Главное качество лидера – это его обучаемость.
Лидер – мастер коммуникации, мастер построения взаимоотношений с другими людьми, мастер предвидения и целеполагания.
Лидерство и мастерство живут вместе.
«Мастерство требует постоянной открытости для нового знания и скромности, если мы действительно хотим достичь мастерства в данной области. Все мы начинаем как невежды, затем осознаем свое невежество и понимаем, что нам еще столь многому предстоит научиться. Затем, благодаря тренировке и новым знаниям, мы становимся искусными и компетентными. Но еще не мастерами. Мастерство приходит, когда усвоенное нами перестает принадлежать сознательной части психики и становится автоматической, интуитивной составляющей наших навыков, и пока мы все еще открыты для того, чтобы обучаться у других, даже своих собственных учеников ».
(М. Холл, Б. Боденхамер).
Настоящий Мастер обладает высокой чувствительностью, способностью предвидеть и прогнозировать ситуацию. Это важнейшее качество Мастера и Лидера дает возможность ему всегда быть готовым к развитию событий в определенном контексте, быть адекватным ситуации и принимать правильные решения.
Настоящий Мастер и Лидер не может состояться до тех пор, пока он «не наведет порядок внутри себя», т.е. не осознает свои внутренние предпочтения, состояния и ценности, не научится контролировать свое мышление и позитивно мыслить, не выстроит свои цели в определенном порядке. О таком человеке мы говорим, что он конгруэнтен, т.е. соблюдена его целостность. Другими словами, в нем отсутствуют внутренние противоречия. Он четко знает, чего он хочет.
И, наконец, настоящий Мастер и Лидер обладают способностью создавать именно то, что необходимо для достижения поставленных целей и проявляют настойчивость в вопросах, существенных для их достижения.
Модель «Альфа-лидерство»
Является очевидным тот факт, что любое взаимодействие между людьми происходит в процессе коммуникации. Следовательно, тот, кто в более высокой степени владеет навыками коммуникации, тот, кто имеет большее количество выборов реакции на событие, находится в более выгодном положении по отношении к другим участникам процесса. Лидер в обязательном порядке должен обладать этим качеством.
Раппорт
Одним из основных условий эффективной коммуникации является создание раппорта, то есть отношений контакта и доверия со своим собеседником или группой собеседников, если вы общаетесь с группой людей.
Для создания раппорта вам необходимо присоединиться к своему собеседнику по максимальному количеству параметров: позе, жестам, словам, которые человек употребляет чаще других. Будьте внимательны к другому человеку и постарайтесь в своей речи и пантомимике отразить его. И уж во всяком случае, начинайте общаться с другим человеком с выражения согласия с ним, а не с критики и не с выяснения ваших с ним разногласий.
Психогеография
Для успешного общения лидеру необходимо иметь хотя бы начальное представление о психогеографии.
Ее суть заключается в рассмотрении закономерностей протекания процессов общения в зависимости от взаимного расположения партнеров по общению относительно друг друга. Психогеография отражает тот факт, что пространственные отношения между членами группы оказывают важное влияние на групповой процесс и процесс взаимодействия между членами группы. Таким образом, психогеография – важный инструмент лидерства.
Определенная расстановка мебели в помещении для собрания является метасообщением о виде взаимодействия между участниками встречи, которая будет здесь проходить. Стулья, расставленные по кругу, предполагают, что здесь будет проходить обсуждение какого-либо вопроса, и все участники собрания будут иметь одинаковый вес и значение. Если же стулья расставлены в ряды и перед ними стоит стол или находится сцена с президиумом, то такая расстановка предполагает пассивных слушателей и активных выступающих.
Таким образом, то, как вы расположите стулья при подготовке к собранию, может стимулировать ваших сотрудников к определенному виду деятельности. Например, мозговой штурм предполагает круговую расстановку стульев, планирование и «понимание» происходят более успешно при полукруге, когда внимание всех участников процесса направлено в одну точку. Расположение участников собрания в одну линию – наилучший вариант для критики или оценки.
Общая рекомендация заключается в следующем: внимательно продумывайте расположение участников собрания еще в процессе его подготовки.