С.М. Карпов
В ПОМОЩЬ МАШИНИСТУ ЭЛЕКТРОВОЗА
Введение
Электровоз- это не только железнодорожный подвижной состав, при помощи которого происходит передвижение поездов по стальным дорогам нашей необъятной страны, а также машина, на которую установлено всевозможное электрическое и электронное оборудование которое, в свою очередь, в процессе эксплуатации может выходить из строя.
Согласно требованиям нормативных документов ОАО «РЖД» локомотивная бригада при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда обязана принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время – к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов. Однако из опыта работы в эксплуатационном локомотивном депо в качестве машиниста инструктора по обучению и в дальнейшем ведущим инженером по безопасности движения поездов в ремонтном локомотивном депо, в обязанности которого входило расследование случаев отказов технических средств на локомотивах, периодически выявлялся факт не полного знания машинистами географии электровоза, правильного порядка действий при неисправности в электрических цепях управления, которое приводило к неправильным действиям при устранении неисправности, что влекло за собой длительную задержку поезда на перегоне или станции. Данные факты происходят не только от не знания машинистами устройства, но и от количества серий и модификаций электровозов, эксплуатируемых на участках обслуживания. Так, только на Абаканском регионе Красноярской железной дороги эксплуатируется пять серий грузовых магистральных электровозов.
|
В целях минимизации простоев на перегонах и станциях, по причине неисправности в электрических цепях, для Вас машинисты, разработано данное рекомендательное пособие (необязательное к исполнению). В нем отражены возможные неисправности и способы их устранения с иллюстрацией действий по каждому пункту для пяти серий электровозов с модификациями.
Помните! Прежде, чем приступить к устранению неисправности, проанализируйте, какие действия были до начала возникновения неисправности, и что же могло привести к этому.
Удачи Вам и, как говорится: «Зеленого света, дорогие машинисты»!
С уважением Карпов С.М.
Выражаю огромную благодарность машинисту- инструктору эксплуатационного локомотивного депо Красноярск- Главный Киндсфатеру Валерию Александровичу и преподавателю Красноярского учебного центра профессиональных квалификаций Петрову Ивану Сергеевичу в предоставлении необходимой технической документации при создании данного пособия.
Все права защишены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельца авторских прав.
© С.М. Карпов
Раздел I. Рекомендованные методы для устранения неисправностей в электрических цепях электровоза серии ВЛ80т
1. Неисправности цепей заряда аккумуляторной батареи и ТРПШ
1.1. Мигает сигнальная лампа «ЗБ» - звонковая работа контактора «К» на РЩ
1.2.Пониженное напряжение в цепях управления (42-45в) при поднятом токоприемнике и включенном ГВ и нет заряда АБ, на РЩ стрелка амперметра стоит в «0»
|
1.3. При включенном автомате ВА22 «Включение РЩ», а на ранних номерах при целой вставке предохранителя на РЩ «Выключение зарядного агрегата» (контактор 160 на панели №1 включен) контактор «К» не включается, горит сигнальная лампа «ЗБ»
1.4. При проследовании нейтральной вставки опустились токоприемники
1.5. Параллельное соединение аккумуляторных батарей между секциями
2. Неисправности в цепях управления токоприемниками
2.1. Нет подъема токоприемников
2.2. Не выходят штоки блокировок ВВК на одной секции
2.3. Штоки блокировок ВВК вышли везде, но токоприемники не поднимаются
2.4.При включении кнопки «Токоприемники» срабатывает автомат ВА1 на электровозах с промежуточным реле 248
2.5. При включении кнопки «Токоприемник передний» или «Токоприемник задний» срабатывает автомат ВА1 на электровозах с промежуточным реле 248
2.6. При включении кнопки «Токоприемники» (Пантографы), срабатывает автомат ВА1 (на электровозах до номера 917 на РЩ сгорает предохранитель «Пантограф и ГВ) на электровозах без промежуточного реле 248
2.7. При включении кнопки «Токоприемник (пантограф) передний» или «Токоприемник (пантограф) задний» срабатывает автомат ВА1 (на электровозах до номера 917 на РЩ сгорает предохранитель «Пантограф и ГВ) на электровозах без промежуточного реле 248
3. Неисправности в цепях управления главными выключателями
3.1. Не включаются ГВ на всех секциях
3.2. Не включается ГВ на одной секции
3.3. ГВ включается и сразу отключается без загорания сигнальных ламп защиты из-за неисправности в высоковольтной цепи
3.4. ГВ включается и сразу отключается без загорания сигнальных ламп защиты из-за неисправности в низковольтной цепи
|
3.5. При нажатии на кнопку «Выключение ГВ и возврат реле» не гаснет лампа ВУ (гаснет и загорается вновь)
3.6. В тяговом режиме отключается ГВ с загоранием сигнальной лампы ВУ
3.7. В тяговом режиме отключается ГВ с срабатыванием РП (отключается реле 264)
3.8. ГВ отключается сразу после переключения вала ЭКГ с «0» на первую позицию
3.9. При наборе или сбросе позиций отключается ГВ из-за срабатывания 204 реле (ГП)
3.10. Отключается ГВ из-за срабатывания токового реле 113
3.11. ГВ отключается с загоранием сигнальной лампы РЗ
3.12. При включении кнопки «Выключение ГВ» срабатывает автомат ВА1
3.13. При включении кнопки «Включение ГВ и возврат реле» срабатывает автомат ВА1
3.14. При включении кнопки «Включение ГВ и возврат реле» все ГВ включаются, но сразу отключаются из-за срабатывания автомата ВА1
4. Неисправности в цепях управления фазорасщепителями
4.1. Нет запуска фазорасщепителей (далее ФР) обеих секций при включении кнопки «Фазорасщепитель», а также при срабатывании автомата ВА3
4.2. ФР останавливается из-за срабатывания ТРТ на одной секции
5. Неисправности в цепях управления мотор-компрессорами
5.1. При давлении воздуха в главных резервуарах менее 7,5 кгс/см2 не запускаются компрессоры на всех секциях
5.2. Отключается автомат ВА3 (на электровозах до номера 917 на РЩ сгорает вставка «Вспомогательные цепи») при включении кнопки «Компрессоры»
6. Неисправности в цепях управления мотор-вентиляторами
6.1. Нет запуска МВ и МК на всех секциях, ФР работает
6.2. При включении кнопки «Вентилятор 1-4» нет запуска одного из МВ
6.3. При включенной кнопке «Вентилятор 1-4» МВ запускается и останавливается на одной из секций (срабатывает ТРТ)
6.4. Отключается автомат ВА3 (на электровозах до номера 917 на РЩ сгорает вставка «Вспомогательные цепи») при включении одной из кнопок МВ1-МВ4
7. Неисправности в цепях управления мотор-насосами
7.1. После запуска МВ1 не запускается МН
7.2. При включенной кнопке «Вентилятор 1» МН запускается и останавливается на одной из секций (срабатывает ТРТ)
7.3. Отключается ВА3 (на электровозах до номера 917 на РЩ сгорает вставка «Вспомогательные цепи») при включении кнопки «Вентилятор 1»
8. Неисправности в цепях управления линейными контакторами
8.1. При постановке главной рукоятки контроллера машиниста в положение «АВ» не получают питание все ЛК
8.2. Не включаются линейные контакторы на одной секции
8.3. Не включаются линейные контакторы на одной группе ТЭД
9. Неисправности в цепях управления набора и сброса позиций
9.1. Нет набора – сброса позиций на обеих секциях
9.2. Нет набора - сброса позиций на одной секции
9.3. Если вал ЭКГ-8Ж загнан за нулевую позицию или остался на позиции