Отдельный том многотомного издания




Со спецификацией

Савельев И. В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Наука, 1982. – (В пер.).

 

С включением описания данного тома в первую область – заглавия и сведений об ответственности

Савельев И. В. Курс общей физики. Т. 1. Механика. Молекулярная физика: Учеб. пособие для студентов втузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Наука, 1982. – 432 с.: ил. – Предм. указ.: с. 429-432. – (В пер.).

 

Под собственным заглавием данного тома

Савельев И. В. Механика. Молекулярная физика: Учеб. пособие для студентов втузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Наука, 1982. – 432 с.: ил. – (Курс общей физики. Т.1). – Пред. Указ.: я. 429-432. – (В пер.).

Аналитическое библиографическое описание (или составной части документа):

 

Составная часть книги

Сахаров В. Возвращение замечательной книги: Заметки о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // За строкой учебника: Сб. ст. М., 1989.

Домашнему мастеру и рационализатору // 1000 советов по экономии и быту / В. Ф. Федоров, Е. М. Каневский, И. И. Колчина и др. М., 1989. –

С. 169-216.

 

Составная часть многотомного издания

Ключевский В. О. Терминология русской истории: Лекции // Соч.: В 9 т. М., 1989. – Т. 6. – С. 94-224.

Васильев В. Чувство родины: Вступ. Ст. // Носов Е. И. Избр. произведения. В 2. М., 1989. – Т. 1. – С. 3-10.

 

Составная часть сериального издания

Газета

Петров И. Бизнес без границ // Подмоск. изв., 1992. 14 окт.

 

Журнал

Стоимость рекламных полос в периодических изданиях // Кн. дело. 1992, № 2. – С. 26-27.

 

Продолжающееся издание

Гречихин А. А. Система библиографии как деятельности.

// Совр. пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр. – 1991. Вып. 8. – С. 78-106.

Приложение 4. Примерное содержание введения курсовой работы по педагогике (студента ФИЯ, 31 н-а Сосновсих О.Н. на тему: «Проектирование содержания образования в образовательном учреждении»)

Введение

В школе, как и в обществе, сегодня происходят огромные перемены. Посторонние видят лишь внешние - появление лицеев, гимназий... А педагоги переживают изменения - идет пересмотр целей деятельности школы, реконструкция содержания образования, осваиваются новые педагогические технологии.

Переход системы образования из режима функционирования в режим развития (ликвидация единообразия образовательных учреждений, образование и развитие системы экспериментальных площадок, возникновение и развитие негосударственных школ и т.д.) во многом был обеспечен разработкой новых образовательных проектов, эффективным инвестированием, управленческим и педагогическим творчеством, поддержкой развивающегося социума.

Движение за качеством образования приобретает все для российского образования размах. Тысячи школ предпринимают усилия для проектирования своего желаемого будущего, разрабатывают программы движения к нему. Основные недостатки традиционного перспективного планирования состоят в том, что требования к будущим результатам определялись с позиции сегодняшнего дня, а не с позиции перспективы. Желаемые результаты четко не фиксировались, мероприятия, включенные в планы, плохо связывались и координировались между собой, выступая часто как независимые друг от друга, плохо увязывались с ресурсным обеспечением. Образование должно подготовить ребенка не только к полноценной жизни сегодня, но и к требованиям завтрашнего дня. Новое содержание образования требует новых методик, новых форм организации учебно-воспитательного процесса. Все это предполагает иное кадровое, научно-методическое, финансовое, материально-техническое, мотивационное, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление школой как социальным организмом.

Социально-экономические и политические перемены выдвинули перед образованием качественно новую общественную задачу - обеспечить каждому человеку постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Парадигма непрерывного развития человека может быть реализована лишь в системе непрерывного образования, ориентировочная модель которого нуждается в своем отражении в содержании разделов программы школы. Одновременно с образовательной программой не могут не учитываться изменения в системе школьного образования со становлением вариативного образования, появлением и развитием инновационных педагогических систем и, прежде всего, тех обстоятельств, которые привели к необходимости видоизменения системы общего образования, в частности:

ü Происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиции культурно-исторического развития.

ü Усиливается принцип перехода развитых стран от технологической к антропогенной цивилизации.

ü Клуьтурно-образовательные, информационные, просвещенческие услуги пользуются все большим спросом у детей и у родителей.

Указанные обстоятельства ведут к переходу всей системы образования в целом в качественно новое состояние. В связи с этим в содержании образовательной программы школы необходимо показать пути и средства:

ü Углубления и расширения процесса реформирования образования.

ü Объединение вокруг образовательного пространства школы представителей всех ведомств социальной сферы для расширения задач развития социализации ребенка, сохранения и обеспечения его здоровья.

ü Превращение образования в средство стабилизации всей социальной сферы на основе создания безопасного пространства жизнедеятельности детей.

ü Построение образования, которое обеспечит максимальное, гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей и их родителей.

Сложность содержательной деятельности школы, многоплановость и динамика направлений развития школьного образования, отраженные в образовательной программе учебного заведения, предопределяют необходимость эффективного управления этими процессами. А потому необходимо определить содержание управленческой деятельности руководителя школы по проектированию образовательного процесса.

Накопленный опыт требует осмысления, оценки проектов и самых совершенных преобразований, определения новых подходов в их разработке, поиска новых стратегических и тактических направлений в системе образования и преобразования школы.

Проблема содержания образования в мировой педагогике рассматривалась еще в 17-18 веках. Первыми теориями формирования содержания образования были теории дидактического материализма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон) и дидактического формализма (Ж. Пиаже). Основные теории содержания образования сложились в конце 18 начале 19 века (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, в России К.Д. Ушинский).

Однако в наше время в свете последних исследований в области управленческой деятельности в образовании эта проблема приобретает несколько другую окраску. Возникновение и распространение теорий управления оказало большое влияние и изменило традиционные подходы к планированию содержания образования. И хотя эта проблема до сих пор не получила надлежащего внимания со стороны отечественной педагогической науки, целый ряд российских исследователей работает над изучением различных аспектов этой проблемы.

М.М. Поташник в своих трудах «Управление развитием школы» [1], «Управление современной школой в вопросах и ответах» [2], «Инновационные школы в России» [3] рассматривает проблемы развития школы в современных условиях: методы формирования стратегии развития школы, анализа, систематизации управленческой информации, поиск оптимальных путей развития, а также рассматривает, структурирует и анализирует процессы управленческого планирования в управлении современным образовательным учреждением.

Ю.А. Конаржевский в работе «Внутришкольный менеджмент» [4] описывает системный подход к планированию, определяет структуру проекта в образовании, а также рассматривает метод программно-целевого планирования в управлении школой.

И. Чечель в статье «Метод проектов в образовании» [8] определяет понятие проекта как гуманитарного типа деятельности, переносит это понятие в образование.

В.М. Монахов в статье «Тенденции развития содержания общего и среднего образования» [9] определяет основные требования к содержанию образования.

Н.О. Вербицкая и В.Ю. Бодряков в книге «Учебный процесс: информация, анализ, управление» [5] рассматривают проблемы сбора и анализа управленческой информации для составления проектов, рассматривают технологии целеполагания в образовательном процессе, уделяют внимание методам прогнозирования, а также определяют требования к составлению образовательных программ исходя из целей учебного процесса, политики образовательного учреждения, а также желаний и возможностей детей и их родителей.

И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов [6] определяют сущность содержания образования, его компоненты, основные принципы и критерии отбора, а также его стандартизацию, рассматривая функцию государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана, а также учебного плана образовательного учреждения.

В.И. Зверева в монографии «Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки» [7] рассматривает широкий круг вопросов, связанных с практической реализацией проекта содержания образования в образовательном учреждении, таких как непосредственно содержание образования, его сущность, разработка учебных планов, концепции развития школы, изучает также сегодняшнее состояние содержания образования, а также указывает на практические пути реализации целей образовательного учреждения.

Объектом данного исследования является содержание образования, в качестве предмета выступает управленческий подход в определении содержания образования в ОУ.

Основной целью данной работы является рассмотреть проблему проектирования содержания образования в современном образовательном учреждении.

Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Ø Просмотреть и проанализировать существующую научно-педагогическую

Ø литературу по данному вопросу.

Ø Рассмотреть сущность содержания образования и его компоненты.

Ø Выявить основные принципы и критерии отбора содержания образования.

Ø Рассмотреть функции нормативных документов, определяющих содержание образования.

Ø Определить понятие проекта в образовании.

Ø Рассмотреть сопутствующие проектированию процедуры в образовательном процессе.

Ø Рассмотреть структуру и методы разработки образовательной программы в школе как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения применения на практике.


Приложите 5. Перечень курсовых работ по педагогике в соответствии с проблемными полями

I. Управление современной школой.

1. Проектирование образовательной среды.

2. Социально-психологические аспекты управления.

3. Концептуальные основы маркетинга.

4. Критерии результативности общеобразовательных учреждений.

5. Технология реализации маркетинга общеобразовательных учреждений.

6. Менеджмент общеобразовательных учреждений: внешняя и внутренняя среда.

7. Маркетинговые исследования рынка общеобразовательных учреждений.

Литература:

1. Управление развитием школы /Под ред. М.М.Поташника. М., 1995.

2. Сантурова С.М. Менеджмент в образовании М., 1993

3. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент М., 1991.

4. Потеев М.И. Основы маркетинга в сфере образования. Спб., 1992.

5. Драккер П. Управление, нацеленное на результаты. М., 1992.

6. Основы научного менеджмента (практикум). М., 1991.

7. Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1989.

8. Конкурбаев Э.О., Яценко В.Е. Проблемы прогнозирования развития образования в современных условиях. Красногорск, 1992.

9. Лазанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992.

10. Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1993.

II. Инновационные процессы.

1. Инновационный процесс в образовании.

2. Формирование потребностей в инновации.

3. Внедрение инноваций в общеобразовательные учреждения.

4. Организация инновационной работы в общеобразовательной школе.

5. Реализация личностно-ориентированных технологий в современной школе.

6. Особенности разработки проектов развития образовательных учреждений.

Литература:

1. Сластенин В.А, Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

3. Селевко Г.К. Авторские программы, пед. технологии, инновационные школы. Ярославль, 1997.

4. Волков И.П. Цель одна - дорог много. Проектирование процессов обучения. М., 1990.

III. История образования.

1. Гуманистическая педагогика, ее возникновение, сущность, традиции.

2. Развивающее обучение: его истоки и пед. основа.

3. Проблемы школьной дисциплины в истории педагогики.

4. Современная школа в развитых странах: проблемы образования и воспитания детей.

5. Развитие отечественной школы и педагогики (в разные исторические периоды).

6. Семейное воспитание в России XIX – ХХ вв. (в различных социальных слоях).

7. Проблемы нравственного воспитания в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

8. Альтернативная школа в современной России.

9. Из истории школы Н-Тагила (в разные ее периоды).

10. Проблема педагогического мастерства в трудах А.С. Макаренко.

Литература:

1. Антология педагогической мысли в России XVIII в. М., 1985.

2. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: в 3-х частях. М., 1988-1991.

3. Очерки истории школы и педагогическоймысли народов СССР (1917-1941). М., 1980.

4. Педагогическая энциклопедия: в 4-х томах. М., 1964-1968.

5. Российская педагогическая энциклопедия: 2-х томах. М., 1993, Т.I.

6. Безрукова В,С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1992.

7. Пряникова В.Г., Равкин З.Н. История образования и педагогической мысли (учебник-справочник). М., 1995.

8. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М.,1993.

9. Джуринский А.К Реформы зарубежной школы. М., 1989.

10. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М.,1978.

11. Педагогическое наследие (Я.А.Комеяский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоцци). М., 1978.

12. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах. М., 1979-1981.

13. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти томах. М., 1980-1982.

14. Шмидт К. История педагогики во всемирно историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов. / соч. в 4-х томах. М., 1979-1981.

15. Ямбург Е.Н. Школа для всех. М., 1996.

16. МакаренкоА.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. М., 1983-1986.

17. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. М., 1989.

18. Чаша мудрости: афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов. М., 1978.

IV. Технологический подход в образовании

1. Современные зарубежные педагогические концепции.

2. Личность ребенка, как объект и субъект в образовательной технологии.

3. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амоношвили.

4. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

5. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

6. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.В. Границкая, В.Д. Шадриков).

7. Информационные технологии обучения.

8. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).

Литература:

1. Асмолов A.Г. Психология личности. М., 1995.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

3. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.

4. Дифференциация как система. В 2-х ч. М., 1992.

5. Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса. М., 1995.

6. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. М., 1994.

7. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

8. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.

9. Окунев А.А. Сменить акцент // Народное образование. 1991, № 1,3,5.

10. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. М., 1996.

11. Обучение и развитие. / Под редакцией Л.В.Занкова. М., 1975.

12. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1987.

13. Бардин K.B. Как научить детей учиться. М., 1987.

14. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.

15. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль, 1996.

16. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.,1991.

17. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.

18. Газман и др. Новые ценности образования. Вып. 2. Ж,1996.

19. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.

 

V Педагогическое мастерство и педагогический опыт.

1. Личность педагога: становление и развитие.

2. Образ учителя - мастера в педагогике.

3. Аттестация педагогов.

4. Авторитет педагога.

5. Технология проектирования личностных достижений педагога.

6. Педагогическая импровизация в работе учителя.

7. Самовоспитание педагога как средство овладения педагогическим мастерством.

Литература:

1. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990.

2. Вульфов Б.3., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995.

3. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. M., 1990.

4. Маркова A.К. Психология труда учителя. М., 1993.

5. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. М., 1992.

6. Цукерман Г.А, Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

7. Фридман Л.M. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.

8. Казакова Е.И. Технология проектирования личностных достижений: методические материалы. Спб., 1994.

9. Щеробанова Т.Н. Профессиональный рост учителя. Ростов-на-Дону, 1994.

10. Практическая психология для преподавателей. М., 1997.

11. Педагогический поиск. / Под ред. Баженовой. М., 1986.

12. Мудрик А.В. Учитель, мастерство и вдохновение. М., 1986.

VI. Теория и практика воспитательных систем.

1. Системы и структуры воспитательных процессов.

2. Воспитательная система школы: идеи и опыт формирования.

Литература:

1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

2. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996.

VII. Современные воспитательные технологии.

1. Педагогика сотрудничества.

2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

3. Технология авторской школы самоопределения (А.Н. Тубельский).

4. Модель «Русская школа».

5. Школа - парк (М. А. Балабан).

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1990.

2. Кочетов А.И. и др. Эксперимент по программе воспитательной работы в школе. Ярославль, 1994.

3. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации. ч. I, II. Ярославль, 1988-1989.

4. Цирлина Т.В. На пути к совершенству. М., 1997.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск., 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

7. Волков Г.Н. Программа по народной педагогике. М., 1992.

8. Гончаров И. Ф. Новый экспериментальный учебный план русской школы. Спб.,1992.

9. Тайчимов M.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М.,1992.

10. Балабан М. Что такое школа - парк. Первое сентября. 1996, № 10.

11. Соловейчик С. Мечта и действительность. Первое сентября. 1996,

№ 7.

12. Школа самоопределения. Ч.1,2. Под ред. Тубельского. М., 1991.

 

VIII. Содержание образования

1. Государственные образовательные стандарты.

2. Региональный компонент в преподавании.

3. Образовательный стандарт как средство повышения качества образования.

4. Образовательная программа школы как фактор развития ОУ.

5. Тестовая диагностика как средство экспертизы качества образования.

6. Педагогические технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы.

Литература:

1. Газман О. С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. М.,1996.

2. Брайан С. Общество и образование. М., 1989.

3. Филиппов Ф.Р. Школы и социальное развитие общества. 1990.

4. Атутов П.Р. Технология и современное образование. Педагогика 19. 1996, №2.

5. Гусинский Э.К Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.,1994.

6. Монахов В.М. Технологические основы проректирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.

IХ.Образовательная среда

1. Влияние среды на развитие личности.

2. Педагогика среды.

3. Формирование социальной активности школьников в общественной полезной деятельности по месту жительства.

4. Возрастание роли современной общественности в воспитании учащихся по месту жительства.

5. Деятельность классного руководителя по координации воспитательных воздействий школы, семьи, общественности.

Литература:

1. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.

2. Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.,1991.

3. Монтессори М. Значение среды в воспитании. Частная школа, 1995.

Х. Пед. мониторинг и экспертиза качества образования и условий.

1. Диагностика обученности.

2. Диагностика воспитанности.

3. Уровни мониторинга.

4. Разработка системы мониторинга для основной (общеобразовательной) школы.

5. Принципы и структура мониторинга качества подготовки учащихся школы.

6. Осуществление мониторинга с целью получения психолого-педагогической характеристики ученика.

7. Построение оптимальной системы контроля в школе в условиях проведения экспертизы качества образования.

8. Маркетинг и мониторинг в системе образования.

9. Экспертиза качества образования, ее механизм, виды, формы.

Литература:

1. Гуружанов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий. Психологическая наука и образование. 1997, №2.

2. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. M., 1982.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: