Введение
В последнее время предметно стоит вопрос о необходимости принятия нового Закона об организации нотариальной деятельности в стране. Более того, началась работа по его разработке.
В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1) (ред. от 06.12.2011) нотариат является некоммерческой организацией, призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Не является нотариат и институтом гражданского общества, так как гражданское общество - это совокупность самодеятельных образований граждан, не входящих в систему органов государственной власти и создаваемых на добровольной основе, как правило, для удовлетворения личных интересов.
Нотариат же создан государством специальным законом (Основы) в форме, как уже отмечалось, некоммерческой организации нотариусов с их обязательным членством для выполнения не каких-то личных интересов или интересов какой-то группы людей, а для выполнения государственной функции по осуществлению в стране нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Министерство юстиции РФ и его территориальные органы не могут входить в систему нотариата, напротив, сегодня нотариат входит в систему Министерства юстиции РФ и, более того, подотчетен ему.
Нотариат представляет собой систему нотариальных образований, а именно: нотариусов, сотрудников нотариальных контор, объединенных в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации и Федеральную нотариальную палату, а также исполнительные органы палат, организующих и осуществляющих в лице нотариусов от имени Российской Федерации нотариальную деятельность по удостоверению (свидетельствованию) бесспорных юридических фактов в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оказания им квалифицированной юридической помощи в сфере гражданско-правовых и иных правовых отношений.
|
Эта формулировка достаточно полно определяет понятие нотариата, но она может быть, сохраняя суть, более лаконичной: нотариат - это система нотариальных образований, организующих и осуществляющих в лице нотариусов от имени Российской Федерации нотариальную деятельность в сфере бесспорной юрисдикции путем совершения нотариальных действий в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц и оказания им квалифицированной юридической помощи.
Следующее понятие - «нотариус». Это ключевое звено нотариата. Основы детализируют, кто вправе быть нотариусом, порядок наделения его полномочиями, права и обязанности, ограничения в деятельности, основания ответственности, но самого понятия нотариуса не дают.
В представлении многих нотариус - это человек с печатью, которой он шлепает и собирает деньги в мешок. У граждан, нуждающихся в квалифицированной юридической помощи, мнение другое: нотариус - это тот, кто вправе совершать нотариальные действия. В принципе правильно, но будет лучше дать несколько иную формулировку: нотариус - это лицо, наделенное настоящим Федеральным законом правом на осуществление нотариальной деятельности. Именно - нотариальной деятельности, а не на совершение нотариальных действий. Понятие нотариальной деятельности гораздо шире. Оно включает в себя всю организацию нотариусом нотариального дела: приобретение помещения под нотариальную контору, необходимых технических средств, наем сотрудников, ведение делопроизводства, содержание архива, отношения с органами юстиции, нотариальной палатой, налоговыми органами, различными хозяйствующими субъектами и совершение, как итог всей этой многоплановой работы, нотариальных действий, оказание людям квалифицированной юридической помощи.
|
Основы разбросанно, но довольно полно прописывают правовой статус нотариуса: порядок назначения на должность (ст. 2), выдачи лицензии на право нотариальной деятельности (ст. 3), права и обязанности (ст. 5, 6, 8, 11, 14, 15, 16, и 18), ответственность нотариуса (ст. 17). Однако допускают ряд ошибок в определении его статуса. Во-первых, не отмечено, что нотариус - это физическое лицо; во-вторых, что нотариус - не должностное лицо; в-третьих, для частнопрактикующего нотариуса не может быть назначения на должность, ибо таковой просто нет, речь может идти только о наделении полномочиями; в-четвертых, в связи с вышесказанным неверно говорить о количестве должностей в том или ином территориальном округе, правильным будет определять численность нотариусов; в-пятых, лицензию на право нотариальной деятельности следует заменить на свидетельство (удостоверение) о сдаче квалификационного экзамена, поскольку нотариальная деятельность не подпадает под лицензионную.
|
Что касается численности нотариусов, то в обязательном порядке должны быть определены критерии ее определения: количество нотариусов на численность населения и, что особенно важно, возможность нотариуса самостоятельно осуществлять финансовое обеспечение своей нотариальной деятельности.
Согласно Основам срок стажировки - один год, но он может быть сокращен до шести месяцев. Это неверно. Нотариальная деятельность осуществляется под полную личную имущественную ответственность нотариуса. Нотариус не может, не вправе отказать в совершении нотариального действия по причине незнания закона. Кроме того, работа нотариуса связана с трудоемкой и сложной сферой - делопроизводством. Овладеть спецификой нотариальной деятельности в отведенный срок нереально даже опытным юристам и, как правило, прошедший годичную стажировку и сдавший квалификационный экзамен к самостоятельной работе не готов. Поэтому по примеру большинства стран с латинским нотариатом система подготовки будущих нотариусов должна быть изменена кардинально. Во-первых, срок стажировки у нотариуса должен быть увеличен до трех лет, во-вторых, стажировка должна проходить под контролем со стороны органов юстиции и нотариальной палаты; в-третьих, усилиями палаты для стажеров должны быть предусмотрены специальные занятия по всем аспектам нотариальной деятельности; в-четвертых, необходимо изменить параметры квалификационного экзамена, он должен объективно определять и оценивать уровень подготовки претендента; в-пятых, он должен иметь добротный опыт самостоятельной работы в качестве нотариуса, т.е. претендовать на должность нотариуса могут лишь лица, сдавшие квалификационный экзамен и проработавшие не менее трех лет помощником нотариуса с правом исполнения обязанностей нотариуса.
Требуют существенного уточнения и такие понятия, как «независимость» и «беспристрастность». Эти принципы распространяются не в целом на нотариат, а только на нотариусов и только при совершении ими нотариальных действий.
Как правило, нотариус работает не один, у него есть помощники, иные специалисты, в процессе работы скапливается множество документов, технических средств, поэтому у него для осуществления нотариальной деятельности должно быть соответствующее помещение. Применительно к частнопрактикующему нотариусу Основы (ст. 13) такие помещения называют местом совершения нотариальных действий. Практика пошла по иному пути: нотариальные конторы. И это разумно, так в России исторически называется место деятельности нотариуса. Важно только законодательно придать им такой статус, отразив в обязательном порядке, что это не юридическое лицо, что она (нотариальная контора) не требует никакой регистрации и что информация, указатели о ее месте нахождения не являются рекламой.
Настоящей контрольной работой рассмотрим как становятся нотариусами, правовые основы его деятельности, назначения и прекращения деятельности.
нотариус полномочие ответственность контроль
Порядок учреждения должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями
Несмотря на то, что в России с 1993 года появился частный нотариат, это не означает, что нотариальной деятельностью могут заниматься все желающие.
Нотариус имеет специфический правовой статус - он выполняет публично-правовые функции, поэтому государством регулируется порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса.
В соответствии с Приказом Минюста России от 21.05.2009 №147 «Об утверждении Положения об управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ и Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам РФ» учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте РФ территориальный орган Минюста России совместно с региональной нотариальной палатой.
При этом учреждение или ликвидация должности нотариуса непосредственно связаны с определением количества должностей нотариуса в нотариальном округе.
В случае, если нормативным правовым актом субъекта РФ будет определено большее количество должностей нотариусов, чем существует, то совместным решением территориального органа Минюста России и региональной нотариальной палаты учреждаются дополнительные должности нотариусов; если же будет определено меньшее количество должностей - в таком же порядке ликвидируется необходимое количество должностей нотариуса. При этом ликвидация должности нотариуса возможна только при наличии вакантных должностей.
Количество нотариусов в нотариальном округе имеет важное практическое значение. Если число нотариусов окажется больше необходимого, нотариус будет вынужден искать дополнительный заработок в ущерб нотариальной деятельности, если же нотариусов будет меньше необходимого - граждане будут недовольны качеством предоставляемых услуг.
В связи с этим законодатель установил, что в каждом нотариальном округе должно быть определенное количество должностей нотариусов. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе утвержден Приказом Минюста России от 26.11.2008 №275.
В соответствии с утвержденным Порядком количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год. Причем количество должностей нотариусов устанавливается без дифференциации на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.
Орган государственной власти субъекта РФ определяет количество должностей нотариусов на основании согласованного предложения территориального органа Минюста России и региональной нотариальной палаты.
При определении количества должностей нотариусов учитывается, что в каждом нотариальном округе должно быть не менее одной должности нотариуса. Кроме того, при определении количества должностей нотариусов должна учитываться численность населения в нотариальном округе. Количество должностей нотариусов должно определяться из расчета:
в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, - один нотариус на 15 000 человек;
в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, - один нотариус на 20 000 - 25 000 человек;
в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), - один нотариус на 25 000 - 30 000 человек.
Уменьшение количества должностей нотариусов возможно только в случае наличия вакантных должностей нотариусов в соответствующем нотариальном округе.
Назначение на должность нотариуса производится территориальным органом Минюста России на конкурсной основе.
Конкурс проводится в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным Приказом Минюста России от 17.02.1997 №19-01-19-97, согласованным с Федеральной нотариальной палатой.
Конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов объявляется распоряжением территориального органа Минюста России не позднее 10 дней со дня открытия вакансии. Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса публикуется в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях территориального органа Минюста России и региональной нотариальной палаты.
Дата проведения конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.
В конкурсе имеют право участвовать лица, отвечающие требованиям, предъявляемым к должности нотариуса. Для участия в конкурсе необходимо подать заявление секретарю конкурсной комиссии, представить листок по учету кадров установленной формы со своей фотокарточкой и нотариально засвидетельствованные копии следующих документов:
диплома о высшем юридическом образовании;
трудовой книжки;
лицензии на право нотариальной деятельности.
Кроме того, конкурсант имеет право представить другие документы, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.
Оценка конкурсантов осуществляется на основании представленных документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационного экзамена, а при необходимости конкурсная комиссия имеет право проводить индивидуальные собеседования по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.
На основании решения конкурсной комиссии территориальным органом Минюста России издается приказ о назначении на должность нотариуса лица, победившего в конкурсе.
Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе или по результатам конкурса может быть обжаловано только в судебном порядке.
Особый порядок назначения на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, установлен для нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.
При желании нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, заняться частной практикой он подает соответствующее заявление в территориальный орган Минюста России. В соответствии с подп. «б» п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 11.02.1993 №4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства РФ о нотариате» он должен быть назначен на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендация нотариальной палаты не требуется.