издержек и технологий, процессов, финансовых, логистических и других показателей, отношений с внешней средой. Задача бенчмаркинга – произвести сравнение и анализ, выявить различия и пути их преодоления и выйти в лидеры.