Оглавление
Введение
1. Структура и содержание реферата и курсовой работы по педагогике
2. Требования и критерии оценивания реферата и курсовой работы по педагогике
3. Перечень проблемных полей курсовых работ по педагогике
Заключение
Список литературы
Приложения:
Приложение 1. Оформление титульного листа реферата по педагогике
Приложение 2. Оформление титульного листа курсовой работы по педагогике
Приложение 3. Оформление ссылок авторов
Приложение 4. Примерное содержание введения курсовой работы по педагогике
Приложение 5. Перечень курсовых работ по педагогике в соответствии с проблемными полями
Введение
Современный педагогический процесс — явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решению привычными способами. Опыта обыденных знаний недостаточно, и становится необходимым обращение к научно-педагогическим знаниям.
Педагогический вуз готовит студентов, прежде всего к практической работе. Но успех в практике невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных позиций. Сегодня эта истина актуальна как никогда. Если учитель не хочет сбиться с курса в различных нововведениях, технологиях, ему не обойтись без науки. Это обстоятельство повышает значение тех форм обращения к педагогической науке, которые известны давно, – рефератов и курсовых студенческих работ. Их выполнение предполагает умение не только пользоваться научными знаниям, но и в определенной степени их производить. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога. Методологическая культура — это, прежде всего культура мышления, специфика среды образования.
|
В настоящее время необходимость формирования методологической культуры педагога осознана в достаточной мере. Она проявляется во многих умениях, но мы выделяем следующие из них как необходимые и достаточные: конструирование и проектирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач. Сформированность этих компонентов методологической культуры у будущего учителя позволяет судить о готовности осуществлять педагогическую деятельность творчески, самостоятельно. Кроме этого методологическая культура учителя предполагает знакомство с логикой и методами педагогического исследования, овладение основными исследовательскими подходами и умениями. В стенах педагогических учебных заведений студенты делают лишь первые шаги в этом направлении. Именно для этого в учебных планах педагогических вузов предусматриваются рефераты и курсовые работы.
Мы исходим из того, что овладение элементами издательской деятельности должно быть частью профессионально подготовки учителей. В процессе такой подготовки студенты приобретают умения, необходимые им для решения, как практических задач, так и исследовательских:
- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
- выдвинуть гипотезу и осуществить мыслительный эксперимент;
- анализировать ход поиска решения задач.
Эти умения являются частью методологической культуры. Чем лучше они сформированы, тем выше качество студенческого исследования.
|
Цель пособия заключается в том, чтобы познакомить студентов с требованиями к выполнению реферата и курсовой работы; структурой, содержанием, подготовкой к написанию.
Структура и содержание реферата
По педагогике
Структура реферата
1. План (с указанием страниц, глав, параграфов).
2. Актуальность выбранной темы (вводная часть реферата).
3. Основное содержание реферата.
4. Краткие выводы и обобщения.
5. Список использованной литературы,
6. Приложения: таблицы, схемы и т. д. (если используются в реферате).
Содержание реферата
1. Вводная часть:
– актуальность темы;
– новые, современные подходы к решению проблемы;
– личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
2. Основная часть:
– суть проблемы (изложение объективных сведений);
– анализ источников по проблеме;
– собственные сведения, оценки (опора на жизненный опыт).
3. Заключение:
– основные выводы.
4. Список использованной литературы:
– литература указывается в алфавитном порядке.
Структура и содержание курсовой работы по педагогике
Структура курсовой работы.
1. Содержание с указанием страниц, глав, параграфов.
2. Актуальность выбранной темы (введение).
3. Теоретическая часть (указание глав и разбивка на параграфы).
4. Практическая часть (указание глав и разбивка на параграфы).
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложение (тесты, анкеты, таблицы, схемы и т.д.)
Содержание курсовой работы.
1. Введение:
– актуальность темы (отражение важности, значимости и современности выбранной темы исследования);
|
– формулировка объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования.
Цель - предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его достижения с помощью определенных средств.
Гипотеза - (основание, предположение) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
– обоснование задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Задача - определенные действия, которые требуют исполнения, разрешения.
– обоснование структуры работы (объект и предмет исследования)
Объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Объект - то, что выступает для познающего индивида в формах его деятельности.
Предмет — стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.
Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Проблема Что надо изучить из того, что
ранее не было изучено?
Тема Как это назвать?
Актуальность Почему данную проблему
нужно в настоящее время
изучать?
Объект исследования Что рассматривается?
Предмет исследования Как рассматривается объект,
какие новые отношения,
свойства, аспекты, функции раск-
рывает данное исследование?
Цель Какой результат исследователь
намерен получить, каким он его
видит?
Задачи Что нужно сделать, чтобы цель
была достигнута?
Гипотеза и защищаемые Что очевидно в объекте, что
положения исследователь видит в нем такого,
чего не замечают другие?
Приведем несколько примеров формулирования основных методологических характеристик исследования:
· Тема исследования: «Педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфской школе»
Объект исследования: становление вальдорфской педагогики как направление гуманистического воспитания.
Предмет исследования: становление и развитие теории и методики вальдорфской педагогики
Цель исследования: раскрыть и обосновать теоретическую сущность и практическую значимость вальдорфской педагогики и их значение для разработки основ теории педагогики в современных условиях.
Задачи исследования:
ü Проанализировать идеи Р. Штайнера как основы организации вальдорфской
школы;
ü Выявить противоречия, а так же позитивные и негативные явления в идеологии и деятельности вальдорфских школ;
ü Обосновать принципы подготовки учителей к работе по системе вальдорфских школ.
· Тема исследования: «Педагогические условия развития самоуправления старшеклассников в образовательном процессе»
Объект исследования: управление процессом учения школьников
Предмет исследования: деятельность учителя по созданию условий развития самоуправления старшеклассников процессом учения.
Задачи исследования:
ü проанализировать социально-психологическую и педагогическую природу процесса учения с точки зрения реализации возможностей управления им учащимися;
ü раскрыть сущность самоуправления школьников процессом учения;
ü обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие самоуправления школьников процессом учения и экспериментально проверить их эффективность;
ü разработать методику формирования умений самоуправления старшеклассников в образовательном процессе.
2. Основная часть (теоретическая и практическая): школы
- раскрытие путей и способов решения поставленных задач исследования;
- анализ психолого-педагогической литературы и первоисточников по теме исследования;
- обоснование эксперимента, описание последовательности его проведения, обработка результатов эксперимента (результаты работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под рисунками пояснить пояснения, расшифровку сокращений).
3. Заключение:
- основные выводы в соответствии с поставленными целью и задачами исследования;
- оценка теоретической и практической значимости работы.
4. Список использованной литературы:
- литература указывается в алфавитном порядке в соответствии с библиографическими требованиями.
Требования и критерии оценивания реферата и курсовой работы по педагогике
При выполнении реферата каждый студент должен:
1. Определить цель и задачи написания реферата в соответствии с выбранной темой.
2. Составить план реферата.
3. Проанализировать используемую литературу в реферате с выделением основных идей и положений.
4. Сделать обобщенные выводы.
5. Оформить реферат (см. Приложение 1, 3).
Реферат выполняется в течение одного семестра под руководством научного руководителя. Руководитель проводит консультации, помогает студенту в выборе темы реферата, определяет календарные сроки выполнения реферата в соответствии с учебным планом факультета. Аналогичная работа проводится при выполнении курсовой работы.
Ориентировочные сроки выполнения реферата: выбор темы и составление плана - 15 дней; анализ литературы 15 дней; написание чернового варианта - 1 месяц; подготовка к защите, защита реферата - 1 месяц.
Критерии оценки выполнения реферата по педагогике
Актуальность темы
1. Умение обосновать выбор темы.
2. Умение показать практическое применение темы.
Проблемность
3. Умение выделить проблему в выбранной теме.
Наличие целей, задач
4. Умение четко формулировать цели, задачи.
5. Соответствие задач цели исследования.
Степень теоретической разработанности темы
6. Соответствие содержания исследования цели и задачам.
7. Умение анализировать и систематизировать литературу.
8. Наличие ссылок на авторов, занимавшихся темой.
9. Системность изложения.
10. Владение понятийным аппаратом.