Существует четыре ситуации, когда идентификация забойщика и способ забоя точно не известны:
1. Допустимо покупать мясо в магазинах в той стране, где большинство жителей мусульмане, даже если мы не знаем, кто конкретно забивал данное животное, и произносилось ли над ним имя Аллаха. При этом мы придерживаемся мнения, что мясо, продающееся в мусульманских странах, было забито согласно законам Шариата, поскольку нам предписано придерживаться хорошего мнения о мусульманах. Это мнение основано на хадисе от Аиши (да будет доволен ей Аллах), когда некоторые люди спросили Пророка (саллаЛлаху алейхи ва саллям) о дозволенности употребления мяса, которым их угостили, если они не знают, произнесли ли при забое имя Аллаха или нет? Он ответил: «Произнесите над ним имя Аллаха и ешьте». Аиша (да будет доволен ей Аллах) добавляет, что люди, которые принесли мясо, лишь недавно приняли Ислам[1].
Хафиз ибн Хаджар пишет в комментариях к этому хадису: «Мусульманин не несет ответственности за кого-то еще, если он не знает, произнес ли тот (человек) имя Аллаха во время забоя. Мясо лишь в том случае будет считаться запретным, если определенно известно, что имя Аллаха не было произнесено. Этот хадис может означать, что произнесение имени Аллаха перед едой сделает дозволенным для нас такое мясо, про которое мы не знаем, было ли над ним произнесено имя Аллаха. Это правило действует лишь тогда, когда забивший животное является таким человеком, чей забой животного будет действителен, если он произнесет имя Аллаха. Другой вывод, который мы можем сделать из этого хадиса: нам следует считать, что все мясо, которое продается на мусульманских рынках, было забито правильно. Также мясо, которое было забито арабскими бедуинами-мусульманами, дозволено, поскольку наиболее вероятно, что они знают о необходимости произносить имя Аллаха в момент забоя. Ибн Абдуль-Барр поддерживает второе мнение» [2].
|
Слова Аиши (да будет доволен ей Аллах), что эти люди недавно приняли Ислам, показывают, что в данном случае были опасения, что эти люди не знали о необходимости произнесения имени Аллаха во время забоя животных. Несмотря на такую возможность, Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) сказал, что это мясо дозволено, поскольку того, что эти люди являются мусульманами, достаточно, чтобы считать так, даже если они (эти люди) могут не быть в курсе о правильном способе забоя животных (если только у нас нет точных сведений, что животные были забиты неправильно). Бухари подразумевал этот факт, когда назвал главу, в которой приводится этот хадис «Глава о животных, забитых бедуинами и подобными людьми». Хафиз ибн Хаджар пишет, что это ясно видно из той версии данного хадиса, которая приведена в Сунане Насаи, где сказано, что эти люди были бедуинами (кочевниками), которые, как правило, были людьми без знаний.
2. Для мусульман запретно покупать мясо в стране, где большинство населения является неверующими людьми (и не принадлежат к людям Писания). Допустимо будет покупать мясо в том случае, если мы точно знаем (или с большой вероятностью), что именно данное мясо (в конкретном магазине) было забито мусульманином или человеком из людей Писания согласно правилам Шариата.
3. Подобное правило будет действовать в случае, если в стране проживают люди различных религиозных групп – мусульмане, огнепоклонники (зороастрийцы), идолопоклонники. Это следует из факта, что в случае наличия сомнений, мы должны считать мясо запретным, если только у нас нет точного знания о том, что конкретное мясо дозволено. Доказательством такому мнению служит хадис от Ади ибн Хатима (да будет доволен им Аллах), где Посланник Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям) назвал животное, убитое на охоте, запретным, поскольку не было известно, какая охотничья собака его убила.
|
4. Будет дозволенным покупать мясо в стране, где большинство жителей принадлежат к людям Писания, поскольку те же правила, относящиеся к мясу животных, забитых мусульманами, будут относиться и к мясу животных, забитых людьми Писания. Однако мясо будет запретным, если известно, что люди Писания в данной стране забивают животных не так, как это принято в исламском Шариате, если только мы не знаем с уверенностью (или с большой вероятностью), что данное мясо в конкретном магазине было забито согласно Шариату. Данное решение (о запретности мяса) будет действовать применительно к мясу, продаваемому в большинстве западных государств.
[1] Сахих Бухари, 5507.
[2] Фатхуль Бари, т. 9, с.635-36.