| Признаки правового государства | Характеристика |
| Верховенство закона. | Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. |
| Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина. | В правовом государстве должно быть достигнуто реальное обеспечение этих прав и свобод, должны существовать механизмы их защиты. В нынешней Конституции России этот принципиальный признак закреплён в статье 2, которая устанавливает: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства». |
| Равенство всех перед законом. | Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. |
| Разделение властей | Распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. |
| Независимость суда. | Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве |
| Взаимная ответственность государства и личности. | Отношения между государством и гражданином в правовом государстве строятся на началах равенства, законности и справедливости. Подчиняясь праву, государственные органы несут ответственность за нарушения законности. |
| Правовая защита собственности. | Экономической основой правового государства являются отношения, основанные на правовой защите различных форм собственности и свободы экономической деятельности. |
Задание № 3 Составить кроссворд по теме занятия (не менее 10 терминов по вертикали и 10 по горизонтали) (ОК 1, 4)
(см. Приложение 1)
По вертикали:
1.Деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право дееспособным лицом или лицами. влечёт за собой юридическую ответственность.
2. Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
3. Совокупность всех правовых актов, принятых уполномоченными на то органами государства и регулирующих общественное отношение в целом или один из видов общественных отношений.
4. Соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.
5. Склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных
особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.
6. Человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.
7. Тип недемократического политического режима, основанного на сильной централизованной власти одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц (например, определённой партии) при сохранении экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
По горизонтали:
1. Это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия
2. Юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства.
3. Правовое отношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.
4. Политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
5. Форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
6. Политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
7. Добровольное объединение нескольких групп кого-либо (например: государств, организаций, политических партий, лиц) для достижения определённой цели в чём-либо.
8. Социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции.
9. Это действие, ситуация или решение, которые уже произошли и могут быть использованы в качестве причины или основания для аналогичных будущих действий или решений.
10. Независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.
11. Союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и таким образом объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий.
| п | З | ||||||||||||||||||||||||||||
| п | Р | а | в | о | м | А | н | д | а | т | |||||||||||||||||||
| А | К | К | |||||||||||||||||||||||||||
| в | О | О | |||||||||||||||||||||||||||
| п | р | а | в | о | о | т | Н | о | ш | е | Н | и | е | ||||||||||||||||
| Н | С | О | |||||||||||||||||||||||||||
| А | т | Д | е | м | о | к | р | а | т | и | я | ||||||||||||||||||
| ф | е | д | е | р | а | ц | и | я | А | ||||||||||||||||||||
| У | т | т | о | Т | а | л | и | т | а | и | з | и | м | ||||||||||||||||
| Ш | у | Е | |||||||||||||||||||||||||||
| Е | ц | к | о | а | Л | и | ц | и | я | ||||||||||||||||||||
| С | Н | и | Ь | ||||||||||||||||||||||||||
| П | И | я | г | о | С | у | д | а | р | с | т | в | о | ||||||||||||||||
| п | Р | е | ц | е | д | е | н | т | Т | ||||||||||||||||||||
| А | В | ||||||||||||||||||||||||||||
| с | у | В | е | р | е | н | и | т | е | т | М | о | |||||||||||||||||
| Е | Е | ||||||||||||||||||||||||||||
| Д | А | Н | |||||||||||||||||||||||||||
| Л | О | В | Т | ||||||||||||||||||||||||||
| И | Б | Т | А | ||||||||||||||||||||||||||
| В | Щ | О | Л | ||||||||||||||||||||||||||
| к | О | н | ф | Е | д | е | Р | а | ц | И | я | ||||||||||||||||||
| С | С | И | Т | ||||||||||||||||||||||||||
| Т | Т | Т | Е | ||||||||||||||||||||||||||
| ь | В | А | т | ||||||||||||||||||||||||||
| о | Р | ||||||||||||||||||||||||||||
| И | |||||||||||||||||||||||||||||
| З | |||||||||||||||||||||||||||||
| м | |||||||||||||||||||||||||||||
Теоретическое занятие