Глава 4. Женский костюм.




Одежда

Основной женской одеждой у гречанок, так же как и у мужчин, являлись хитон и гиматион, но были они значительно красочнее и разнообразнее.

В период ранней архаики женские одежды отличались многоцветием, разнообразной вышивкой. На афинском Акрополе археологами были найдены статуи кор начала VI в. до н.э. в богатых и сложных одеяниях. Девушки кокетливо поддерживают сбоку свои пышные тонкие гофрированные хитоны. На их лицах радостная архаическая улыбка. Сложные одеяния, принадлежностью которых был короткий косой хитончик, наброшенный на грудь, скрывают пластику тела, но уже в 30-х гг. VI в. до н.э у кор появляются строгие дорийские уборы[62].

Ранний дорийский хитон представляет собой прямоугольный кусок плотной, обычно шерстяной ткани размером 2 Х 1,8 м, сложенный в долевом направлении. Отличительной его особенностью являлся отворот его верхнего края, так называемый диплодий (Рис. 7 а). Он играл большую декоративную роль в костюме, обычно украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета[63]. Длина отворота могла быть различной: до груди, бёдер, даже до коленей, благодаря чему создавались определённые пропорции фигуры. Несшитые долевые края такого хитона украшались каймой. Так же, как и мужской хитон, женский скреплялся на плечах фибулами и подпоясывался с напуском – колпосом.

Более поздний ионийский хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. (Рис.7 в). Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов[64]. (Рис. 7 б). Ткань на руках скреплялась тесьмой, несколькими фибулами, а у знатных женщин и пуговками.

Женщины носили иногда два хитона сразу, причём нижний был длиннее верхнего. Немолодые и замужние женщины носили длинные, до пола хитоны; девушки же – более короткие, которые они спускали при движении с одного плеча.

Хитон был исключительно домашней одеждой – верхней служил гиматий. Женский гиматий – калиптра – был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. В романе известного советского учёного – палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион… был наброшен на её правое плечо и через спину перехвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал её от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребрёнными ремешками.[65]»

Калиптру гречанки драпировали различными способами: если было жарко, её откидывали назад до талии, держа на полусогнутых руках. Оба конца при этом висели по сторонам. Можно было один из этих концов небрежно перекинуть через левое плечо – тогда калиптра принимала вид изящного шарфа. А можно было закутаться в неё и покрыть ею голову – такая одежда плотно прилегала к груди и оставляла одну руку свободной[66].

Ещё одним распространённым видом одежды был фарос (Рис.8). Эта накидка представляла собой два прямоугольных несшитых кусков ткани, заложенных свободными складками. Складки каждого из них были пришиты к тесьме. Оставив для горловины среднюю часть, края тесьмы скрепляли редко посаженными крупными пуговками или пряжками. Нижний край накидки обычно отделывали узорной каймой или цветной полосой. Молодые девушки надевали полукороткую накидку с поясом – паллулу. (Рис. 9). При этом руки оставались свободными[67].

Одним из древнейших видов одежды гречанок являлся пеплос. Этим словом обозначалось длинное верхнее женское платье; его правые боковые срезы оставляли не сшитыми и украшали каймой орнамента и фалдами драпировки. (Рис. 10). Носили его и в классическую эпоху. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображённые в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона скульптором Фидием[68]. Спартанки носили пеплос прямо на голое тело.

Главным праздником Афин являлись Панафинеи, отмечавшиеся в июле в честь богини-покровительницы города Афины. Раз в четыре года справляли Великие Панафинеи, отличавшиеся особой торжественностью. Во время этого праздника устраивалось пышное шествие на Акрополь; во время Малых Панафиней шествующие несли богато затканный новый пеплос богини, который затем торжественно надевали на статую Афины, стоявшую в Парфеноне. Пеплос этот в течение года ткали и вышивали афинские девушки под наблюдением жрецов[69].

Обувь

Излюбленной обувью гречанок во все времена были, как и у мужчин, сандалии. От мужских они отличались более тонкой подошвой, более мягкой кожей и большим изяществом. Кожа на женских сандалиях была ярких расцветок, а украшались они золотом и серебром.

В классический период греческие дамы стали надевать белые или желтые туфли и высокие ботинки. Они зашнуровывались и плотно облегали ноги[70]. Комиссаржевский называет этот вид древнегреческой женской обуви элегантным[71]. Чтобы скрыть избыток или недостаток роста, гречанки прибегали к различным ухищрениям: для увеличения роста надевали обувь с высокими каблуками[72]; вставляли пробки в свою обувь. Высокие же, наоборот, ходили на тонких подошвах[73].

 

Прически

Длинные густые волосы были главным украшением гречанок. Прически строго гармонировали с одеждой.

В архаический период женщины носили длинные распущенные волосы, разделённые на множество тонких завитых прядей. Иногда их перехватывали сзади лентой, чаще же всего оставляли свободно спадающими на спину, и лишь отдельные пряди перекидывали на грудь. В целом архаические мужские и женские прически были похожи[74].

В классический период волосы стали зачесывать наверх - шея от этого казалась длиннее и тоньше. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчёсанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щёк, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке[75]. Поднятые на затылке волосы закрепляли шпильками, поддерживали повязками и сетками, лентами, шарфами и диадемами. (Рис. 11). В Спарте девушки носили длинные распущенные волосы, но в день свадьбы им обривали головы[76]. Короткие волосы у свободной женщины означали старость или траур. Рабыни обязательно стриглись[77].

Обычно гречанки обращались к услугам парикмахеров. Волосы душили благовонными эссенциями, затем расчёсывали и завивали щипцами, которые не отличались от наших[78]. Нередко греческие дамы прибегали к окрашиванию волос. Так как модными считались светлые волосы с золотистым отливом, то уже с V в. до н.э. женщины умели превращать черные волосы в белокурые. Волосы намазывались редкой мазью, а затем подвергались воздействию солнечных лучей.

Употреблялись также и фальшивые волосы – парики, накладки, шиньоны. Они продавались на агоре наряду с другими товарами[79].

 

Головные уборы

Греческие женщины ещё меньше мужчин нуждались в головных уборах, так как редко выходили из дому. В основном они ходили с непокрытой головой, прикрываясь лишь в непогоду верхним краем калиптры[80].

Использовали они и нечто вроде вуали, которая густыми складками ниспадала на шею и спину, а спереди прикрывала лицо; при разговоре она поднималась левой рукой. Кроме вуали, голова иногда покрывалась большим пестрым платком, который обматывался вокруг головы и подбородка, или же небольшим платочком, прикрывавшим только волосы[81].

Отправляясь в дорогу женщины, подобно мужчинам, надевали легкий петас. В классические времена появилась плетёная соломенная круглая шляпа, почти плоская, с остроконечной верхушкой – фолия. Такую шляпку можно увидеть на одной из знаменитых керамических статуэток IV в., найденных на востоке Беотии, в городе Танагре[82].

Украшения, аксессуары

Многие древнегреческие авторы отмечали в своих произведениях страсть греческих дам к нарядам и украшениям. Прежде всего заботились об украшении волос, для чего в причёску вплетали различные красивые повязки. Наиболее известна сфендона – повязка, украшенная золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Своей высокой и широкой серединой она или выделялась из волос наподобие диадемы, или же придерживала волосы сзади. Она ничем не отличается от налобника, о котором упоминается уже у Гомера[83]. Кроме того, женщины украшали волосы нитками жемчуга и собирали их в сетки, сплетённые из тонкой золотой проволоки, которые прикреплялись к волосам шпильками.

В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме образцами металлического литья, филиграни, гравировки[84]. Из золота и серебра изготавливались диадемы, серьги, ожерелья, пряжки, перстни, браслеты.

Диадемы в Древней Греции назывались стефанами и изготавливались из дорогих металлов и эмали, в виде цветочных и пальмовых листьев. Шпильки для волос могли изготавливаться из слоновой кости, часто же делались золотые, а на концах изображались головы амуров, оленей, лосей. Серьги в форме спирали или с подвесками делались из золотой или серебряной плетёной проволоки и покрывались эмалью. Браслеты изготавливались из плетёного металлического шнура, кованого золота или серебра[85]. Очень часто браслеты имели форму змеи; ноги выше косточек гречанки также украшали золотыми кольцами. Женщины победнее носили украшения из бронзы, свинца, железа, кости.

При такой страсти к украшениям и к собственной внешности вообще гречанки не могли, конечно, обойтись без зеркал. Употреблялись тогда только ручные зеркала, делавшиеся из куска полированного металла – бронзы округлой формы. Выпуклая сторона такого зеркала хорошо отражала предметы, а вогнутая украшалась узорами. Зеркала имели ручки в виде статуэток на узкой подставке (чаще всего представлявших богиню любви и красоты Афродиту). Такие подставки давали возможность ставить зеркало на стол[86].

С помощью таких зеркал греческие женщины расписывали свои щёки румянами, подкрашивали брови и ресницы. Косметические средства очень почитались гречанками – само слово «косметика» имеет греческое происхождение. Обычай этот, не одобрявшийся мужьями, сообщал лицам греческих женщин и девушек ту свежесть, которой им недоставало вследствие постоянного затворничества[87]. Чтобы подчеркнуть белизну кожи, употребляли белила. Румянец получали с помощью киновари, добывавшейся из морского мха. Брови подкрашивали сажей или толчёной сурьмой, места под глазами красили красноватой краской. Ресницы темнили и закрепляли специальной смесью. Для осуществления всех этих косметических процедур у греческой женщины имелись специальные палочки из свинцового сурика, с помощью которых накладывалась косметика.

В изобилии употреблялись гречанками (равно как и греческими мужчинами) благовонные мази и масла – нардовые (из корней одноимённого растения), розовые, шафрановые, косатиковые, майоранные и т. п. Стоили они очень дорого; приготовлением их славились Делос, Коринф, Родос, Телос[88]. Хранились духи и прочие средства в специальных ящичках – шкатулках. Однако большинство мужей ценили в своих жёнах красоту естественную и порицали их за использование искусственных средств. Ксенофонт в «Домострое» советует жёнам больше двигаться по дому, «чтобы приобрести и сохранить ту единственно прочную и естественную красоту, которая вытекает из здоровья»[89].

Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер. Зонтики были складные, похожие на наши; носили их или сами дамы, или их служанки. Веера имели вид раскрашенных листьев или изготавливались из павлиньих перьев[90].

Вывод: формы женской одежды менялись даже в пределах одного периода. Так, пышные, сложные, гофрированные хитоны ранней архаики в её последние годы сменяются строгими дорийскими уборами. Их носят и в начале классического периода, а затем они сменяются широкими тонкими обильно драпирующимися ионическими хитонами. Длина одежды большей частью зависела от возраста – чем старше была женщина, тем длиннее были её одежды. Причёски также менялись – сперва свободно лежащие распущенные волосы в классический период стали поднимать и убирать в строгий узел.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: