Тепловая схема ЯЭУ ПЛ типа «Ohio» представлена на рис. 5.
На рис.5 представлены позиции:
1. ядерный реактор; 2. компенсатор объема; 3. фильтр ионообменный; 4. питательные насосы; 5. главный турбогенератор; 6. главный конденсатор; 7. главная турбина; 8. редуктор; 9. разобщительная муфта линии вала; 10. гребной винт; 11. линия вала; 12. гребной электродвигатель; 13. разобщительная муфта; 14. конденсатные насосы; 15. главный паропровод; 16. трубопровод питательной воды; 17. насосы забортной воды; 18. парогенераторы; 19. главные циркуляционные насосы первого контура.
Тепловая схема ЯЭУ ПЛ типа «Valiant» и «Churchill» представлена на рис. 6.
На рис.6 представлены позиции:
1. парогенератор; 2. маневровое устройство; 3. турбогенератор; 4. главная турбина; 5. муфта; 6. гребной электродвигатель; 7. главный конденсатор; 8. главный редуктор; 9. главный упорный подшипник.
Тепловая схема ЯЭУ авианосца типа «Charles de Gaulle» представлена на рис. 7.
На рис.7 представлены позиции:
1. ядерный реактор; 2. главный циркуляционный насос первого контура; 3. парогенератор; 4. отбор пара на катапульту; 5. турбина высокого давления; 6. главный редуктор; 7. турбина низкого давления; 8. главный конденсатор; 9. питательный насос; 10. охлаждающий насос главного конденсатора; 11. конденсатный насос; 12. конденсатный насос турбогенератора; 13. забортная система охлаждения конденсатора турбогенератора; 14. конденсатор турбогенератора; 15. турбогенератор; 16. деаэратор.
Рис. 5. Тепловая схема ЯЭУ ПЛ типа «Ohio».
Рис. 6. Тепловая схема ЯЭУ ПЛ типа «Valiant» и «Churchill».
Рис. 7. Тепловая схема ЯЭУ авианосца типа «Charles de Gaulle».
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМ ПТУ
Система главного пара
|
Основные потребители системы это: ГТЗА, АТГ, система вспомогательного пара. Трубопроводы подвергаются сложным температурным напряжениям и деформациям.
В современных ПТУ за ПГ давление пара достигает от 3 до 10 МПа, а температура перегретого пара составляет от 300 до 550°С.
Схема системы главного пара приведена на рис.8.
Рис. 8. Система главного пара
При проектировании и монтаже паропроводов необходимо руководствоваться следующими требованиями:
1) Обеспечение максимальной надежности и живучести главного паропровода.
2) Обеспечение минимального гидравлического сопротивления движению потока пара по паропроводу путём подбора соответствующих диаметров труб, путём сведения к минимуму количества арматуры, уменьшения протяжённости паропровода и применения минимального числа погибов.
3) Должна быть самокомпенсация тепловых расширений паропровода, особенно в местах жесткой заделки. Для компенсации тепловых расширений выполняют различные компенсирующие звенья.
4) Уменьшение тепловыделения в помещениях, где проходит паропровод – необходима надежная теплоизоляция паропровода. На внешней поверхности изоляции температура не должна превышать 40÷50°С. Изоляция главного паропровода производится в 2 этапа: изоляция труб при монтаже и изоляция соединений после испытания системы.
5) Применение материалов, арматуры, прокладок и т.д. соответствующих расчетным давлениям и температурам. Паропроводы изготавливают из цельнотянутых стальных труб, стальная литая арматура, прокладочные материалы – парониты и красномедные прокладки.
|
6) Для прохода паропровода через водонепроницаемые перегородки применяются переборочные стаканы и специальные уплотнения, которые позволяют некоторое смещение паропровода относительно переборки. Чаще всего эти стаканы – сильфонные.
7) Обеспечение пожаробезопасности главных паропроводов.
Прокладка паропроводов должна осуществляться на расстоянии от трубопроводов и емкостей с легко воспламеняющимися жидкостями. Маслопроводы должны проходить ниже паропроводов, чтобы масло не могло попасть на паропровод.