Несущие и базирующие элементы




Валы и оси

Валы предназначены для закрепления на них зубчатых колес, червяков, звездочек, шкивов, и передачи вращающих моментов. Оси служат только для поддержания вращающихся деталей механизмов и не передают вращающих моментов. Они могут быть вращающимися и неподвижными.

Валы делятся на прямые, коленчатые и гибкие. На рис.3.22 показаны гладкие (а) и фасонные (б, в) прямые валы. Гладкие валы используются в трансмиссиях только для передачи вращающего момента. Ступенчатые валы обеспечивают осевую фиксацию установленных на них деталей. Преимущества ступенчатых валов – уменьшение массы за счет приближения к балкам равного сопротивления. Полые валы обеспечивают снижение массы на 40…50% при уменьшении момента сопротивления на 15…20%. Коленчатые валы применяются в поршневых машинах (рис.3.22г). Они служат для преобразования поступательного движения во вращательное и наоборот.

Рис.3.22
в)
б)
а)
г)
Входные и выходные валы имеют цилиндрические или конические концевые участки для установки зубчатых колес, шкивов, звездочек. Конические участки обеспечивают высокую точность базирования сопряженных деталей, легкость сборки.

В местах изменения диаметра выполняют плавный переход – галтель. Чем больше отношение радиуса галтели к диаметру r / d и меньше перепад диаметров ступеней, тем меньше коэффициент концентрации напряжений.

На рис.3.23 показаны переходные участки между соседними ступенями вала разных диаметров. Для обеспечения упора сопряженной с валом детали радиус галтели r должен быть меньше фаски детали f, а высота заплечика t больше 2 f (рис. 3.23а).

Рис.3.23
а)
г)
б)
в)
l
d
l 1
t
45 °
r
 
r
r
r 1
r
d 1
d
b
45 °
Припуск на шлифование
Обеспечить увеличение радиуса галтели можно установкой промежуточного кольца 1 (рис 3.23б), либо выполнением поднутрения (рис 3.23 в). Если поверхность меньшей ступени обрабатывается шлифованием, предусматриваются канавки для выхода шлифовального круга (рис.3.23г).

Расчет валов ведут на статическую прочность и сопротивление усталости. Нагрузки, действующие на вал, возникающие в местах посадки сопряженных деталей, подшипниковых узлов заменяются эквивалентными сосредоточенными. Они переносятся к оси вала, строятся эпюры изгибающих и крутящих моментов. Расчетными являются сечения с концентраторами напряжений: галтельные переходы, поперечные отверстия, шлицы, шпоночные канавки.

Для каждого из расчетных сечений вычисляют коэффициент запаса и сравнивают его с допускаемым

.

Запасы прочности по нормальным и касательным напряжениям определяются по формулам

, ,

где , – пределы выносливости при симметричных циклах изменения нормальных и касательных напряжений;

, – амплитудные значения напряжений;

, – средние значения напряжений;

K, – коэффициенты снижения пределов выносливости детали

K ;

;

kσ, kτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений;

k, k – коэффициенты влияния размеров детали;

k, k – коэффициенты, учитывающие шероховатость поверхности;

kυ – коэффициент, учитывающий способ упрочнения поверхностного слоя.

Коэффициенты определяются по таблицам или графикам.

Опоры валов и осей

Опоры предназначены для поддержания вращательного или качательного движения валов и осей и передачи усилий от них на корпус. Опоры, предназначенные для восприятия радиальной или комбинированной нагрузки называются подшипниками, а осевой – подпятниками. По виду трения они делятся на опоры качения и скольжения.

Подшипники качения

Подшипник качения – это сборочный узел, состоящий из наружного 1 и внутреннего 5 колец с дорожками качения 4, тел качения 2 и сепаратора 3, удерживающего тела качения на определенных расстояниях и направляющего их вращение (рис. 3.24).

Рис.3.24

 


На рис.3.25 показаны подшипники:

а – шариковый радиальный однорядный, воспринимает радиальную нагрузку и осевую до 70% от неиспользованной радиальной;

Рис.3.25
к)
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
и)
α
α

б – шариковый радиальный сферический двухрядный (самоустанавливающийся) допускает взаимный поворот колец до 3°;

в – роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами, воспринимает радиальную нагрузку в 1,7 раза большую, чем шариковый, осевую не воспринимает. Одно из колец имеет направляющие буртики, другое относительно роликов не фиксируется;

г – роликовый радиальный сферический двухрядный (самоустанавливающийся), может компенсировать перекосы колец до 2,5°, воспринимает повышенную радиальную нагрузку и осевую до 25% от неиспользованной радиальной;

д – роликовый игольчатый, воспринимает большие радиальные нагрузки, используется при скоростях на валу до 5 м/с и при качательных движениях;

е – шариковый радиально-упорный, воспринимает радиальную и одностороннюю осевую нагрузку. Выполняются с углами контакта 12, 18, 26 и 36°. С увеличением угла контакта повышается воспринимаемая осевая нагрузка, но снижается быстроходность;

ж – роликовый конический, тела качения - конические ролики, воспринимает значительную радиальную и одностороннюю осевую нагрузку;

з – упорно - радиальный шариковый, предназначен для восприятия осевых и небольших радиальных нагрузок;

и – шариковый упорный для восприятия только осевой нагрузки;

к – роликовый упорный для восприятия только осевой нагрузки.

Расчет подшипников

Подшипники рассчитываются на долговечность. Критерием работоспособности подшипника является сопротивление контактно-усталостному разрушению. Долговечность L определяется с использованием зависимости

,

где C – динамическая грузоподъёмность, это постоянная радиальная нагрузка, которую подшипник с неподвижным наружным кольцом выдерживает 1 млн оборотов;

P – эквивалентная нагрузка, действующая на подшипник;

α – показатель степени, α = 3 для шарикоподшипников,, α = 10/3 для роликоподшипников.

Коэффициент a 1 зависит от вероятности P безотказной работы, при изменении P от 0,9 до 0,99 a 1 меняется от 1 до 0,21.

a 23 зависит от материала из которого изготовлены детали подшипника и условий эксплуатации. Для механизмов общего применения можно брать равным 1.

Эквивалентная нагрузка определяется зависимостью

,

где X и Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;

V – коэффициент, учитывающий какое кольцо вращается, V = 1,2, если наружное, V = 1 – если внутреннее;

Fr и Fa – радиальная и осевая нагрузки;

k б – коэффициент безопасности, учитывающий характер действующей нагрузки, k б – 1…3;

k т – температурный коэффициент, k т = 1 при t ˂ 100°С.

Статическая грузоподъемность – это нагрузка на подшипник, при которой остаточная деформация тел качения и колец не превышает допускаемую , где D – диаметр тел качения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: