Рис. 13. Схема системы циркуляционной охлаждения главного конденсатора
На рис. 13 представлено следующее оборудование:
1. кингстон приёмный;
2. захлопка приёмная;
3. фильтр;
4. главный циркуляционный насос;
5. компенсатор сильфонный;
6. конденсатор;
7. захлопка отливная;
8. кингстон отливной;
9. байпасный клапан.
Циркуляционная система необходима, чтобы обеспечивать охлаждение главного конденсатора и тем самым поддерживать процесс конденсации отработавшего пара от ГТЗА, АТГ, турбин ВМ. Для охлаждения вспомогательного оборудования предусмотрен промежуточный контур, вода которого охлаждается в секции охлаждения воды промконтура в главном конденсаторе.
Через циркуляционную трассу необходимо обеспечивать большой расход охлаждающей воды, для чего должен быть установлен мощный циркуляционный насос. Он может приводиться в действие как турбо, так и электроприводом.
Гидравлическое сопротивление циркуляционной системы не должно превышать 10 м водяного столба, чтобы можно было обеспечить самопроток забортной воды через систему на режимах бесшумного хода корабля. Самопроток должен обеспечиваться на скоростях хода 5 – 7 узлов. При самопротоке напор создается путём преобразования динамического напора натекающей забортной воды на ходу корабля.
Самопроток даёт следующие преимущества:
1. повышается надёжность системы;
2. повышается эффективность, КПД энергетической установки (т.к. не затрачивается энергия на привод мощного циркуляционного насоса);
3. осуществляется саморегулирование расхода охлаждающей воды в зависимости от скорости хода корабля.
Однако, несмотря на все преимущества самопротока, ГЦН необходим для обеспечения циркуляции на малых ходах, стоянках и на заднем ходу корабля.
|
Система укупорки и отсоса пара
От концевых уплотнений турбины
Система укупорки и отсоса пара от концевых уплотнений служит для герметизации концевых уплотнений турбины с целью предотвратить подсос воздуха из отсека, не допустить утечки пара в отсек через уплотнения и избежать обводнения масла в подшипниках.
Схема системы представлена на рис. 14.
Рис. 14. Система укупорки и отсоса пара от концевых уплотнений
В камерах укупорки 1 поддерживается давление выше атмосферного (примерно 1,03 давления атмосферного воздуха), в камерах отсоса 2 – ниже атмосферного (около 0,95 давления атмосферного воздуха).
Через носовые уплотнения турбины рабочее тело попадает в носовую камеру укупорки 1 и далее часть его протекает в носовую камеру отсоса, в которую через наружное уплотнение подсасывается воздух из отсека. Данный воздух вместе с попавшим в камеру отсоса рабочим паром удаляется из камеры отсоса вспомогательным эжектором (ВЭЖ).
Из носовой камеры укупорки пар по паропроводу подаётся в кормовую камеру укупорки 1, чтобы поддерживать там давление выше атмосферного, препятствуя тем самым подсосу воздуха из отсека в проточную часть турбины. Указанный паропровод имеет связь с системой вспомогательного пара для обмена средой (сброса/приёма пара). Из кормовой камеры укупорки пар через уплотнения попадет в проточную часть турбины и в кормовую камеру отсоса 2, в которую также подсасывается воздух из отсека. Из кормовой камеры отсоса 2 смесь пара и воздуха удаляется вспомогательным эжектором.
Данная система настраивается в ходе швартовных испытаний и дальнейшего обслуживания не требует.