Проблемы российских интернет-магазинов.




Проблема Причина Следствие
Отсутствие стратегии развития. Создавались для последующей продажи Не выживут, т.к. не смогут получить инвестиции
Неквалифицированный менеджмент: отсутствие опытных менеджеров по продажам, логистиков, маркетологов. Внимание уделялось непосредственно Интернету, а не торговле как таковой. Реальный бизнес на низком уровне. Неполное описание товара, нарушение сроков поставки, безответственное отношение к покупателям.
Низкий уровень обслуживания Отсутствие профессиональных услуг доставки, логистики. Ошибки в маркетинге, не думают о клиентах. Потеря потенциальных покупателей.
Отсутствие нормативной и законодательной базы. Недостаточное внимание со стороны государства Недоверие со стороны инвесторов, потенциальных покупателей, снижение темпов развития. Несоответствие правилам продажи. Например, отсутствие сертификатов.
Недоверие со стороны оптовых поставщиков Отсутствие собственных основных фондов, постоянная смена юридического лица в целях минимизации налогообложения, небольшой товарооборот и отсутствие больших складских помещений. Цены иногда выше, чем в оффлайновых магазинах.
Мало используются возможности имеющихся онлайновых платежных систем Скудное товарное предложение Незащищенность клиентов и магазинов от мошенничества, низкая степень распространения кредитных карт среди населения, возможность контроля, т.к. расчеты происходят с реальных счетов. Для поддержания ассортимента необходимо работать со многими поставщиками. Увеличение сроков оборачиваемости капитала, при больших оборотах и продаже дорогостоящего товара возникнет вопрос об инкассации выручки от покупателя до магазина.   Потеря потенциальных клиентов

 

В конце 2000 - начале 2001 года заметны качественные изменения в настроениях предпринимателей, занимающихся розничной электронной торговлей. Их интересы начали смещаться в сторону реального бизнеса. Уже в настоящем году некоторые из представленных выше проблем начнут решаться. Толчком к этому послужит реально начавшаяся конкуренция.

Финансовые потоки

Оценка объема и потенциальной емкости рынка

Одной из основных проблем российского Интернета является его непрозрачность, отсутствие достоверной информации. Ни один интернет-магазин по "доброй воле" не откроет финансовые показатели своей деятельности или в рекламных целях будет завышать их. Такая ситуация продлится до тех пор, пока интернет-компании сами не будут заинтересованы в открытии такого рода информации, например, для привлечения инвестиций посредством выхода на фондовый рынок.

Отсутствие достоверной информации об оборотах и тем более об объемах доходов приходится компенсировать экспертными оценками, которые иногда на порядок отличаются друг от друга.

По оценке экспертов, оборот интернет-магазинов в 2000 году составил 50,5 млн. долл. (оценка сделана с учетом оборотов магазина Depo.ru). Оценка потенциальной емкости рынка составляет на конец 2000 года 50 млн. руб. Таким образом, в 2000 году розничный оборот интернет-магазинов составил 40,3 млн., при потенциальной емкости российского рынка 50 млн. долл.

Инвестиции

2000 год для российского Интернета ознаменовался большим притоком инвестиций с запада. О проявлении интереса к российскому интернет-рынку можно судить по тому, что несколько известных инвестиционных компаний выпустили в 2000 году объемные отчеты по Рунету.

Западные инвестиции начали поступать в российский Интернeт еще в 1998 году. Но основной поток западных денег пришел в Рунет после президентских выборов 2000 года.

В отчете компании RMG упоминается о сделках, касающихся интернет-магазинов, но параметры этих сделок не оглашаются.

Однако к 2001 году ситуация изменилась. Инвестиции в российский Интернет в большой степени зависят от положения дел на Nasdaq, который на протяжении вот уже нескольких месяцев продолжает свое падение. Суммарные потери компаний новой экономики США составляют около 1/3 ВВП страны. Соответственно венчурные инвестиции, которые несколько месяцев назад поступали с американского рынка, теперь сократятся. Это будет основной причиной снижения темпов роста Рунета. Западные инвесторы будут наблюдать за самостоятельным развитием российского Интернета, и, возможно, когда степень проникновения Интернета в России достигнет 8-10% взрослого населения, они снова вернутся.

Информация по внутренним инвестициям хранится за семью печатями. В 2000 году через российский рекламный рынок прошло более 2 млн. долл. Причем половина из них пошла на рекламу самих интернет-проектов и имеет инвестиционное происхождение.

Большинство российских проектов создавалось с целью последующей продажи. Причем, по западному образцу многие видели единственное решение - выпуск акций компаний и задумывались о создании подобия Nasdaq.

Сейчас в России уже открываются несколько фондов, некоторые из них раньше занимались "голубыми фишками" и были связаны с различными финансово-промышленными группами. Они имеют венчурный характер и нацелены в основном на технологические компании. По оценке журнала "Эксперт", совокупный объем их средств около 100 млн. долларов.

В марте 2000 года ММВБ и РТС объявили о начале программ по торговле акциями высокотехнологичных компаний. О желании торговать своими бумагами на ММВБ уже заявили несколько интернет-компаний, но скорого появления их акций на фондовом рынке ожидать пока не приходится.

Показательным примером является интернет-магазин Co@Libri, предпринявший попытку привлечь инвестиции через вывод акций на ММВБ. Но консультанты Arthur Andersen сделали вывод, что в настоящем виде магазин не может получить капитализацию, на которую рассчитывает. Рекомендация, которую они дали компании - слияние с более крупным интернет-проектом и совместный выход на фондовый рынок.

По опросу, проведенному компанией Monitoring.ru (www.monitoring.ru), абсолютное большинство россиян (84%) не готово вложить собственные средства в интернет-проект. Противоположную позицию занимают 6% опрошенных, 10% респондентов затрудняются ответить.

По мнению генерального директора Internet Group, компании, которые найдут способы создания собственного онлайнового бизнеса, станут новым внутренним источником инвестиций для развития Рунета в ближайшие 2-3 года.

Из вышесказанного можно заключить, что в этом году инвестиции в российский Интернет сократятся за счет уменьшения потока с запада.

Для выхода на фондовый рынок интернет-магазины должны предложить работающие проекты, результаты деятельности которых можно было бы проверить, опираясь не на публикуемые ими финансовые показатели, а на результаты аудиторских проверок.

Сокращение инвестиций и ужесточение конкуренции переориентируют интернет-магазины на получение прибыли.

В настоящее время идет этап частного инвестирования, и наиболее привлекательными для этого станут крупные онлайновые магазины и холдинги.

Возможно, мы станем свидетелями крупных сделок в области слияния интернет-компаний.

 

Прогнозы и перспективы развития

На фоне сокращения темпов роста российской экономики "интернет-бум", имевший место в 2000 году, также снижает свои темпы. Введение повременной оплаты за телефонные разговоры физических лиц, несомненно, негативно отразится на глубине проникновения Интернета в России. Основную часть своей аудитории Рунет получил в прошлом году:

Рис. 3.2.2.11. Прогнозы оборотов российского рынка В2С.

 

Общий объем инвестиций в проекты электронной коммерции уменьшится за счет сокращения иностранного венчурного капитала. Увеличится доля частных внутренних инвесторов. С сокращением потока средств у компаний уменьшится количество стратегий для выживания. Итак, жесткая конкуренция усиливается. Основная борьба за долю на рынке будет происходить между крупными холдингами и онлайновыми представителями крупных оффлайновых торговцев. Оборот этих компаний составит большую часть объема всего рынка.

Основным способом оплаты в текущем году останутся наличные. Увеличится доля оплаты

Направления развития:

Основными направлениями развития рынка B2C в будущем году будут:

Минимизация издержек (доставка, бухгалтерия, оплата, з/п, содержание веб-серверов и др.) содержания Интернет-магазинов, путем объединения в холдинги или "ужатия" расходных статей. Так уже поступили несколько интернет-магазинов, образовавшие холдинги eHouse и eSeller, и многие другие интернет-магазины сократившие издержки в несколько раз.

Повышения уровня организации продаж - Интернет-магазины станут привлекать для организации продаж профессионалов в области торговли, вместо профессионалов в области Интернет

Интернет-магазины станут предоставлять пользователям больше необходимой потребительской информации: подробное описание продуктов, совет специалистов, полезные статьи. В этой области, создания потребительского контента, намечается наиболее жесткая конкуренция, т.к. потребительские энциклопедии, обладающие обширным потребительским контентом, будут добавлять сервис заказа описываемых товаров, а Интернет-магазины будут добавлять к сервису заказа товаров более полный информационный потребительский контент. Следовательно, через какое-то время их интересы начнут пересекаться, и мы увидим конкурентную борьбу между разными группами сервисов B2C.

Рынок B2C будет большими темпами увеличивать товарное предложение, и в этом развитие особую роль должно сыграть появление Интернет-магазинов на основе технологии ASP (Application Service Providing). Интернет-магазины на ASP будут рассчитаны на малый и средний бизнес, они не будут отличаться уникальными сервисами и крупным ассортиментом - малый и средний бизнес заинтересован в представлении в сети Интернет только своего, целевого товара (например: Валенки). Товарное предложение МСБ будет отличаться четкой фокусировкой товарного ассортимента и его уникальности, что должно разбавить нынешнее однотипное предложение. Основными поставщиками Интернет-решений B2С по технологии ASP являются компании: Stavka.ru, TorgWare и Inist.

Рынок B2C будет тесно сотрудничать с рынком C2C - во многих Интернет-магазинах появятся функции Интернет-аукционов, созданные с "нуля" или в партнерстве с уже существующими, например: сотрудничество интернет-магазина StroyShop и интернет-аукциона Stavka.

Интернет-магазины постараются обеспечить интеграцию своего бизнеса с ресурсами служб доставки, что позволит ускорить скорость доставки товаров.

Интернет-магазинов начнут развивать направление мобильной коммерции, предоставляющее покупателям возможность заказать товар с помощью мобильного телефона. Данное направление будет развиваться в кооперации с операторами мобильной связи. Операторы мобильной связи получат увеличения траффика, Интернет-магазины - увеличение продаж.

Исходя из вышеперечисленных перспектив развития Рунета, можно дать следующие рекомендации для эффективного ведения электронной торговли.

По оценкам, 400 тыс. потенциальных покупателей интернет-магазинов уже находятся в Сети. В связи с этим, в 2001 году рекламу интернет-магазинов имеет смысл перенести из онлайна в оффлайн.

Наиболее эффективной стратегией 2001 года будет консолидация интернет-магазинов в крупные холдинги и объединение магазинов с оффлайновым бизнесом.

На первое место должны выйти вопросы эффективного ведения бизнеса, т.е. торговли. В связи с этим, рекомендуется привлекать больше профессионалов в области торговли, маркетинга, логистики, консалтинга.

Главным персонажем на рынке розничной электронной коммерции должен стать покупатель, а не количество хитов. Основной задачей - удовлетворение его потребностей.

Для этого необходимо повысить уровень обслуживания: уделить больше внимания контенту (подробнейшая характеристика товаров, советы специалистов, полезные статьи), повысить качество услуг доставки, предоставлять покупателям более широкий выбор способов оплаты. Расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг, искать наиболее оптимальную политику ценообразования.

Чтобы получить такую возможность, необходимо привлечение дополнительного капитала. Наиболее интересными с точки зрения инвесторов станут проекты:

· за которыми стоит реальный бизнес, и есть планы развития на будущее;

· которые уже имеют реальные обороты и четкую стратегию развития и увеличения прибыли;

· результаты финансовой деятельности которых открыты.

Перспективами для мелких и средних интернет-магазинов может быть занятие своей ниши на основе эксклюзивности и уникальности предлагаемого товара.

Оборот рынка B2C за 2001 год составит около $100 млн.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: