Основной принцип его живописи: подчинение деталей главному, идеи композиции, показывая деталь материально, объемно.




Реалистическое искусство Европы середины XIX века

Как могучее художественное движение реализм складывается в середине XIX столетия.

Реализм (от лат. realis — «действительный») — направление в искусстве XIX-XXI веков, для которого характерно максимально достоверное изображение действительности в произведениях.

Барбизонская школа.

Во французской живописи реализм заявил о себе ранее всего в пейзаже.

БАРБИЗОНЦЫ– барбизонская школа, группа живописцев, работавших в 1830–1860-х во Франции, в жанре пейзажа. Они выбрали местом своего пребывания деревушку Барбизон, в лесу Фонтебло, недалеко от Парижа. В 1836 там обосновался Теодор Руссо, туда приезжают Жан Франсуа Милле, Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья, Жюль Дюпре, Шарль Добиньи, Констан Тройон. Шарль Добиньи, хотя и не приезжал в Барбизон, но принадлежали к их группе по своему интересу к национальному французскому пейзажу.

Картины они завершали в мастерской на основе этюдов, отсюда законченность и обобщенность в композиции и колорите. Но живое ощущение натуры в них оставалось всегда. Всех их объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность.

Барбизонцы особенно интересовались приемами передачи вибрации света и цвета, что позволяло передавать смену состояний природы, смене дня и ночи, времен года, достигли высокого мастерства в использовании валеров, т. е. нюансов цвета и света в границах одного тона.

Пьер-Этьен-Теодор Руссо (1812—1867) был общепризнанным главой барбизонцев. Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом. Своей задачей он считал передать гармонию природы. Он пишет виды окрестностей Парижа, берегов Сены, Оверни, Нормандии, Барбизона.

Основной принцип его живописи: подчинение деталей главному, идеи композиции, показывая деталь материально, объемно.

Теодор Руссо. Дубы

Он любил изображать широкие просторы, его привлекало в природе могучее и устойчивое: огромные дубы с мощными стволами и пышными кронами. Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние.

Теодор Руссо. Лес Фонтенбло

Теодор Руссо. Выход из леса Фонтенбло. Закат. 1851

Теодор Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля. 1833

Именно это произведение, выставленное на Парижском салоне в 1833 году, принесло известность художнику. Руссо заявлял о влиянии на его творчество английских пейзажистов Констебла и Тёрнера, но его палитра ярче и откровеннее.

Руссо воспринимал природу не в статике, а в динамике: часто писал одно и то же место в разное время дня, в разное время года. Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск. Первым стал писать пейзажи при полуденном свете.

Руссо. Вид на Барбизон

 

Жюль Дюпре (1811—1889) родился в Нанте в семье фабриканта. Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре. Его первые работы произвели сильное впечатление на современников. Дружба с Руссо, поездка в Англию и знакомство с творчеством Констебля повлияло на пейзажную живопись Дюпре.

В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности. Он стремился показать в пейзаже обычную жизнь человека, домашних животных.

Дюпре. Деревенский пейзаж

Дюпре. Пейзаж с ветряной мельницей

Широта поля зрения сочетается здесь с реалистической подробностью «рассказа», при которой каждая деталь достоверно прочувствована, увидена и согласована с целым. Все здесь наделено своей особенной жизнью; и могучие деревья, и «раскиданные» по небу облака, и животные. И вместе с тем пейзаж воздействует именно целым — своим обширным пространством, атмосферой, которая наполняет его от переднего плана до едва видных далей.

Жюль Дюпре. Старый дуб

Он писал и морские пейзажи.

Жюль Дюпре. В море

Большинство морских пейзажей написаны Дюпре в Кайё-сюр-Мер — местечке на севере Франции. Художник бывал там почти каждый год, начиная с 1868-го, и запечатлевал море много раз — в солнечную погоду, в шторм, во время тумана... Борющиеся с непогодой лодки особенно впечатляли его.

 

Констан Тройон (1810- 1865) Родился в Севре —на юго-западе Парижа. Здесь располагалась знаменитая фарфоровая мануфактура, на которой трудился его отец. В 21 год молодой художник пробует свои силы в пейзажной живописи. Он знакомится с художниками Теодором Руссо, Жюлем Дюпре и другими барбизонцами.

Он нашёл собственный стиль как художник-анималист. Он часто писал сцены с животными, уделяя особое внимание эффектам освещения, динамично меняющимся в зависимости от состояния неба

К.Тройон. Дорога на рынок.

К.Тройон. Собаки

 

Из более молодых художников барбизонской школы особого внимания заслуживает Шарль Франсуа Добиньи (1817—1878). Его картины всегда выдержаны в высветленной палитре: спокойные долины, тихие реки, высокие травы; его пейзажи наполнены большим лирическим чувством.

Добиньи пишет сельскую Францию, мотивы его пейзажей непритязательны: размытые дождем дороги, лужи, в которых отражается небо, туманные рассветы и задумчивые вечера, лесные опушки, крестьяне в поле, женщины у реки. Художник любил писать с натуры либо ранним утром, либо поздним вечером — его привлекала возможность отобразить на полотне тончайшие, быстро меняющиеся оттенки света и цвета.

В конце 1850-х гг. Добиньи построил лодку-мастерскую, на борту которой он создал множество пейзажей, путешествуя по рекам Уазе и Сене. Река Уаза — левый приток Сены. Путешествуя на своей лодке-студии, Добиньи создал множество картин, изображающих берега реки в разное время суток. Песчаные отмели, заболоченные излучины, старинные храмы на берегах, маленькие деревушки... Эта небольшая река буквально очаровала живописца. «Берега Уазы»

Добиньи. Утро

Розовеют облачка на светло-сером небе, туман понемногу отползает с заболоченного речного берега, а чуть поодаль плавает многочисленное гусиное семейство. Картина кажется созданной буквально за несколько рассветных минут — первый план выполнен такими энергичными движениями кисти, что фактура каждого мазка — как на ладони. И тем не менее полотно хранит атмосферу рассветной прохлады...

 

Добиньи. Пейзаж с рекой Уазой

 

Одно время работал в Барбизоне Жан Франсуа Милле (1814— 1875). Родившийся в крестьянской среде, Милле навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир — основной жанр Милле.

Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х годах, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы, особенно с Теодором Руссо. С этого времени начинается зрелый период творчества Милле.

Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил.

В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли («Сеятель», 1850).

Милле. Сеятель

Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле.

Жан-Франсуа Милле. Крестьянки с хворостом

Для почерка Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда и при помощи объемно-пластической трактовки, и ровной цветовой гаммой.

Собирательницы хвороста (Угольщицы)

Для Милле характерно создание картин в одной общей гамме — таким образом, художник подчеркивал неразрывную связь крестьянина и земли. В «Собирательницах хвороста» фигуры женщин кажутся почти сросшимися с сухой корягой, которую они собираются отломить от пня.

Милле. Собирательницы колосьев

Милле. Анжелюс (Вечерняя молитва)

Он любит изображать спускающийся вечер, как в сцене «Анжелюс», когда последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста. Приглушенная цветовая гамма составлена из мягко сгармонированных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов. Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко читаемые над линией горизонта, еще более усиливают общую лапидарность композиции, имеющей в целом какое-то эпическое звучание. «Анжелюс» — это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто работал на этой земле.

Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения.

Но среди них есть один образ, в котором художник хотя и выразил предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, но сумел и показать огромные дремлющие силы труженика-исполина.

Человек с мотыгой

Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины XIX в. и в XX столетии.

 

Говоря о пейзажистах первой половины—середины XIX в., нельзя обойти молчанием одного из самых тонких мастеров французского пейзажа— Камиля Коро (1796—1875).

Коро получил образование в мастерской пейзажиста Бертена (вернее, пейзажистов, их было два брата) и почти в тридцатилетнем возрасте впервые попал в Италию, чтобы, по его словам, писать круглый год этюды под открытым небом.

К.Коро. Утро в Венеции

Через три года Коро возвращается в Париж, где его ждут и первые успехи, и первые неудачи.

Коро пишет этюды для себя и скоро становится создателем интимного пейзажа, «пейзажа настроения».

В его картинах изображено не мгновение, а как бы застывшее состояние. Это сближает творчество Коро с классическим пейзажем, но с налетом романтизма и чертами реализма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: