Домье осмысливает каждодневные события политической борьбы сатирически, умело пользуясь языком иносказаний и метафор.




 

Он больше не опасен

«Улица Транснонен»

Одна из самых трагических литографий художника, запечатлевшая страшную трагедию разразившейся в Париже. Домье был случайным ее свидетелем.

А дело было так. За несколько дней до бойни на Транснонен в Лионе происходит восстание ткачей. Запал протестующих быстро передаётся рабочим Парижа. Власти уже ждут волнений и готовы к беспорядкам во всеоружии и со всей возможной жестокостью и бескомпромиссностью. В ночь на 15 апреля возле дома № 12 на улице Транснонен раздался выстрел – стреляли в офицера тридцать пятого линейного полка и тот был убит на месте. Целый отряд солдат был послан на возмездие. Когда в двери уже мирно спящего дома постучались, проснувшиеся жильцы даже обрадовались – повстанцев опасались и боялись, солдаты же давали ощущение защиты. Но едва появившись на пороге, солдаты стали без разбору всех убивать: мужчин, стариков, женщин и даже детей.

Литография стала откликом на несправедливость властей.

 

Он выступает не только страстным борцом против пошлости, ханжества, лицемерия, но и тонким психологом.

Нарцисс

Любители. Акварель. Ок. 1856–1865.

Предметом живописи Домье становится мир простых людей: прачек, водоносов, кузнецов, бедных горожан, городской толпы.

Точно найденные жесты и повороты фигуры, выразительность силуэта. Живопись его эмоционально насыщена и монументальна. Этому способствует излюбленный прием художника: постоянное использование света. Широкий свободный мазок живописца также придает динамичности и выразительности образам на его картинах.

Прачка

Ноша

 

Вместе с тем благодаря умению схватывать самое характерное он смог придать обобщенным образам большую жизненность.

В композициях художник часто прибегает к фрагментарности. Это позволяет ощущать изображенное на картине как часть действия, происходящего за ее пределами («Восстание», «Семья на баррикаде», «Вагон III класса»).

Семья на баррикадах

 

 

Размеры живописных полотен Домье всегда небольшие. Домье был первым, чьи живописные произведения на современные темы зазвучали как произведения монументальные - не по размеру, а по значительности.

Большой любитель театра, Домье дружит со многими актерами. Пишет картины из жизни актеров, сцены спектаклей и зрителей.

На концерте

Мелодрама

Одна из самых известных работ Домье - Дон-Кихот. Испанский рыцарь Печального образа, воюющий с ветряными мельницами и свято верящий в правду.

Дон Кихот

 

Во время франко-прусской войны Домье с горечью и болью рассказывает о народных бедствиях в образах поистине трагических:

Эмигранты

Подчас художник применяет особый прием – помещает персонажи против света, подчеркивая остроту их характерных силуэтов. Он сообщает обыденным жизненным сценам особую значительность. Цельная, тонко сгармонированная красочная гамма насыщается многочисленными оттенками, отсветами. Выразительности образного решения способствует динамичный, широкий, свободный мазок кисти художника. Обращаясь к повседневной жизни современного города, к образам людей труда, Домье своей живописью, так же как и графикой, пролагает новые пути реалистическому искусству.

Реализм во Франции стал ответом на постоянно меняющиеся системы государственной власти — Первую, Вторую и Третью республики, в промежутках между которыми рождались и разрушались Империи, прошли две революции и война.

Реализм затронул многочисленные аспекты социального, экономического, политического и культурного плана, рисуя их без прикрас.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: