Определим диаметры выходных участков валов редуктора из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях
, мм,
где [t] = 20…30 МПа – для всех валов (меньшие величины – для быстроходных валов, большие для тихоходных валов),
Т – вращающий момент на валу, Нм.
Полученные значения dвых округляют до ближайших больших стандартных значений по ряду размеров Ra 40 (по ГОСТ 8032-88): 10; 10.5; 11; 11.5; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 52; 55; 60; 63; 65; 70; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110; 125; 130; 140; 150; 160…
Зная диаметр выходной части вала, можно определить остальные диаметральные и линейные размеры вала. На рисунке 3 представлена типовая конструкция вала одноступенчатого редуктора.
Рисунок 3
Быстроходный вал
Диаметр выходного конца
мм.
Полученный диаметр соответствует стандартному, поэтому оставляем его без изменения.
Диаметр вала под подшипниками качения:
d2 = dвал1 + 2 t, мм.
Высоту буртика t, а также значения фаски подшипника r и ориентировочную величину фаски ступицы с1 можно определить в зависимости от диаметра соответствующей ступени d по таблице 17:
d2= 16 + 2 ´ 2 = 20 мм.
Таблица 17
d | 17...24 | 25...30 | 32...40 | 42...50 | 52...60 | 62...70 | 71...85 |
t | 2,0 | 2,2 | 2,5 | 2,8 | 3,0 | 3,3 | 3,5 |
r | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 3,5 | 3,5 |
с1 | 1,0 | 1,0 | 1,2 | 1,6 | 2,0 | 2,0 | 2,5 |
Полученное значение диаметра вала под подшипник качения необходимо округлить до ближайшего большего значения из нормального ряда диаметров кратного 5 мм. Окончательно диаметр под подшипник d2= 20 мм.
Для облегчения конструирования изготовим шестерню совестно с валом – вал-шестерня (рисунок 4).
Рисунок 4
Переходной диаметр вала от подшипника до шестерни:
d3 = d2 + 3,2 r, мм,
где r – размеры фаски подшипника (таблица 17).
|
d3 = 20 + 3,2 ´ 1,6 = 25,12 мм.
Диаметры и длины ступеней валов необходимо округлять до ближайших стандартных чисел, определяя диаметр каждой последующей ступени по стандартному значению диаметра предыдущей.
Ближайший больший диаметр вала под шестерней d3 = 30 мм.
Тихоходный вал
Диаметр выходного конца тихоходного вала
мм.
Ближайший больший стандартный диаметр выходного конца вала dвал2 = 19 мм.
Диаметр вала под подшипниками качения:
d2 = 19 + 2 ´ 2 = 23 мм.
Полученное значение диаметра вала под подшипник качения необходимо округлить до ближайшего большего значения из нормального ряда диаметров кратного 5 мм. Окончательно диаметр под подшипник d2= 25 мм.
Диаметр вала под колесом
d3 = d2 + 3,2 r, мм,
где r – размеры фаски подшипника (таблица 17).
d3 = 25 + 3,2 ´ 1,6 = 30,12 мм.
Округляем диаметр до ближайшего стандартного числа d3 = 32 мм.
Для предотвращения смещения ступицы вдоль оси обычно на валу выполняют уступ. Установка ступицы к уступу (заплечику) вала представлена на рисунке 5. Диаметр заплечика
d5 = d3 + 2 t1 = d3 + 2(1,5…1,7) с1, мм.
d5 = 32 + 2 ´ 1,5 ´ 1,2 = 35,6 мм
Ближайший больший стандартный диаметр d5 = 36 мм.
Линейные размеры вала определяют по эмпирическим зависимостям или путем расчета.
Длину вала под ступицей обычно выбирают такой же, как и диаметр ступицы
L ст » D ст » (1,6…1,8) ´ d, мм,
где d – диаметр вала под ступицей.
Рисунок 5
Компоновка редуктора
Компоновка редуктора выполняется после завершения прочностных расчетов зубчатых передач и определения диаметров валов на миллиметровой бумаге карандашом в масштабе 1:1 (1:2).
|
Цели компоновки редуктора: получить минимальные внутренние размеры редуктора; проверка, не накладываются ли валы (зубчатые колеса) одной ступени редуктора на валы (зубчатые колеса) другой ступени; определения расстояния между опорами валов и длин консольных участков; определения точек приложения сил, нагружающих валы.
Для облегчения составления чертежа можно пользоваться схемой, представленной на рисунке 6.