Раздел 2. Контроль за использованием




Производственных запасов.

 

2.1.Задачи и источники

контроля операции с запасами.

Контроль состояния учета, полноты и своевременности оприходования, правильности хранения и использования производственных запасов в современных условиям имеет большее значение.

Материально производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества организации, материалоёмкость в некоторых отраслях составляет 90 % хозяйствующего субъекта.

Целью контроля операций с запасами является установление достоверности первичных данных касающихся наличия и движения производственных запасов, полуфабрикатов, готовой продукции, МБП, товаров; полноты и своевременности отражения первичных, данных в свободных документах и учетных регистрах; правильности ведения учета запасов соответственно принятой учетной политики; достоверности отражения остатков записей в отчетности хозяйствующего субъекта.

Поэтому основными задачами контроля операций с производственными запасами являются:

- проверка организации складского хозяйства, состояние сохранности запасов;

- установление законности проведенных операций с запасами;

- определение правильности отнесения затрат в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг);

- проверка соблюдения норм затрат материалов, сырья и топлива;

- проверка правильности и эффективности использования материальных ресурсов;

- проверка нормативов запасов;

- проверка соблюдения правил отпуска запасов;

- оценка системы внутреннего контроля за использованием запасов в производстве;

- проверка правильности реализации излишков запасов;

- проверка правильности формирования себестоимости продукции (работ, услуг) по объектам калькулирования затрат;

- определение правильности синтетического и аналитического учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), которые включаются в себестоимость;

- проверка соблюдения предприятиями налогового законодательства по операциям, связанных с формированием себестоимости продукции (работ, услуг);

- оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций и с запасами в бухгалтерском учете и отчетности.

Источники информации для контроля операций с запасами:

1 – приказ о принятой учетной политике;

2 – плановые показатели, включая расчеты норм и нормативов;

3 – договора с поставщиками;

4 – первичные документы по учету запасов, такие как:

- журналы учета грузов;

- доверенности;

- журнал регистрации доверенностей;

- приходные ордера;

- акты приемки материалов;

- лимитно-заборные карты;

- ведомости учета остатков материалов на складе;

- материальный ярлык;

- материальные отчеты;

- карточки складского учета материалов;

- счета фактуры;

- товарно-транспортные накладные;

- маршрутные листы;

- акты закупки запасов;

- акты о браке;

- ведомости о браке;

- карты движения кроя;

- накладные на сдачу готовой продукции;

- опись-акт уценки товаров и продукции, которая осталась, и остатков

запасов;

- налоговые накладные;

- требования на внутренне перемещение запасов;

- ордера складов и т.п.

5 – книги складского учета;

6 – инвентарные карточки;

7 – сальдовые книги, карточки количественно-стоимостного учета;

8 – книги учета приобретений и продажи товаров;

9 – разработочная таблица №1 по учету списания материалов, начисляется заработной платы и отчисления от неё;

10 – разработочная таблица №8 по учету МПБ.

11 – ведомость №10 по учету движения производственных запасов на складах;

12 – ведомость №11 по учету движения материалов в цехах запасов на складах;

13 – журналы-ордера №6,7,5,5-А;

14 – главная книга;

15 – акты предыдущих проверок, заключения и другая документация, которая обобщает результаты контроля;

16 – отчетность – контролеру необходимо знать порядок отражения хозяйственных операций по учету производственных запасов в регистрах учета и отчетности (таблица 2.1.15)

 

 

Таблица 2.1.15

Отражение запасов в регистрах учета и отчетности.

 

Шифр и название счета Регистры учета Номер рядка в балансе (Ф № 1) Номер рядка в приложениях к финансовой отчетности (Ф № 5)
20 «Производственные запасы»   Журнал 5,5-А   800, 810, 820, 830, 840, 850, 860
21 «Животные на откорме и выращивании»      
22 «МПБ»     Журнал-ордер 5, 5-А    
23 «Производство»    
24 «Брак на производстве» -- --
25 «Полуфабрикаты» 100,120 --
26 «Готовая продукция»      
27 «Продукция с/х производства» Журнал сельского хозяйства --
28 «Товары» Журнал 5, 5-А    

 

 

2.2. Контроль за сохранностью

производственных запасов на складах.

Методом обследования складских помещений, выявляются условия хранения производственных запасов, соответствуют ли они требованиям обеспечения их сохранности.

Основные направления контроля по операциям с производственными запасами представим в виде рисунка (схема 2.2.16)

  Проверка сохранности производственных запасов   Проверка закрепления материальной ответственности  
Проверка специальных складов для специфических производственных   Проверка правил приемки и отпуска материалов
Организация контроля
 
Проверка правил складирования материалов   Проверка пропускной системы
 
  Проверка подбора кадров  
                         

Рис. 2.2.16 Основные направления контроля по операциям с запасами.

Рассмотрим основные направления контроля подробнее.

І. Проверка организации сохранности материалов на предприятии.

Во время проведения инвентаризации производственных запасов производится обследование на предмет обеспечения сохранности запасов от возможных краж, порчи, пожаров, а именно:

1. состояние охраны складских помещений (наличие решеток на окнах, регистрация в журнале сдаче объектов под охрану и их приемку, наличие сигнализации и т.п.);

2. состояние противопожарной безопасности;

3. соблюдение санитарных норм, температурных режимов, порядка складирования запасов;

4. обеспечение складов весоизмерительными приборами и техникой с целью установления сроков их клеймения и проверки соответствующими специалистами.

Однако, на исследуемом предприятии по нашему мнению, руководство (как уже было сказано в предыдущем разделе 1.5) не обращает внимания на состояние складских помещений и сохранность производственных запасов.

ІІ. Проверка закрепления материальной ответственности за работниками, которые производят приемку, хранение и отпуск производственных запасов. При этом в отделе кадров предприятия необходимо проверить методом обследования личных дел, своевременно ли составлены с материально ответственными лицами соглашения о полной материальной ответственности, а в бухгалтерии – наличие актов приемки-передачи производственных запасов при увольнении с работы одних и приему на работу новых работников.

Методом сравнения данных об остатках производственных запасов в главной книге и оборотных ведомостях по материально ответственным лицам и анализа данных о фактически отработанном времени за исследуемый период на личных счетах расчетов по заработной плате устанавливается «фиксированные» материально ответственные лица.

ІІІ. Проверка соблюдения работниками установленных правил, которые касаются приемки и отпуску запасов, своевременность и правильность ведения записей в карточках складского учета.

IV. Проверка организации пропускной системы при вводе и выводе материалов с предприятия. При этом анализируются данные книги регистрации пропусков, акты проверки органов правопорядка, приказов о используемых методах по ликвидации нарушений.

V. Проверка подбора кадров материально ответственных лиц (имеют ли они специальную подготовку, не привлекались ли раньше к уголовной ответственности за кражи).

VI. Проверка правил складирования производственных запасов (сгруппированы ли они по сортам, типам, есть ли на них ярлыки, в которых указан номенклатурный номер, единицы измерения и нормативы запасов).

VII В случаях наличия на предприятии специфических материалов, проверяется, есть ли специальные склады для их хранения.

Систематизация данных о нарушениях в организации запасов дает возможность обосновать критерии для выбора объектов инвентаризации по конкретным материально ответственным лицам, видам и номенклатуры производственных запасов, где наиболее большая вероятность недостач, краж, фактов бесхозяйственности и утере материалов.

Контроль за операциями с производственными запасами начинают с проверки их сохранности. Самым наилучшим приемом является инвентаризация. Она может быть полной и выборочной. Полная инвентаризация проводится в случаях, когда проверяющие имеют информацию о кражах. Во всех других случаях проводят выборочную инвентаризацию тех материалов, на которые указывает контроль.

Главной целью инвентаризации является определение фактического наличия и состояния имущества объекта инвентаризации.

Объекты инвентаризации представлены по рис.2. 2. 17.

 

Сырье, основные и вспомогательные материалы, предназначенные для производства, обслуживания и административных нужд   МБП, которые используются не больше одного года или нормального операционного цикла, если он больше одного года   Незавершенное производство в виде незаконченных обработкой и сборами деталей, узлов, изделий или технологических процессов
 
  Объекты инвентаризации  
       
Молодняк животных и животные на откорме, продукция сельского и лесного хозяйств, если они оцениваются П(С)БУ 9     Готовая продукция изготовлена на предприятии       Товары

Рис.2.2.17 Объекты инвентаризации.

 

До начала инвентаризации заведующий складом должен составить последний на момент проверки отчёт. Этот отчёт проверяется контролёром и сдаётся в бухгалтерию для учёта.

Потом заведующий складом даёт расписку о том, что все документы, которые относятся к оприходованию или расходованию материалов, включенные в отчёт, не оприходованные и не списанных на расход материалов на складе нет.

После этого проверяющий и члены инвентаризационной комиссии, в состав которой должны входить главный бухгалтер и ответственные лица клиента, в присутствии заведующего складом проводят фактический пересчёт ценностей. Результаты подсчёта отражаются в инвентаризационной описи. Её подписывает проверяющий и другие члены инвентаризационной описи. Её подписывает проверяющий и другие члены инвентаризационной комиссии. За качество проведенной инвентаризации несет как руководитель, так и инвентаризационная комиссия. До начала проверки фактического наличия ценности инвентаризационная комиссия обязана опломбировать подсобные помещения и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправить исправность всех весоизмерительных приборов, получить последние на момент начала инвентаризации реестры приходных документов или отчетов о движении производственных запасов. Председатель комиссии визирует приходные и расходные документы, прилагательные к отчетам (реестрам), с указании «До инвентаризации» (дата). Для бухгалтерии эти документы являются основанием для определения остатков ценностей на начало инвентаризации по данным учета.

Лица, ответственные за сохранность ценностей, дают расписку о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на ценности сданы в бухгалтерию, все ценности, поступившие под ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такие же расписки дают лица, имеющие средства на приобретение или доверенности на получение ценностей. Наличие ценностей при инвентаризации определяют подсчетом, взвешиванием, учетом. Массу (объем) материалом, хранящихся навалом, можно зафиксировать на основе обмеров, технических расчетов; составляют акты обмеров и расчеты к описям.

Запрещается проводить инвентаризацию комиссией в неполном составе и вносить в опись данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

После окончания инвентаризации заведующий складом должен дать расписку о том, что все ценности, определенные в инвентаризационной описи пересчитаны в его присутствии, с результатами инвентаризации он согласен и претензий к проверяющим не имеет.

Затем в сличительной ведомости сопоставляются количество материалов по данным учета и инвентаризации, и выводят недостачи или излишки.

Если по результатам инвентаризации установлены излишки, то они должны быть оприходованы и отнесены на доходы предприятия. Если установлены недостачи, то они подлежат возмещению материально ответственными лицами.

По фактам недостач или излишков проверяющий требует от ответственного лица письменных разрешений.

Если недостачи составляют большие размеры, то проверяющий должен подать соответствующую записку на имя директора предприятия с требованием устранения от выполнения обязанностей материально ответственное лицо до окончания проверки, и уведомить следственные органы.

Далее проверяющий должен проверить, проводилась ли обязательная годовая инвентаризация запасов. Он должен уделить внимание следующим вопросам:

1. полнота охвата инвентаризации всех производственных запасов;

2. правильность оформления инвентаризационных описей;

3. своевременность отражения в учете результатов инвентаризации (результаты проведенной инвентаризации должны быть проведены в бухгалтерском учете не позднее 10 дней после её окончания);

4. правильность принятия решения по фактам недостач или излишков (проверяющий выясняют, не было ли случаев пересортировки и все ли недостачи были возмещены, а остатки оприходованы и отнесены на доходы предприятия);

5. правильность применения норм естественной убыли материалов.

Процедурные планы инвентаризации складов представлены в рисунке 2. 2.18.

 

Директор предприятия издает приказ по инвентаризации складов. Приказом устанавливается состав инвентаризационной комиссии.
Гл. бухгалтер инструктирует председателя комиссии о проведении инвентаризации, снабжает инструкциями, соответствующими бланками и др.
Председатель комиссии созывает инвентаризационную комиссию и устанавливает порядок работы. В инвентаризации обязательно участвует материально ответственное лицо.
Кладовщик к моменту начала инвентаризации заканчивает обработку всех документов и производит соответствующие записи в карточки складского учета, а также выводит в них остатки.
Председатель инвентаризационной комиссии берет с материально ответственных лиц перед началом инвентаризационной подписи, подтверждающие, что все документы или переданы в бухгалтерию и неучтенных или не списанных в расход материалов не имеется.
Инвентаризационная комиссия проводит в установленные сроки проверку материалов, находящихся на складе, на качество и количество и сравнивает результаты с данными склада бухгалтерии.
Председатель инвентаризационной комиссии по окончании инвентаризации составляет акт инвентаризации в двух экземплярах и передает их бухгалтеру. Акты подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо.
   
Бухгалтер проверяет все подведенные итоги в инвентаризационном акте. Обнаруженные ошибки исправляются и подтверждаются членами инвентаризационной комиссии.
Бухгалтер составляет по данным инвентаризации таблицы, в которых отражаются отклонения от учтенных данных.
Председатель инвентаризационной комиссии берет от материально ответственного лица письменное объяснение о недостачах и излишках, которое он подтверждает своей подписью.
Инвентаризационная комиссия проверяет выявленные отклонения, рассматривает письменные объяснения материально ответственных лиц. Комиссия фиксирует свои мнения, предложения и решения в протоколе, в котором указываются данные по причинам недостач, потерь и виновники.
Председатель инвентаризационной комиссии представляет все материалы главному бухгалтеру.
Главный бухгалтер знакомится с материалами и представляет их руководству предприятия для окончательного решения.
Руководство устанавливает на основании предъявленных документов виды выявленных недостач и потерь, а также излишки и соответственно намечает мероприятия по их устранению.
Излишки материалов должны быть оприходованы и отнесены на доходы предприятия.   Недостачи материалов подлежат возмещению материально ответственными лицами.

Рис. 2.2.18 правила инвентаризации складов

На исследуемом предприятии, на начальном этапе проведения инвентаризации запасов на складах, проверяются распоряжения руководителя предприятия о проведении инвентаризации производственных запасов. Инвентаризация проводится один раз в год выборочным методом (приложение 10)

В ходе проведения инвентаризации предприятия были выявлены излишние производственные запасы. Такие материалы были оприходованы и отнесены на доходы предприятия.

Также в ходе инвентаризации исследуемого предприятия были обнаружены непригодные для использования материалы, такие материалы должны быть зафиксированы в отдельной инвентаризационной описи, также необходимо проконтролировать оприходование полезных отходов.

По результатам проведенной инвентаризации ЗАО «Тригон» был составлен акт контрольной проверки инвентаризации ценностей (приложение 11), которые подписывают лица проводившие проверку, председатель инвентаризационной комиссии и члены инвентаризационной комиссии.

Важная проблема, связанная с внутренней проверкой хранения некоторых материалов. В частности, небольшие по объему материалы бесхозяйственно занимают полезные площади складов. В больших количествах это может составить значительную сумму ничем не оправданных затрат.

Инвентаризация является одним из радикальных методов контроля за сохранностью запасов предприятия и одновременно является действенным способом надзора за работой материально ответственных лиц. Инвентаризация производственных запасов используется для выявления фактических расходов на производство продукции, а также в тех случаях, если другие способы получения данных о расходах материалов не могут использоваться.

 

 

2.3. Контроль операций по поступлению и своевременностью оприходования производственных запасов.

Проверка начинается с ознакомления проверяющим с особенностями организации обеспечения материальными ресурсами, технологиями оперативного и бухгалтерского учета операций связанных с поступлением и своевременностью оприходованию производственных запасов.

Источники информации, которые используются при проверки:

Первичные документы: хозяйственные соглашения на материально-техническое обеспечение, приходные, требования, счета-фактуры, акты приемки материалов, квитанции, отчеты материально ответственных лиц, реестры приходных документов и прочее;

Учетные регистры: книга регистрации доверенностей, журнал регистрации грузов, ведомость №10, оборотные ведомости по аналитическим счетам в разрезе материально ответственных лиц и соответствующих синтетических счетов, журналы ордера №6, 5, 5-А, главная книга в разрезе счета 20. Производственные запасы.

Основные направления и последовательность контроля представим на рисунке 2.3.19

При проверке полноты и своевременности оприходования материальных ценностей проверяющий должен учитывать, что материалы на предприятие на места хранения могут поступать из трех источников:

- от поставщиков;

- из вспомогательного производства;

- из других источников (в результате списания и ликвидации основных средств, МБП)

 

 

Общая оценка обеспеченности производственными запасами   Проверка состояния оперативного учёта и контроля по использованию соглашений с поставщиками
 
Выборочная проверка наличия и собственных данных первичных документов и бухгалтерских записей на оприходование запасов. Направление и последовательность контроля операций по поступлению и своевременностью оприходования производственных запасов.     Проверка соответствия данных за месяц в ведомостях учёта материальных ценностей № 10 записям в журнале-ордере № 6, 7
 
     
Проверка согласованности записей синтетического и аналитического учёта по материально ответственным лицам.     Проверка полноты оприходования
     
                     

Рис. 2. 3. 19.Направления и последовательность контроля операций по поступлению и оприходованию запасов.

Проверяя оприходования сырья и материалов, которые поступили от поставщиков, проверяющий сначала должен изучить договора. Они содержат информацию о количестве, сроках поставки, ценах, условиях поставки, вид транспорта и т.д.

Получение от поставщика ТМЦ могут быть повреждены или может быть установлена их недостача. В таких случаях на требования представителя предприятия транспортная организация должна составить коммерческий акт. Он необходим для подачи претензий поставщикам. Проверяющий проверяет своевременность составления таких актов и правильность их оформления, потому что от этого зависит возмещение убытков.

В случаях получения больших партий грузов рекомендуется вызвать представителя поставщика для участия в принятии. Вызов должен быть отравлен телеграммой или телефонограммой. На следующий день поставщик должен дать ответ в своем согласии или несогласии послать своего представителя. В случае согласия представитель должен прибыль в трехдневный срок после получения вызова (а в рамках одного города – на следующий день).

Если в назначенный срок представитель поставщика не явится, то получатель создает комиссию и организовывает приемку груза самостоятельно.

В любом случае по результатам приемки составляется акт, который подписывают все лица, которые брали участие в принятии груза. Этот акт утверждает руководитель предприятия на следующий рабочий день.

Проверяющий должен проверить правильность составления таких актов, особенно в случаях недостач или наличия испорченных материалов. Проверяются все документы, которые должны прилагаться к акту (копии сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, квитанции станции назначения о проверки веса груза, транспортные накладные).

Проверяющий также должен обязательно проверить соблюдение норм естественной убыли материалов в дороге, а также норм боя стеклянной тары.

Проверяя акты принятия груза, проверяющий должен обязательно удостовериться, что получатель и поставщик пользовались одним и тем же способом определения веса и объёма груза.

Сырье и материалы получают через доверенных лиц. Для этого им выдаются доверенности. С мая 1996 года доверенности считаются бланками строгой отчетности и изготавливаются в специально утверждённом порядке. При выдаче они должны быть зарегистрированы в журнале регистрации выданных доверенностей.

Проверке подлежит правильность нумерации листов книги регистрации доверенностей. При массовом характере выдачи доверенностей проверяется наличие их регистрации в журнале по учету выданных доверенностей. При этом уделяется внимание тому, чтобы доверенности выдавались полностью заполненными.

Путем встречной проверки контролер выявляет возможные факты подачи поставщику подделанных доверенностей с такими же номерами, которые зарегистрированы в журнале. Дата выдачи доверенностей дает возможность определить срок её действия, который устанавливается в зависимости от возможностей получения и ввозе соответствующих запасов.

Эти данные возможно проверить по ко корешку книжки доверенностей. По приходным документам проверяется, не было ли случаев передачи доверенностей другими лицам, изменения названия поставщика, внесение подделок в документы на получение запасов (наряды, счета, договоры, заказы и прочее).

Бланки доверенности учитываются по стоимости их приобретения по дебету 209 «Прочие материалы». Одновременно их отражают на забалансовом счёте 08 «Бланки строгой отчётности». Передача бланков с мест хранения в места выписки оформляется расходной накладной и учитывается по кредиту счёта 209.

Бланки списываются на основании акта, в котором указывают их номера и количество. Списание должно быть проведено не реже одного раза в квартал.

Полученные от доверенных лиц материалы должны быть оформлены приходными накладными. Данные этих первичных документов потом отражают в книге складского учёта и в инвентарных картах. Бухгалтерия заносит эти данные в карточки количественно-стоимостного учёта и ведомости.

Проверяющий сопоставляет информацию этих документов со счетами, товарно-транспортными накладными, налоговыми накладными и книгами учёта приобретений товаров. Таким образом, возможно, установить полноту оприходования полученных ценностей.

При сравнении названных документов может быть получена разница между количеством материалов, которые отгрузил поставщик, и количество, которое оприходовал получатель.

С целью проверки правильности погашения доверенности контролёр сравнивает данные граф «Отметка о выполнении поручений» в журнале учёта доверенности и первичных документов, которые характеризуют поступление запасов. При этом необходимо обратить внимание на то, не выдаются ли новые доверенности лицам, которые не отчитались об использовании ранее полученных доверенностей.

Большое значение имеет и своевременность сдачи в бухгалтерию не использованных доверенностей. Такие доверенности должны быть возвращены на следующий день после окончания срока их действия, про то что производится отметка в корешке книжки доверенности или в журнале их учёта.

При проверке следует также уделить внимание использованию одних и тех же единиц измерения поставщиком и получателем. Если же единицы измерения используются разные, то контролер должен проверить правильность применения коэффициентов пересчёта.

При проверке также используют журнал-ордер №6, в котором указана стоимость поставки и, возможно, проследить расчёты за неё.

Проверяя правильность оприходования материалов, полученных от поставщиков, следует помнить, что они должны приниматься на баланс по стоимости без НДС. Сумма НДС относится в состав налогового кредита и учитывается по дебету счёта 64. Но указанные суммы должны обязательно быть подтверждены налоговыми накладными. Списание сумм НДС в состав налогового кредита без подтверждения такими накладными запрещается.

Если же материалы получены со вспомогательного производства или из других источников, то они также должны быть оформлены приходной накладной ли ордером склада. Но в таком случае движение материалов будет внутренним, поэтому при проверке необходимо сопоставить данные об оприходовании на склад с данными об отпуске материалов соответствующих цехов и участков.

 

 

2.4 Проверка по использованию, реализации и списанию производственных запасов.

Последовательность и основные направления контроля.

I. Проверка на конец месяца соответствия общих итогов выбытия и остатков материалов по всем структурным подразделениям (материально ответственным лицам) с кредитовыми оборотами и остатками на конец месяца по счетам производственных запасов (20,22) в главной книге счетов.

II. Проверка операций по отпуску материалов в производство:

1) документации операций (в границах установленных лимитов по нормам, сверх норм, при замене материалов);

2) проверка обоснованности установленных норм затрат на производственный процесс.

Выборочные инвентаризации остатков материалов в цехах, подразделениях дают возможность установить излишки материалов на цеховых складах или в незавершенном производстве. Эффективным приемом установления фактов завышения норм затрат является контрольный запуск сырья, анализ данных за несколько отчетных периодов.

Контрольный запуск материалов и сырья на выпуск продукции показывает фактические затраты. Такие запуски осуществляют специалисты. Контролеры проверяют переработку их в готовую продукцию. Контрольный запуск сырья и материалов в производство оформляется актом, в котором указывается количество израсходованных материалов и сырья, их качество, оборудование, режим его работы в процессе запуска, конкретные данные о производстве продукции, количестве и качестве готовой продукции, отходы. Результаты контрольного запуска распространяют на количество выпущенной готовой продукции за соответствующий период и определяют достоверность списания материалов и сырья на её изготовление.

При участии специалистов проверяют соответствие выпущенной и имеющейся на складах продукции требованиям стандартов и технических условий.

III. Проверка операций по отпуску материалов по двум основным направлениям:

1.)на нужды основного и вспомогательного производства.

Проверка правильности качественных показателей в документах на отпущенные в производство сырьё и материалы может осуществляться путём сопоставления этих показателей с актами приёма, данными лабораторного анализа на оприходование конкретных видов сырья с данными ранее проведённой технологической экспертизой, сопоставлением данных о качестве, установленную при инвентаризации соответствующих видов сырья. Это позволяет уточнить количество переданных вне учёта производства запасов.

Также проверяется правильность установления лимитов отпуска материалов в производство по каждому их виду. Как правило, лимит должен быть на месяц или на квартал. Он рассчитывается в зависимости от плановых объёмов отпуска продукции, и норм использования материалов на единицу продукции. При этом следует помнить, что в цеху значатся остатки неиспользованных материалов за прошлый период, то лимит на следующий период должен быть уменьшен на соответствующее количество. Корректировка лимитов в текущем периоде разрешается в случаях уточнения количества материалов, которые находятся в незавершённом производстве, а также при замене одних запасов другими и изменении производственной программы. Во время проведения проверки необходимо обратить внимание на то, осуществляется ли изменение лимита теми же лицами, каким предоставляется право их утверждения, а также, не допускается ли изменение лимитов по отдельным видам запасов на текущий период, поскольку изменениями, как правило, намеревается скрыть перерасход запасов.

Соблюдение лимита на отпуск запасов со склада в производство проверяется на основании лимитно-заборных карточек. При этом целесообразно применить встречную проверку для сравнения записей в документах на использование, которые хранятся в разных местах (на складе, в цеху, в бухгалтерии, в отделе снабжения). Встречаются случаи, когда специально завышаются лимиты отпуска запасов с целью дальнейшего их расхищения или производства неучтённой продукции.

Встречаются случаи, когда возникают дополнительные нужды в материалах сверх лимита. Тогда отдел снабжения должен отдельно выписать на эти материалы требования. Этот документ утверждается лично руководителем.

Существует также целый ряд материалов, отпуск которых не лимитируется. Они оформляются расходной накладной или ордером склада.

Материалы, отпущенные на основании лимитно-заборных карт, требований, расходных накладных и ордеров склада отражаются в книгах складского учёта, инвентарных карточках, картах количественно-стоимостного учёта, сальдовых книгах. Их данные сверяют с данными первичных документов, которые приложены к отчёту заведующего складом.

2.) Другим предприятиям или частным лицам в случаях реализации на сторону.

Если предприятие имеет нормативные запасы материалов, то их целесообразно реализовать и привлекать средства в оборот. Проверяя такие операции, проверяющий использует договора с покупателями, счета, товарно-транспортные накладные, налоговые накладные, расходные и накладные ордера склада, а также доверенности на получение запасов (в случаях же реализации физическим лицам используют приходные кассовые ордера и расходные накладные или ордера склада).

Очень часто имеют место случаи, когда запасы материалов, которые подлежат реализации, находятся на предприятии давно и учитываются по старым ценам. На негосударственном предприятии могут назначить и более низкие цены, но облагаться налогами такие обороты будут исходя из обычных цен.

Цены реализации на такие материалы обязательно должны включать НДС, а на подакцизных товарах – и акцизный сбор. Обороты по реализации должны быть отражены в книге учёта продажи товаров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: