Тема: Основы государства и права.




Оренбург, 2020г.

    Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК ОГСЭ. Протокол №____202 __ г Председатель ПЦК _______ ___________ Н. В. Сизова              

 

  Содержание:   1. Пояснительная записка………………………………………………………4 стр. 1. 1 Мотивация…………………………………………………………………..4 стр. 1. 2 Цели и задачи рабочей тетради для самостоятельной внеаудиторной работы (Далее в тексте – СВР)………………………………………………… 5стр. 1. 3 Требования к знаниям и умениям………………………………………… 5стр. 1. 3 Критерии оценок выполнения самостоятельной внеаудиторной работы…………………………………………………………………………... 6 стр.
   
2. Тема: «Основы государства и права»……………………… 10 - 24стр.  
3. Тема: «Общие положения о государстве и праве»………… 25 - 35стр.  
4. Тема: «Основы конституционного строя» …………………. 36 - 47стр.   5. Тема: «Правовой статус человека и гражданина» ……………   6. Тема: «Общие положения гражданского права» …………….   7. Тема: «Осуществление и защита гражданских прав» ……….   8. Тема: «Общие положения трудового права» ………….   9. Тема: «Основы административного права» …………..   10. Тема: «Основы уголовного права» …………………   11. Тема: «Общие основы привлечения к административной и уголовной ответственности» ……………………………………..   12. Тема: «Охрана труда. Труд женщин и молодежи» ………….  
Литература…………………………………………………………... 48 стр. Эталоны ответов……………………………………………… 49 - 71стр.  

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» по темам «Основы государства и права», «Общие положения о государстве и праве», «Основы конституционного строя», «Правовой статус человека и гражданина», «Общие положения гражданского права», «Осуществление и защита гражданских прав», «Общие положения трудового права», «Основы административного права», «Основы уголовного права», «Общие основы привлечения к административной и уголовной ответственности», «Охрана труда. Труд женщин и молодежи» из раздела «Основные положения теории государства и права и отдельных отраслей российского права», рабочей программы учебной дисциплины ОП 10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» 2020-2024гг.

Рабочая тетрадь предназначена в помощь обучающимся для изучения дисциплины ОП 10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности внеаудиторно. Большинство заданий даются в виде таблиц, схем, заполняемых самостоятельно. Для части заданий выделены свободные места, где необходимо записать ответы на поставленные вопросы. В начале темы даются термины, в ходе домашней подготовки необходимо записать значение каждого термина. В рабочей тетради имеются задания на составление кроссворда, кластера по теме занятия, краткого сочинения эссе на основании нормативно – правовых документов.

Мотивация

Рабочая тетрадь для самостоятельной внеаудиторной работы студентов предназначена для активизации учебно-познавательной деятельности студентов, повышения эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации. Рабочая тетрадь, способствует формированию и развитию у студентов учебной деятельности, интеллектуальных умений, обеспечивает самостоятельное добывание и усвоение знаний по дисциплине ОП 10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 34.02.01 «Сестринское дело», по темам «Основы государства и права», «Общие положения о государстве и праве», «Основы конституционного строя», «Правовой статус человека и гражданина», «Общие положения гражданского права», «Осуществление и защита гражданских прав», «Общие положения трудового права», «Основы административного права», «Основы уголовного права», «Общие основы привлечения к административной и уголовной ответственности», «Охрана труда. Труд женщин и молодежи» из раздела «Основные положения теории государства и права и отдельных отраслей российского права». Использование рабочей тетради делает самостоятельную внеаудиторную работу более понятной, точной, рациональной, экономит время при выполнении заданий и их проверке.

Цель рабочей тетради – качественное усвоение и закрепление учебного материала студентами систематизация и углубление знаний по изучаемым темам.

Задачи данной рабочей тетради:

1. Формирование организованности, трудолюбия, сосредоточенности.

2. Закрепление и расширение полученных знаний по изучаемым темам, подготовка к практическим занятиям.

3. Самоподготовка по учебным темам и вопросам, входящим в перечень тем для самостоятельного изучения

4. Знакомство с дополнительной учебной литературой и другими учебными методическими материалами по дисциплине ОП 10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности (электронными учебниками, учебными видеофильмами и т.п.).

 

 

Требования к знаниям и умениям:

В результате освоения дисциплины ОП 10. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», обучающийся должен приобрести

знания:

- основные положения Конституции Российской Федерации;

- права и свободы человека и гражданина, механизм их реализации;

- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

- законодательные акты и другие нормативные документы,

регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

- организационно-правовые формы юридических лиц;

- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

- правила оплаты труда;

- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;

- право социальной защиты граждан;

- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

- виды административных правонарушений и

административной ответственности;

- нормы защиты нарушаемых прав и судебный порядок разрешения споров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести

умения:

- использовать необходимые нормативно-правовые документы;

- защищать свои права в соответствии с гражданским,

гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

- анализировать и оценивать результаты и последствия

деятельности (бездействия) с правовой точки зрения.

освоить:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1. 1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8 Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Каждое домашнее задание предъявляется для проверки преподавателю, и студент получает за него оценку.

Критерии оценки самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся:

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится обучающимся:
- за четкое, логическое, обоснованное изложение материала по теме СВР;
- за умение правильно заполнить таблицу;
- за эстетично выполненное задание самостоятельной работы.

 

Оценка «ХОРОШО» ставится обучающимся:
- за четкое, грамотное, но не всегда обоснованное изложение материала по теме СВР;
- за стремление к правильному выполнению всех этапов по установленному алгоритму, но допускаются отдельные неточности;

- за эстетично выполненное задание самостоятельной работы.

 

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится обучающимся:
- за неглубокое, непоследовательное, поверхностное изложение материала;
- за нарушение последовательности и наличие ошибок при выполнении СВР;
- за неэстетичное оформление задание.

Критерии оценки ответов на письменные задания:

Оценка «ОТЛИЧНО»

- обучающийся полно и правильно отвечает на все вопросы задания (100%), широко оперируя при этом сведениями из базовой, основной и дополнительной литературы;

- обучающийся четко показывает умения использования необходимых нормативно-правовых документов;

- обучающийся четко показывает умения защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

- обучающийся четко показывает умения анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;

- дает полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, при этом обучающийся излагает материал логично, выделяет самое существенное;

- демонстрирует прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений;

- в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений;

- знания по дисциплине демонстрируются на фоне понимания их в системе данной науки и междисциплинарных связей;

- названы и раскрыты все основные понятия по данному вопросу, ответ достаточно полон по содержанию;

Оценка «ХОРОШО»

- обучающийся правильно, но не очень подробно, с незначительными погрешностями отвечает на все поставленные вопросы (100%), опираясь на сведения из базовой и основной литературы.

- обучающийся правильно, но не в полном объеме показывает умения использования необходимых нормативно-правовых документов;

- обучающийся правильно, но не в полном объеме показывает умения защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

- обучающийся правильно, но не в полном объеме показывает умения анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;

- дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи;

- допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом;

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

- обучающийся отвечает не на все поставленные вопросы (70 - 89%), опуская детали, допуская негрубые ошибки, оперируя сведениями только из базовой литературы.

- ответ недостаточно полный, с ошибками в деталях;

- ориентируется в основных понятиях, строит ответ на репродуктивном уровне;

-умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано;

- обучающийся имеет представление об основных понятиях и категориях, допускает ошибки в раскрытии понятий, терминах;

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»

- обучающийся дает неправильный ответ на задания и вопросы.

- ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу;

- не ориентируется в основных понятиях, не знает терминологию, демонстрирует поверхностные знания;

- не может излагать материал самостоятельно, присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения;

- нет осознания связи обсуждаемого вопроса с другими объектами дисциплины;

- обучающийся дает неправильный ответ, либо обучающийся не выполнил задание.

 

Критерии оценивания кроссворда

1. Оригинальность оформления - 0 – 5 б
- в заполненном кроссворде образуется ключевое (итоговое) слово;
- сетка кроссворда симметричная;
- кроссворд удачно вписывается в какую-либо фигуру или изображение;

- конец одного слова служит началом следующего (чайнворд).

2. Тематика кроссворда - 0-2 б

Все слова кроссворда соответствуют заявленной теме.

3. Объем кроссворда (20 слов) - 0 – 3 б

4. Оригинальность названия и содержания кроссворда -0 – 5 б

5. Четкость формулировки вопросов; отсутствие речевых, грамматических, орфографических ошибок - 0-5 б

7. Эстетичность работы – 0- 5 б

 

Критерии оценивания сочинения – эссе:

Оценка «5» (13-11 баллов):

- содержание работы полностью соответствует теме;

- глубоко и аргументировано раскрывается тема, что свидетельствует об отличном знании проблемы и дополнительных материалов, необходимых для ее освещения, умение делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логическое и последовательное изложение мыслей; - четко сформулирована проблема эссе, связно и полно доказывается выдвинутый тезис;

- написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию; - фактические ошибки отсутствуют;

- достигнуто смысловое единство текста, дополнительно использующегося материала;

- заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части.

Оценка «4» (10-7 баллов):

- достаточно полно и убедительно раскрывается тема с незначительными отклонениями от нее;

- обнаруживаются хорошие знания литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логическое и последовательное изложение текста работы;

- четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе;

- в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис;

- написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; - имеются единичные фактические неточности;

- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

- заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части.

Оценка «3» (6-3 балла):

- в основном раскрывается тема;

- дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;

- допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;

- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- выводы не полностью соответствуют содержанию основной части.

Оценка «2» (2-0 балла):

- тема полностью нераскрыта, что свидетельствует о поверхностном знании;

- состоит из путаного пересказа отдельных событий, без вывода и обобщений;

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- выводы не вытекают из основной части;

- многочисленные (60-100%) заимствования текста из других источников;

- отличается наличием грубых речевых ошибок.

 

Критерии оценивания кластера

Критерии   Показатели   Баллы
Найдена вершина кластера (обобщающее понятие, основная тема текста Вершина найдена  
Вершина не найдена  
Найдены понятия (ключевые слова, микротемы) второго уровня по отношению к вершине кластера   Все понятия найдены  
Больше половины однородных по отношению к вершине понятий найдено  
Понятия не являются однородными по отношению к вершине  
Найдены понятия 3 уровня, однородные к понятиям 2 уровня (микротемы разбиты на мельчайшие темы) Все понятия найдены, и все являются однородными по отношению к понятиям 2 уровня  
Больше половины найденных понятий являются однородными по отношению к понятиям 2 уровня  
Не найдены понятия 3 уровня  

Уровни оценивания кластера

Высокий уровень – 25-23 баллов

Выше среднего - 22 - 18 баллов

Средний уровень – 17 -13 баллов

Ниже среднего – 12 – 8 баллов

Низкий уровень – 7 - 0 баллов

Теоретическое занятие

Тема: Основы государства и права.

В результате освоения данной темы:

студент должен знать:

- понятие, признаки и функции государства;

- понятие, признаки, система права;

- правоотношения, их субъекты и объекты;

- основные положения Конституции Российской Федерации;

- права и свободы человека и гражданина, механизм их реализации;

- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

- основные понятия государства и права;

- основные источники права.

Задание №1

Заполните таблицу и дайте определение следующим понятиям:

(ОК 1, 4)

Название Определение
Государственный суверенитет Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.(1)  
Право Право — понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. *Альтернативные определения: Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия (2)  
Государство Государство - социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов: · Разделение и организация населения по территориальному принципу. · Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти. (Не выделяется в конвенции Монтевидео) · Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма) · Средства, получаемые от налогов, пошлин и прочих сборов, идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата. · Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.
Норма права Норма права - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей участников общественных отношений.
Система права Система права - это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права. Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.(6) Система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению законодателя, не зависит от его воли и желаний.
Формы (источники) права Формы (источники) права- это способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. (нормативно-правовые акты;нормативные договоры; правовые обычаи; правовые (судебные)прецеденты)
Правовой обычай Правовой обычай - исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.
Юридический прецедент Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел
Договор нормативного содержания Договор нормативного содержания — соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правовые нормы, регулирующие их взаимоотношения. Является одним из источников права. (7) * Примером Д.н.с. может служить Федеративный договор, заключенный между субъектами РФ, а также договоры о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Стороны вступают в Д.н.с. добровольно и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания.
Правоотношение Правоотношение- правовое отношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности.
Правонарушение Правонарушение - неправомерное поведение, виновное, противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность. * ПРАВОНАРУШЕНИЕ - родовое понятие, означающее любое деяние, которое нарушает какие-либо нормы права. (7)
Состав правонарушения Состав правонарушения - это совокупность предусмотренных законом объективных и субъективных признаков деяния, которые характеризуют (определяют) его как правонарушение и являются основанием привлечения субъекта правонарушения к юридической ответственности. *В составе правонарушения принято выделять четыре элемента, отсутствие хотя бы одного из которых исключает существование правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. (7)
Публичная власть Публичная власть - это власть, формально выделенная из общества и не совпадающая с населением страны. Публичная власть, в качестве признака, раскрывает государство, прежде всего в виде совокупности институтов власти, аппарата, включающего в себя органы государственного управления (правоустанавливающие и нравоисполняющие), правоохранительную и судебную систему, армию, иные органы, обладающие властными полномочиями.
Легитимность публичной власти Легитимность государственной власти — это социальное признание ее права на руководящую роль в обществе со стороны самого населения. (8)
Правовая семья Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. * Наиболее известной является следующая классификация: · романо-германская правовая семья, · англосаксонская правовая семья, · религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.), · социалистическая правовая семья, · традиционная правовая семья, · некоторые другие правовые семьи.
Законодательство · Законодательство — издание законов; а также свод законов. Все нормативно-правовые акты, которые издаются в государстве.(9) * Законодательство — это система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.
Федерация Федерация - форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Мандат Мандат - юридическое отношение представительства, а также документ, удостоверяющий законность этого представительства.
Менталитет Менталитет - склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.
Конфедерация Конфедерация - союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и таким образом объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий.
Коалиция Коалиция - добровольное объединение нескольких групп кого-либо (например: государств, организаций, политических партий, лиц) для достижения определённой цели в чём-либо.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь