Глава 1. Эстетический идеал красоты.




Введение

Согласно определению, данному в словаре русского языка С. И. Ожегова, одеждой называют «совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело»[1]. И, тем не менее, несмотря на такое прозаическое определение, одежда является составной частью как материальной, так и духовной культуры любого общества. Ведь, с одной стороны, «предметы одежды созданы человеческим трудом и удовлетворяют определенные потребности; с другой – это произведения декоративно – прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека»[2].

Костюмом же специалисты называют не только собственно одежду, покрывающую тело, но также прическу, обувь, головные уборы, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения), то есть то, что сейчас принято называть аксессуарами. «Ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм»[3]. С одной стороны, костюм является выразителем индивидуальной характеристики владельца, то есть по нему мы с достаточной долей вероятности можем определить возраст, пол, эстетический вкус и даже характер данного человека. С другой – костюм сам является отражением общественной жизни на данном историческом этапе и меняется в зависимости от изменения социально – экономических условий эпохи. Такие изменения сказываются на формах и пропорциях костюма, способе его ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений и всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами.

Поэтому, изучая костюмы той или иной страны, мы обязательно должны будем коснуться её природных и социально – экономических условий, присущего ей эстетического идеала красоты, характерных черт культуры, искусства, общего художественного стиля.

Задача этой работы - рассмотреть, насколько это возможно, все составляющие, которые входят в понятие «костюм», (то есть одежду, прически, ткани и т.д.) на примере периодов греческий архаики (VIII – VI вв. до н.э.) и классики (V – конец IV вв. до н.э.); выяснить, существовали ли какие – то общие тенденции внутри каждого периода, менялись ли они от одного периода к другому и если менялись, то каким образом и почему. Также в задачу этой работы входит определение преемственности древнегреческой моды, то есть её влияние на костюмы и эстетические идеалы последующих эпох.

Обзор литературы

Основными книгами, материалы из которых использовались в данной работе, можно назвать три следующие:

· «История костюма» Ф. Ф. Комиссаржевского

· «История костюма» Н. М. Каминской

· «Культура повседневности: история костюма» М. В. Коротковой.

Первая из них, написанная театроведом, братом знаменитой актрисы ещё до революции, наиболее полно освещает тему костюма народов различных эпох. Из всех источников литературы в ней собран самый обширный фактический материал, и в других книгах зачастую встречаются материалы из книги Комиссаржевского. Наибольшее количество иллюстраций было почерпнуто из этой книги. Материалы её использовались при написании практически всех глав данной работы, особенно II, III и IV, посвящённых мужскому и женскому костюму и тканям.

В книге Н. М. Каминской также собраны обширные сведения по истории костюма от древнего мира до наших дней; но особенно большую помощь она оказала при написании первой главы, посвящённой эстетическим канонам Древней Греции, так как эти каноны и идеалы Каминская подробно рассматривает для разных эпох и народов. Глава V – о влиянии древнегреческого костюма на костюмы последующих эпох – также написана по материалам этой книги. Её отличием от остальных подобных работ как раз и является то, что история костюма у Каминской показана в развитии, то есть, рассматривается воздействие моды предшествующих эпох на последующие. Книга ценна не только своими описаниями, но и анализом причин (социальных, политических), которые приводили к формированию того или иного вида национального костюма.

Книга Коротковой просто описательная, но фактический материал в ней достаточно обширный и содержит сведения, которых не было в двух предыдущих работах (например, сведения о некоторых видах женской и мужской одежды).

В качестве дополнительных источников информации использовались следующие:

· Статья В. Мещерякова в журнале «Знание – Сила» «Пандора в ящике, или превращение тоги». Материалы этой статьи использовались при написании I и V глав. Статья анализирует, как мода различных времён отражала политические, экономические тенденции и откликалась на конкретные события.

· Книга П. Гиро «Быт и нравы Древней Греции». Сведения, в ней собранные, многочисленны, и хотя в них нет системы и автор не придерживается никакой хронологической последовательности, эти сведения были использованы практически во всех главах реферата, кроме пятой.

· Была также использована «Одиссея» Гомера в качестве дополнительного источника сведений по костюму гомеровской эпохи (XI – IX вв. до н.э.) (хотя Гомер описывал события гораздо более отдалённые, но все приметы быта он брал из своего времени). Несмотря на то, что данная эпоха не входит в хронологические рамки этой работы, но она интересна как непосредственно предшествующая архаическому периоду. Материалы «Одиссеи» использованы во всех главах, кроме последней.

Глава 1. Эстетический идеал красоты.

Мы порой не замечаем, насколько сильно в европейской традиции влияние Древней Греции. К какой бы сфере человеческой деятельности мы ни обратились, практически везде, как оказывается, мы пользуемся выводами, сделанными древнегреческими учеными, художниками, архитекторами, историками, политиками, жившими более двух тысяч лет назад. Величайшим изобретением древнегреческих зодчих явился ордер, который вплоть до середины 19 века лежал в основе всей европейской архитектуры.

Ордер – это порядок, логика, ясность, разумность и соразмерность отдельных частей и целого здания. Порядок для греков ассоциировался с красотой и гармонией. А высочайшим примером красоты и гармонии для греков было человеческое тело, поэтому все три ордера ему и уподоблялись: самый древний – дорический – мужскому, сильному, атлетическому; более поздний ионический – женскому, более стройному и изящному; коринфский – прекрасному и юному телу молодой девушки[4]. Названия «дорический» и «ионический» закрепились у специалистов и за названиями составляющих древнегреческого костюма: более ранние, периода архаики, называют дорическими, а одежду более позднего периода – ионической.

Так же, как и все греческое искусство, античные представления о красоте во многом остаются для нас нормой и образцом для подражания. «Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежит гармония тела и духа. Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны обязательно сочетаться с физической красотой и сильным тренированным телом»[5]. «Прекрасное, развитое тело у греков являлось важным элементом костюма[6]. Одежда должна была не столько скрывать, сколько подчеркивать физическое сложение.

Прекрасной физической форме греков способствовала их система физического воспитания. Так, в Афинах, с 14 лет гимнастика становилась для юношей предметом серьезных занятий. Специальные учителя – педотрибы – обучали их борьбе, бегу на разные дистанции (причем бегали по песку, чтобы увеличить нагрузку), метанию диска и копья[7]. Упражнялись также в бросании обруча, играли в мяч, обучались верховой езде. По достижении совершеннолетия, которое для афинского юноши наступало в 18 лет, он должен был еще 2 года нести нечто вроде службы в эфебии – образовательном заведении для богатой и знатной молодежи, где одними из основных занятий были опять-таки телесные упражнения: среди учителей эфебии был гипломах – учитель фехтования; аконист – обучавший метанию дротика; афет – обучавший обращению с метательными машинами и токсот – обучавший стрельбе из лука[8]. Поэтому неудивительно, что идеальным мужским у греков считалось мускулистое и в то же время стройное пропорциональное тело. Это видно и на примере ранних архаических статуй куросов (от греч. «курос» - юноша), изображающих обнаженных юношей – атлетов. Фигуры эти еще лишены свободного пластического объема, но у них подчеркнуто широкие плечи, тонкие талии, мощные ноги. А в классические времена пропорциям человеческой фигуры уделялось особо много внимания в трудах мыслителей и скульпторов. Так, знаменитый аргосский скульптор Поликлет, живший в V в. до н. э., прославился статуями атлетов, при создании которых он пользовался сложными расчетами, как при создании ордерных храмов. Итог своим теоретическим изысканиям Поликлет подвел в трактате «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры. За единицу измерения была принята длина тела человека; голова составляет одну седьмую её часть, лицо и кисть руки – одну десятую и т. д.

Женские скульптурные образы также отражают идеал здоровой, физически совершенной личности. Например, скульптура богини – охотницы Артемиды IV в. до н. э., представляет нам стройную, высокую, с длинными, прекрасной формы ногами девушку. Афродита, созданная Праксителем для жителей острова Книд (Афродита Книдская) – идеальный образ женственности с мягкими, плавными изгибами совершенного тела.

Эллины и в самом деле были красивы. Об этом говорят не только скульптурные изображения богов и героев, которые, несмотря на всю их идеальность, наверняка являются собирательным отражением реально существовавших людей. Чужеземцы также охотно признавали за ними это качество. Адамантиос, врач, живший в Александрии в начале V в. до н. э., писал об эллинах: «Они…высоки ростом, широкоплечи, с прямым станом и крепкими членами; у них белая кожа, светлые волосы с рыжеватым отливом, прямоугольные лица с тонкими губами и прямым носом…из всех народов у греков самые красивые глаза»[9].

По описаниям героев древнегреческих литературных произведений действительно можно судить о том, что идеальным у греков считался светлый колорит – золотистые волосы, белая кожа, голубые глаза. В гомеровской «Одиссее» мы постоянно встречаемся с эпитетом «светлый»: Афина Паллада именуется «светлоокой Зевесовой дочью»[10]; Телемах, сын Одиссея, выходит из спальни «подошвы красивые к светлым ногам привязавши»[11]; когда он прибывает в «царственный град Лакедемон» (Спарту), его там встречает «царь Менелай златовласый»[12]. Одиссей томится в плену на острове у «светлокудрявой нимфы Калипсо»[13], а затем попадает на Схерию, остров, населенный мифическими феакийцами, где встречается с «белокурой царевной» Навсикаей[14].

 

Вывод: в Древней Греции впервые в истории человечества формируется сознание ценности и красоты человеческой личности. Нравственные качества человека неотделимы от его физического совершенства. Уже в архаический период вырабатывается образ тренированного, здорового человека (куросы). В классический период, по мере дальнейшего осознания значения личности гражданина, физическое здоровье становится предметом культа, а тренированное пропорциональное тело – одним из элементов костюма древних греков.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: