Основными инструментами Интернет-бизнеса в отношении малого и среднего бизнеса России являются:
· Корпоративный веб-сайт
· Интернет-магазин
· Интернет-аукцион
· Информационный корпоративный портал
· Интернет-биржа
· Интернет-Маркетинг
Корпоративный веб-сайт - информационная страница с данными о компании, проекте, товарах и услугах, видах деятельности, предложениях по сотрудничеству. Функциональность: · обеспечение потенциальных клиентов и партнеров корпоративной информацией о компании · привлечение дополнительных клиентов и партнеров · установление двусторонней связи с посетителями вашего ресурса · формирование имиджа компании · обеспечение клиентов информацией о товарах и услугах · установление двусторонней связи с посетителями ресурса Результаты: · бесперебойная работа веб-сайта · доступность в любой точки мира (где есть Интернет) · сокращение издержек на информационное обеспечение клиентов, партнеров, филиалов, поставщиков · возможность составления портрета ваших посетителей Интернет-магазин - витрина онлайнового или традиционного бизнеса, на которой размещается предложение товаров и услуг для их дальнейшей реализации. Интернет-магазин может также являться частью корпоративного веб-сайта. Функциональность: · продажа товаров и услуг · обеспечение клиентов информацией о товарах и услугах · обеспечение корпоративной информацией о бизнесе · налаживание четкой автоматизации отношений "клиент-продавец" · привлечение дополнительных клиентов и партнеров · установление двусторонней связи с посетителями ресурса · формирование имиджа владельца Интернет-магазина Результаты: · увеличение продаж товаров и услуг · возможность получения информации о спросе · сокращение издержек на реализацию единицы продукции · возможность получения портрета клиента · увеличение базы пользователей, которые являются потенциальными покупателями Интернет-аукцион - торговая витрина, через которую пользователь может продать любой товар. Заработок владельца такого аукциона - комиссионные со сделки. Может являться частью Интернет-магазина, который, в свою очередь, может являться частью корпоративного веб-сайта. Функциональность: · предоставление услуг как для участника-продавца, так и для покупателя · продажа любых товаров и услуг · сбор информации о спросе · формирование имиджа владельца аукциона Результаты: · деньги зарабатываются "не потея" (затраты только на поддержку ресурса) · получение информации из "первых рук" о спросе на товары или услуги на рынке (очень ценная информация) · формирование постоянной аудитории (участники аукциона будут посещать его ежедневно) · следствие из вышеизложенного преимущества: внимание к конкретному аукциону со стороны рекламодателей Информационный корпоративный портал - сложная информационная система компании, аккумулирующая в себе большинство бизнес-процессов и информационных потоков компании. Может быть создан на основе корпоративного веб-сайта и интегрирован с интернет-магазином. Функциональность: · информационное обеспечение потенциальных клиентов и партнеров корпоративными данными о компании · привлечение дополнительных клиентов и партнеров · установление двусторонней связи с посетителями ресурса · формирование имиджа компании · организация через удаленный доступ портала деловых отношений с работниками филиалов, дилерами, партнерами, поставщиками · централизация информационных потоков через портал · автоматизация бизнес-процессов бизнеса · осуществление контроля и учета деятельности отделов компании, филиалов, поставщиков и дилеров Результаты: · сокращение издержек · автоматизация информационных потоков · более качественное и быстрое информационное обеспечение сотрудников компании, филиалов, дилеров, партнеров, поставщиков · бесперебойная работа портала Интернет-биржа - торговая площадка, через которую предприятия ведут торговлю товарами и услугами. Заработок владельца - комиссионные или, если в каждой сделке владелец является продавцом или покупателем, сокращение издержек. Площадки бывают одноотраслевыми и много отраслевыми. Интернет-Биржа может быть создана на основе корпоративного информационного портала, Интернет-магазина и Интернет-аукциона. Функциональность: · информационное обеспечение участников Интернет-биржи · организация торговли товаром между предприятиями · организация процесса оплаты и доставки · привлечение дополнительных участников и партнеров · установление двусторонней связи с участниками биржи Результаты: · сокращение издержек · простота поддержки · автоматизация процесса оплаты и доставки, контроль их выполнения · бесперебойная работа · большие объемы - большие прибыли Технологии Интернет-биржи позволяют организовывать бартерные модели торговли товарами и услугами и использовать клиринговые системы. Интернет-Маркетинг - эффективнейший и важнейший инструмент Интернет-бизнеса. Функциональность: · проведение рекламных акций компании, товаров, услуг, веб-сайта, порталов, Интернет-магазинов и т.д. · проведение специальных маркетинговых мероприятий · создание брэндов · проведение pr-мероприятий · проведение маркетинговых исследований рынка · анализ деятельности конкурентов · установление тесных деловых отношений с пользователями Результаты: · анализ спроса продукции · определение портрета пользователя · анализ эффективности рекламы · потенциально - привлечение на свой ресурс практически безграничного (но не более 150 млн.) количества пользователей · нахождение новых клиентов и партнеров Преимущества перед традиционным маркетингом: · более низкая стоимость рекламной кампании по сравнению с традиционными СМИ · большая аудитория, чем у СМИ · возможность направления потока рекламы только на целевую аудиторию · возможность оценки эффективности рекламы · возможность оперативного изменения основных акцентов рекламной кампании Важно учесть, что Интернет-маркетинг не конкурент традиционного маркетинга, а лишь его продолжение или начало, имеющее ряд преимуществ. |
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и мире
|
|
|
Современные тенденции развития этого нового сектора экономики - интернет-бизнеса – являются весьма перспективными, его роль в мировой и национальной экономике возрастает. Ситуация с бурным развитием интернет-рынка в России повторяет ситуацию, сложившуюся на Западе, и прежде всего в Америке. Однако, существует и значительная разница, которая заключается в том, что на данный момент Россия – страна, недостаточно компьютеризированная на уровне персональных пользователей. По данным американских исследований, электронная торговля товарами народного потребления является выгодной при условии, что пользователями Сети являются 12% населения страны. Что касается количества российских пользователей Сети, то их численность на данный момент составляет около двух миллионов, то есть, чуть больше 1%. Этот показатель слишком мал для того, чтобы можно было говорить о выгодности электронной коммерции. В этом и заключается причина отставания России и других стран СНГ от экономически развитых стран. Проблема Интернета в России – это очень малое количество пользователей Сети. Для того, чтобы достигнуть тех же сумм по капитализации интернет-проектов, что и в западных развитых странах, количество пользователей Интернета в России должно составить 20-25 млн. человек.
Ниже рассмотрим показатели развития интернет-бизнеса в США и России.
Статистические данные по США:
По данным компании Arthur Andersen, 88% малых и средних предприятий в настоящее время имеют компьютеры. Сейчас 53% средних и малых предприятий США имеют свою страницу в Интернете (в 1998 году - 32%). Кроме того, в настоящее время 85% средних и малых предприятий США сообщили, что используют Интернет (в 1998 году - 65%).
Использование Интернета руководителями малого и среднего бизнеса остается прежним: электронная почта и исследовательские продукты. Продажа продуктов и услуг увеличилась более чем вдвое, подскочив до 23% с 11% в прошлом году.
Динамика роста оборота электронной коммерции между предприятиями США:
1999г. - 100 млрд.долл.
2000г. - 300 млрд.долл.
2001г. - 500 млрд.долл.
2002г. - 900 млрд.долл.
2003г. - 1400 млрд.долл.
Российский интернет-бизнес.
По данным компании Brunswick Warburg, оборот электронной торговли между предприятиями России составил:
1999 г. - 40 млн.долл.
2000 г. - 150 млн.долл.
2001 г. - 1 млрд.долл.
2002 г. - 2 млрд.долл.
2003 г. - 4,2 млрд.долл.
Т.е., показатели, характеризующие динамику развития электронной торговли в России, на несколько порядков ниже американских.
Аудитория: по данным исследовательской компании "КОМКОН-2" аудитория Рунета составляет 2 млн.пользователей, ежегодный прирост составляет 40-60%.
Количество интернет-магазинов: 500-600
Количество интернет-аукционов: 20-30
Количество интернет-бирж: 20-25
Количество корпоративных веб-представительств: 25000-30000
Количество корпоративных информационных порталов: 500-1000