Ресурс передачи определяется по зависимости
t = L 365 Кгод 24 Ксут – (10…25%), (час)
где L – число лет работы передачи;
Кгод – коэффициент использования передачи в течение года;
Ксут – коэффициент использования передачи в течение суток;
10…25% – время необходимое на профилактику, текущий ремонт, нерабочие дни.
t = 5 ´ 0,6 ´ 365 ´ 24 ´ 0,3 – 10% = 7096 час.
Расчёт зубчатых передач
Расчёт зубчатых закрытых передач производится в два этапа. На первом этапе выполняется проектный расчёт, согласно которому по допускаемых контактным напряжениям определяются геометрические параметры взаимодействующих зубчатых колёс. В процессе этого выбираются табличные значения, некоторые из вычисленных величин округляются до стандартных значений. Проверочный расчёт, выполняемый на втором этапе, окончательно подтверждает правильность или указывает на неверно выбранные значения, а также определяет соотношения между расчётными и допускаемыми изгибными напряжениями.
2.4.1 Выбор твёрдости, термообработки
и материала зубчатых колёс
Эквивалентное число циклов нагружения зубьев при расчете на контактную прочность
,
где Тmax – максимальный крутящий момент (по графику нагрузки);
tmax – время действия максимального момента;
nmax – число оборотов при максимальном моменте.
В нашем случае (n1 = n = const, Тmax = Тн) эквивалентное число циклов нагружения зубьев шестерни при расчете на контактную прочность
,
или
NHE1 = 60 ´ nвх ´ t ´ (0,2 + 0,73 ´ 0,3 + 0,43 ´0,5),
где n1 – число оборотов шестерни, мин-1;
Тн – номинальный крутящий момент шестерни, Нм;
t – время работы зубчатой передачи (ресурс), час.
NHE1 = 60 ´ nвх ´ t ´ (0,2 + 0,73 ´ 0,3 + 0,43 ´0,5)
NHE1 = 60 ´ 1224 ´ 7096 ´ (0,2 + 0,73 ´ 0,3 + 0,43 ´0,5) =
= 1,75´108
|
Эквивалентное число циклов нагружения для зубьев колеса
Эквивалентное число циклов нагружения при расчёте на изгиб
.
Для шестерни
NFE1 = 60 ´ nвх ´ t ´ (0,2 + 0,79 ´ 0,3 + 0,49 ´0,5)
NFE1 = 60 ´ 1224 ´ 7096 ´ (0,2 + 0,79´0,3 + 0,49´0,5) = 1,1 ´ 108
Эквивалентное число циклов нагружения для зубьев колеса
.
Материал зубчатой пары выбираем по таблице 7. Допускаемые контактные напряжения в зависимости от принятого материала определяют по таблице 8, термическая обработка и механические характеристики металла по таблице 9.
Принимаем материал шестерни и колеса – сталь 40X. Термообработка – улучшение. Твёрдость шестерни – 280НВ, колеса – 260НВ. sв = 790 МПа.
Коэффициент долговечности при расчёте на контактную прочность
,
Базовое число циклов, соответствующее пределу выносливости для шестерни и зубчатого колеса равно NH lim = 107.
Поскольку NНE1 > 107 и NHE2 > 107, то КH = 1,0.
Определение коэффициента долговечности при расчете на изгиб
,
Таблица 7 – Материалы зубчатых колёс
Шестерня | Зубчатое колесо |
40Л | |
45Л | |
Ст5 | |
45Л | |
Ст5 | |
40Х | |
40Х | |
40ХЛ | |
45Х | 40Х |
45ХН | 40Х |
45Х |
Таблица 8 Допускаемые контактные и изгибные напряжения
для зубчатых колес [1]
Группа сталей | Контактное sHlim, МПа | SHmi n | Изгибное sFlim, МПа | SF | [ sH ] max, МПа | [ sF ] max, МПа |
40, 45, 40Х, 40ХН, 45ХЦ, 35ХМ | 2HB + 70 | 1,1 | 1,8 HB | 1,75 | 2,8sт | 2,74 HB |
40Х, 40ХН, 45ХЦ, 36ХМ | 18HRC + 150 | 2,8sт | ||||
55ПП, У6, 35ХМ | 17НRCпов +200 | 1,2 | 40HRCпов | |||
40Х, 40ХН 35ХМ, 40Х, 40ХН | 17НRCпов + 200 | 40HRCпов | >> | |||
35ХЮА, 38ХМЮА, 40Х 40ХФА, 40ХНМА | >> | 12HRCсердц + 300 | ||||
1,75 | 40HRCпов 30HRCпов | >> | ||||
Цементируемые стали всех марок | 23HRCпов | 1,5 | 40HRCпов | |||
Молибденовые стали 25ХГМ, 25ХГНМ | 23HRCпов | 40HRCпов | ||||
Безмолибденовые стали 25ХГТ, 30ХГТ, 35Х | 23HRCпов | 40HRCпов |
Таблица 9 Термическая обработка сталей для зубчатых колес [1]
|
Марка стали | sB, МПа | sТ, МПа | Термическая обработка |
Нормализация | |||
Нормализация | |||
Улучшение | |||
Улучшение | |||
40Х | Улучшение | ||
40Х | Улучшение | ||
40Х | Улучшение + закалка ТВЧ | ||
35ХМ | Улучшение | ||
35ХМ | Улучшение | ||
35ХМ | Улучшение + закалка ТВЧ | ||
40ХН | Улучшение | ||
40ХН | Улучшение | ||
40ХН | Улучшение + закалка ТВЧ | ||
20ХНМ | Улучшение + цементация + закалка | ||
18ХГТ | Улучшение + цементация + закалка | ||
12ХНЗА | Улучшение + цементация + закалка | ||
25ХГМ | Улучшение + цементация + закалка | ||
40ХНМА | Улучшение + азотирование | ||
35Л | Нормализация | ||
45Л | Улучшение |
Базовое число циклов напряжений NF lim = 4 ´106.
Если NFE ≥ 4·106, то следует принять КF = 1,0.
Для углеродистых и легированных сталей любых марок при HB ≤ 350 (нормализация и улучшение) допускаемые контактные напряжения определяют по зависимости
[σ]H = σH lim KH ZR ZV /SH,
где σH lim – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения;
KH – коэффициент долговечности;
ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности зубьев (для приближенных расчетов ZR = 1,0);
|
ZV – коэффициент, учитывающий окружную скорость (для приближенных расчетов можно принимать ZV = 1,0);
SH – коэффициент запаса прочности. Для зубчатых колёс при нормализации и объемной закалке SH =1,1. Для зубчатых колёс с поверхностным упрочнением зубьев SH = 1,2.
Поскольку допускаемое контактное напряжение для колеса меньше, чем для шестерни, примем его в качестве расчетного. Тогда
[ σ ] H = (2´ 260 + 70)´1´1´1 /1,1 = 536 МПа.
Допускаемые изгибные напряжения выбирают для двух случаев нагружения.
Одностороннее действие нагрузки (отнулевой цикл)
,
где [n] – требуемый коэффициент запаса прочности, [n]=1,4…2,2;
КF – коэффициент долговечности при изгибе;
Кσ – эффективный коэффициент концентрации напряжений у ножки зуба, Кσ = 1,4…1,6;
σ-1 – предел выносливости сталей:
для углеродистых сталей σ-1 ≈ 0,43 σВ МПа;
для легированных сталей σ-1≈0,35 σВ +(70…120) МПа.
Переменное направление нагрузки (симметричный знакопеременный цикл)
В нашем случае зубчатая передача испытывает одностороннее действие нагрузки, поэтому допускаемое напряжение изгиба
МПа.
2.4.2 Прочностной расчёт
цилиндрических закрытых передач
Вычислим предварительное значение межосевого расстояния
,
где K – коэффициент зависящий от поверхностной твёрдости зубьев, для твёрдости шестерни и колеса H1 £ 350 HB и
H2 £ 350 HB K = 10;
Uред – передаточное число одноступенчатого цилиндрического редуктора;
+ (–) – знак, учитывающий внешнее (внутреннее) зацепление;
Твх – номинальный крутящий момент на шестерне в Нм.
мм.
По найденному предварительному значению межосевого расстояния определим окружную скорость в зацеплении
, м/с,
где nвх – частота вращения входного вала редуктора.
м/с.
По таблице 10 исследуемая зубчатая передача 8 степени точности.
Таблица 10 Рекомендуемая степень точности изготовления
зубчатых передач
Степень точности по ГОСТ 1643–81 | Окружная скорость V, м/с | |
прямозубые | непрямозубые | |
6 (передачи повышенной точности) | до 20 | до 30 |
7 (передачи нормальной точности) | до 12 | до 20 |
8 (передачи пониженная точности) | до 6 | до 10 |
9 (передачи низкой точности) | до 2 | до 4 |
Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния цилиндрической зубчатой передачи
,
где ka = 450 – вспомогательный коэффициент для прямозубых колёс;
KА – коэффициент внешней динамической нагрузки, KА = 1,0 (таблица 11);
KHv – коэффициент внутренней динамики нагружения; интерполируя значения по таблице 12 получим KHv = 1,12;
KHb – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца (рисунок 2);
KHa – коэффициент распределения нагрузки между зубьями; по ГОСТ 21354–87 для прямозубых передач KHa = 1,0;
yba = 0,4 – коэффициент ширины шестерни относительно межосевого расстояния, выбирается из ряда стандартных чисел: 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63 в зависимости от положения зубчатого колеса относительно опор (при симметричном расположении – yba = 0,315…0,5);
[σ]H – допускаемое контактное напряжение в МПа.
Для определения коэффициента KHb необходимо вычислить коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра ybd
.
.
Величина коэффициента KHb = 1,06 (рисунок 2).
мм,
Определение ширины венцов:
зубчатого колеса
,
b2 = 0,4 ´ 63,95 = 26 мм.
шестерни
b1 = b2 + (3…5)
b1 = 26 + 4 =30 мм.
Примем предварительно число зубьев шестерни и определим модуль зацепления
, мм
Таблица 11 Значения коэффициента
внешней динамической нагрузки KА
Режим нагружения двигателя | Режим нагружения ведомой машины | ||||
Равномерный | 1,00 | 1,25 | 1,50 | 1,75 | |
С малой неравномерностью | 1,10 | 1,35 | 1,60 | 1,85 | |
Со средней неравномерностью | 1,25 | 1,50 | 1,75 | 2,00 и выше | |
Со значительной неравномерностью | 1,50 | 1,75 | 2,00 | 2,25 и выше |
Пояснение к таблице 11.
Характерные режимы нагружения двигателей:
равномерный – электродвигатели;
с малой неравномерностью – гидравлические двигатели;
со средней неравномерностью – многоцилиндровые двигатели внутреннего сгорания;
со значительной неравномерностью – одноцилиндровые двигатели внутреннего сгорания.
Характерные режимы нагружения ведомых машин:
равномерный – равномерно работающие ленточные, пластинчатые конвейеры, легкие подъемники, вентиляторы и т.д.;
с малой неравномерностью – неравномерно работающие ленточные и пластинчатые транспортеры, шестеренчатые и ротационные насосы, главные приводы станков, тяжелые подъемники, крановые механизмы, промышленные и рудничные вентиляторы, поршневые многоцилиндровые насосы, станы холодной прокатки и т.д.;
со средней неравномерностью – мешалки для резины и пластмасс, легкие шаровые мельницы, деревообрабатывающие станки, одноцилиндровые поршневые насосы и т.д.;
со значительной неравномерностью – экскаваторы, черпалки, тяжелые шаровые мельницы, дробилки, буровые машины, станы горячей прокатки и т.д.
Рисунок 2 – Графики для определения коэффициентов неравномерности распределения нагрузки по ширине венца:
а) и б) при расчете контактной прочности зубьев KHβ, в) и г) при расчете зубьев на изгиб KFβ для схем редукторов 1-7; д) схемы редукторов
Таблица 12 – Значения коэффициента внутренней динамики нагружения KHv для прямозубых зубчатых колес
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Твердость на поверхности зубьев колеса | Значения KHv при v, м/с | ||||
> 350 НВ | 1,02 | 1,06 | 1,10 | 1,16 | 1,20 | |
£ 350 НВ | 1,03 | 1,09 | 1,16 | 1,25 | 1.32 | |
> 350 НВ | 1,02 | 1,06 | 1,12 | 1,19 | 1,25 | |
£ 350 НВ | 1,04 | 1,12 | 1,20 | 1,32 | 1,40 | |
> 350 НВ | 1,03 | 1,09 | 1,15 | 1,24 | 1,30 | |
£ 350 НВ | 1,05 | 1,15 | 1,24 | 1,38 | 1,48 | |
> 350 НВ | 1,03 | 1,09 | 1,17 | 1,28 | 1,35 | |
£ 350 НВ | 1,06 | 1,12 | 1,28 | 1,45 | 1,56 |
мм.
Полученное расчётное значение m¢ округлим до ближайшей величины m = 2,0 мм, в соответствии с ГОСТ 9563–80 (таблица 13).
Таблица 13 – Модули зубчатых колес по ГОСТ 9563-80 (мм)
1-ряд | 1,25 | 1,5 | 2,5 | ||||||||
2-ряд | 1,125 | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 5,5 |
Определяем действительное число зубьев шестерни, при этом должны выполняться следующие условия z1 – целое число и z1 ³ 17
,
.
Окончательно выбираем число зубьев шестерни z1 = 18.
Определяем число зубьев колеса
z2 = z1 ´ U.
z2 = 18 ´ 2,5 = 45.
Окончательно выбираем число зубьев колеса z2 = 45.
Действительное передаточное число зубчатой передачи
.
Диаметры начальных окружностей (определяются с точностью до 2 знака после запятой)
dw =m´ z.
для шестерни
dw1 = 2,0 ´ 18 = 36 мм
для колеса
dw2 = 2,0 ´ 45 = 90 мм
Диаметры вершин зубьев (определяются с точностью до 2 знака после запятой)
dа =m´ (z + 2);
для шестерни
dа1 = 2,0 ´ (18 + 2) = 40 мм;
для колеса
dа2 = 2,0 ´ (45 + 2) = 94 мм.
Расчётное межосевое расстояние
мм
Вычисленное значение межосевого расстояния аw округляют до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-88 по ряду размеров Ra 40 (таблица 14). Ближайшее стандартное значение аw = 63 мм.
Таблица 14 – Межосевые расстояния по ГОСТ 2185–88, мм