СТАТЕЙНЫЙ СПИСОК Ф. А. ГОЛОВИНА. Майя в 12 день прошла река Тунгуска /л




ЧАСТЬ 4

Майя в 12 день прошла река Тунгуска / л. 167/169 / и несло льды великие и на береги клала, как горы, по обеим сторонам.

Майя в 14 день прислано из Енисейска для верхового ходу 20 бечев да в гребцы в работу по всем великих государей грамотам под казны, и под полковые припасы, и под дела, послом и посольским дворяном, перевотчику и подьячим 49 человек ссыльных людей. И из них многие были увечны и в работу не годны. И, чтоб не остановить дела великих государей и походу ратных людей, взято под казны великих государей на денежной казенной дощеник из Московского полку 21 человек, к великому и полномочному послу, окольничему и намеснику брянскому Феодору Алексеевичю Головину в прибавку к сыльным людем ис Павлова / л. 167/169об. / полку Грабова 30 человек да ссыльных людей 30 человек, к диаку Семену в прибавку к сыльным людем к 12 человеком Павлова полку Грабова стрельцов 11 человек. А достальные ссыльные люди 7 человек отданы были в стрелецкие полки для оберегательства, чтоб не розбежались, для того что воры были великие и у многих уши и носы были обрезаны и руки выломаны. А из старых снастей, которые взяты были из Енисейска, оставлено в Рыбном остроге и отдано приказщику енисейскому сыну боярскому Козьме Лукашевскому с росписками, которые в верховой ход не годны, 590 сажен. Ис старых же дощеников оставлено: один в Рыбном, другой на Каменке. И отданы с росписками. / л. 168/170 / А служилым людем, московским и сибирским стрельцом за недостатком хлебных запасов взято из Рыбного острогу малое число. И о том писано к великим государем и посланы сметные росписи в Сибирской приказ.

Майя в 15 день, изчиня служилые люди дощеники и исконопатя их вновь, молебствовав и слушав в остроге у церкви литоргии, пошли из Рыбного острога того ж числа с великою трудностию, для того что по берегам реки Тынгуски льды были великие и бечевами, также и шестами итти было никоторыми делы невозможно. И шли все пособными ветрами парусом. [143]

Майя по 19 день шли все парусом. За помощию божиею ветры были / л. 168/170об. / зело способные. И в деревню Каменку пришли майя в 19 день поутру. И стояли до вечера, для того что стали ветры противные и итти было невозможно, а по берегам реки Тунгуски еще были льды великие, и бечевами, также и шестами блиско берегу итти было опасно, потому что, обрушась, многие суды топит.

С Каменки пошли майя того ж числа. Майя в 20 день пришли на Овсяную шиверу. К Амурскому порогу пришли майя в 22 день. И дощеники подымали завозами. И переправились вскоре, для того что вода была великая и многова каменья на порогах не знать было.

Того ж числа приехал из Нерчинского пятидесятник московских стрельцов Ивашко / л. 169/171 / Ляпин, которой посылай был в даурские остроги из Рыбного острошка. А что с ним стольник и воевода Иван Власов к великому и полномочному послу писал и что он в роспросе сказал, и то писано в отписке, которая послана к великим государем к Москве в Государственной Посольской приказ. А с тое отписки список слово в слово написан в сем статейном описке ниже сего.

Майя в 25 день пришли х Кашине шивере. И того ж числа за помощию божиею парусным погодьем перешло 24 дощаника, а за шиверою осталось 12 дощеников стрелецкие розных полков. И стояли за погодою, что пособного ветру не было, а были все противные. А бес парусного погодья на той шивере поды / л. 169/171об. / матися никоторыми меры невозможно, потому что ворота были среди самой реки и быстрота была безмерная.

И майя против 1 числа в вечеру почала быть погода пособная, и достальные дощеники чрез тое шиверу перешли парусом.

Майя в 30 день писано к великим государем з гонцы Павлова полку Грабова з десятником Мишкою да з Гришкою Смольяниновыми отписки таковы:

 

Государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, холопи ваши Федька Головин с товарыщи челом бьют 104.

В нынешнем, государи, во 195 году / л. 170/172 / майя в 9 день явился нам, холопем вашим, в Рыбенском острошке гостя Остафья Филатьева прикащик Гарасим Едомской, а в роспросе перед нами, холопи вашими, сказал:

В нынешнем де во 195 году поехал он на шестой неделе Великого поста 105 из Нерчинска. И до поезду де ево незадолго приехал из Албазина нерчинской сын боярской Игнатей Милованов, которой посылай из Нерчинска в Албазин с отписками и с служилыми людьми и со скотом к осадным сидельцом.

И слышал от него, Игнатья, как розспрашивал ево стольник и воевода Иван Власов при нем, Герасиме: которые ратные люди с ним, Игнатьем, посланы были из Нерчинска в Албазин 30 человек, и ис тех де служилых людей / л. 170/172об. / китайские воеводы в Албазин пропустили только 10 человек, а достальных 20 человек не пропустили; а скотина де, которая послана с ними была на прокормление албазинским осадным сидельцом, пропустили. И он де, Игнатей, в Албазине был немногое время. И сказывал, что де осадных сидельцов в Албазине много больных, и голова де Афонасей Байтон болен же; а китайские де воеводы албазинским осадным сидельцом из Албазина ходить за город никуды не велят, будто для того, чтоб с китайскими воинскими людьми не дошло до ссоры, а на реку Амур по воду пускают (Вместо слова: пускают в подлинной отписке: ходить велят (ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. № 2, ч. 2, л. 419)). А в китайском де обозе слышал он, Игнатей, от [144] изменников, что будто будет китайскому войску на весну / л. 171/173 / перемена, а старое войско от Албазина возьмут. Да он же, Игнатей, был у китайских воевод, и китайские де воеводы ево, Ишатья, спрашивали про послов вашего царского пресветлого величества, которые назначены чрез ваших царского пресветлого величества гонцов, которые посланы с вашею великих государей, вашего царского пресветлого величества, грамотою (Часть фразы со слов которые посланы до слов граматою в подлинной отписке отсутствуют. Вместо нее имеются следующие слова: Никифора Венюкова и Ивана Фаворова (там же)) к китайскому бугдыханову высочеству о перемирных договорах вскоре (В подлинной отписке далее: И он де, Игнатий, им сказал, что послы вашего царского пресветлого величества будут вскоре (там же)). Да они ж, воеводы, спрашивали ево, Игнатья: естьли к ним из Нерчинска от воеводы Ивана Власова письмо? И он де, Игнатей, им сказал, что де к ним, воеводам, с ним, Игнатьем, письма не послано, для того что имян их воеводцких в Нерчинску не знают. И они де у него, Игнатья, имали отписки, / л. 172/174 / которые посланы с ним были из Нерчинска в Албазин, и, держав немного у себя, нероспечатывая тех отписок, отдали ему назад. И служилых людей, которые посланы были с ним, пропустили только 10 человек по приезду ево в четвертый день, а скотину пропустили того ж числа, как ея под Албазин пригнали.

А из Албазинска де от головы от Афонасья Байтона в Нерчинск ведомости какие есть или нет, про то он, Гарасим, от него, Игнатья, и ни от кого не слыхал. Только де слышал он, что говорить ему, Игнатью, с ним, Афонасьем, изменники руские люди тайно не дали, которые изменили вам, великим государем, и посыланы были ис китайского обозу с ним, Игнатьем, в Албазин, Афонька Байгашин, Ивашко Артемьев. А хлебных де запасов, / л. 172/174 / слышал он, что в Албазине у осадных сидельцов много, а воинских припасов сколько, про то де он, Гарасим, от него, Игнатья, не слыхал. Только де слышал он от него, Игнатья, что по отпуске из Албазина селенгинских казаков Ивашка Шарапова с товарыщи, которые присланы были ис Китай от вашего царского пресветлого величества гонцов Никифора Венюкова и Ивана Фаворова, издершки никакой не бывало. А воинские де китайские люди стоят около Албазина на прежнем своем месте.

А подполковник московских стрельцов Сидор Багатырев с ратными людьми пришел в Нерчинск при нем, Гарасиме. А капитана Ивана Бецальда и прапорщика Лаврентья Нетера с ратными людьми и с пороховою казною встретил он, Гарасим, от Удинского на степи / л. 172/174об. / на Карае-реке (В подлинной отписке: Курое-реке (там же, л. 420)) в четверток на Святой неделе 106, от Удинского острогу ходу в четырех днищах. А хлебные де запасы в Нерчинску покупают по 7-ми гривен пуд муки ржаные. А больши де того иных ведомостей он, Гарасим, будучи в Нерчинску и дорогою, ни от кого не слыхал. А мунгальских де приходов под ваши великих государей, вашего царского пресветлого величества, даурские и селенгинские остроги при нем, Гарасиме, не бывало.

И майя, государи, в 23 день писал к нам, холопям вашим, из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов стольника и полковника Федорова полку Скрыпицына с стрельцом с пятидесятником Ивашкою Ляпиным, которой посылан от нас, холопей ваших, в Нерчинск с отписками к нему, Ивану, и для проведыванья вестей о неприятельских замыслех, что писал / л. 173/175 / к нему, Ивану, из Албазина голова Афонасей Байтон с селенгинскими казаки Мишкою Чаплиным да Пашкою Бушковым:

Писали де к нему в Албазин ис Китай Микифор Венюков да Иван Фаворов: по приятии де вашего царского пресветлого величества [145] грамоты в Китаех говорили де им, Микифору и Ивану, хановы ближние люди — в грамоте вашего царского пресветлого величества к государю их бугдыханову высочеству писано, что вы, великие государи, с ханом их желаете быть в дружелюбии и чтоб война успокоить, и для того изволили вы, великие государи, выслати своего царского пресветлого величества великих послов. И слышав де о том мирном постановлении, хан их и ближние люди радуются, чтоб кровопролитие предстало, да для того, что у хана их ни с которым пограничным государем войны не бывало, и ныне / л. 173/175об. / с вами, великими государи, войны быти не желают. И для того мирного объявления государь их бугдыханово высочество велел воинским своим людем от города отступили и прислал под Албазин к полковым своим воеводам посыльщиков своих нарочно, чтоб осадным сидельцом дать свобода. И китайское де войско вдаль от города не отступили и живут вкруг города по своим таборам, а пушки и щиты и всякие приступные заводы от города оттаскали и пушки с роскатов сняли. И в Албазине де осадным сидельцом учинилась легкость. А на переговоре де китайские воеводы сказали: ест ли де из Нерчинска пойдут со скотом человек по 20-ти и по 30-ти, и тех де людей пропускать они учнут; а буде де простые люди в Албазин пойдут или верблюды вьюшные, и того де они, полковые воеводы / л. 174/176 /, в Албазин пропускать не хотели.

И декабря, государи, в 26 числе посылал он, Иван, от себя сына боярского Ишатья Милованова в Албазин к голове к Афанасью Байтону с отписками, а с ним служилых людей в прибавку к осадным сидельцом 26 человек, да для потешения послал албазинским осадным сидельцом ясачного збору 20 скотин. И Игнатей Милованов с служилыми людьми в Нерчинск пришол февраля в 29 числе и перед ним, Иваном, в Нерчинску допрашивая, а в допросе он, Игнатей, сказал:

В нынешнем де во 195 году декабря в 26 день посылан он, Игнатей, был из Нерчинска в Албазинской острог с отписками к голове Афонасью Байтону, а с ним де послано было служилых людей 26 человек / л. 174/176об. /, да для потешения албазинским осадным сидельцом ясачного збору 20 скотин рогатых (Часть текста со слов И Игнатий Милованов до слов 20 скотин рогатых повторена дважды). И он де, Игнатей, с служилыми людьми пришел в китайские таборы и полковым воеводам говорил, чтоб ево, Игнатья, и служилых людей со скотом пропустить в Албазин велели. И китайские де воеводы ево, Игнатья, / л. 175/177 / с служилыми людьми посадили за караулы порознь и говорили ему, что они ево, Игнатья, со всеми служилыми людьми в Албазин не пропустят, а человек 5 или 6 со скотом в Албазин пропустят. И на другой де день ево, Игнатья, в Албазин пропустили, а с ним послали прежних изменников Ивашку Артемьева да Афоньку Байгашина. И в Албазине были они с четверть часа. И Афонасья Байтона видели, лежит болен. А служилых де людей видели они, Игнатей, в Албазине (В подлинной отписке далее: здоровых (там же, л. 422)) 3 человек. А говорить де с Афонасьем Байтоном ему, Игнатью, и с служилыми людьми изменники не дали. А пушки де и верховая пушка в городе в целости. А пороху де и свинцу и хлебных запасов и служилых людей сколько есть налицо, того ему, Игнатью, проведать было подлинно никоторыми / л.175/177об. / делы невозможно. И за караулом де были они у китайских воевод в таборах 10 дней. А которые служилые люди с ним; Игнатьем, и Митькою из Нерчинска посланы были, и в Албазин пропущены ли,— приехав под Албазин, они, Игнатей и Митька, не видали. А скотину де каким обычаем в Албазин пропустили, того они, Игнатей и Митька, не ведают же; только сказывал им из города нерчинской служилой человек, которой с ним в Албазин из Нерчинска был прислан, Афонька Чичагов, что де их, Афоньку с товарыщи, 9-ти человек, китайские воеводы со [146] скотом пропустили, и тот де скот роздан албазинским осадным сидельцом на десяток по 2 скотины. А иного де ничего китайские люди с ним, Афонькою ему Игнатью, говорить не дали. А как де / л. 176/178 / он, Игнатей, у китайских людей был за караулом, и в то де время китайские воеводы, а с ними человек с 30, ходили в Албазин, и город и городские крепости смотрели. А с ведома ль Афонасья Байтона китайские воеводы в Албазин ходили или самовольством, и с которых чисел в Албазин китайские люди ходить стали, и каким обычаем, того он, Игнатей, не ведает, потому что ему, Игнатью, в Албазине Афонасья Байтона и служилых людей при тех изменниках роспросить было невозможно. А сказывали им, Игнатью, изменники Ивашко Артемьев, Афонька Байгашин, что де ходят они в Албазин с торгом, продают вино горячее и рыбу. А китайские воеводы ему, Игнатью, про Албазин говорили, что тот город крепкой. И один де из них китайской воевода / л. 176/178об. / поехал в Китай, а для какова дела, того де он не ведает. И держав ево, Игнатья, за караулом 10 дней, и с служилыми [людьми] (Слово восстановлено на основании подлинной отписки (см. там же, л. 423)) всех 18 человек велели выбить ис табор нечестию и запасу из Албазина взять не дали. И з дороги де 2 человека казаков прежней албазинской казак Гришка Фомин да новоприборной казак Ивашко Тарханов у него, Игнатья, утаясь, повернулись, а в Албазин или к китайским людем в полки пристанут, того де он не ведает. А китайского де войска сколько числом под Албазиным, того он не знает, только де видели в китайских таборех небольших людей, а подростков робят немалое число, и караулов отъезжих у них нет, и стоят около Албазина безопасно. А впредь в Албазин / л. 177/179 / из Нерчинска посланных пропускать добровольно китайские люди учнут ли, того он, Игнатей, не ведает.

А которые служилые люди с ним, Игнатьем, были посыланы в Албазин, пришли в Нерчинск, Тишка Полуянов, 3 человека, а в роспросе сказали:

В нынешнем де во 195 году посыланы оне были из Нерчинска с сыном боярским с-Ыгнатьем Миловановым в Албазин к Афонасью Байтону и велено было им быть в Албазину у Афонасья Байтона. И Игнатей де Милованов с служилыми людьми в 4 человеках поехал с Аргуни-реки к Албазину наперед, для того чтоб их со скотом и служилых людей китайские полковые воеводы в Албазин пропустили. А под Албазин де они пришли со скотом после Игнатьева приезду в пятой день, а ево де, Игнатья, они не видали. И китайские де люди в Албазин / л. 177/179об. / со скотом их пропустили, и тот скот Афонасью Байтону и албазинским осадным сидельцом отдали. И Афонасья Байтона видели они, Гришка, лежит болен, а служилых людей видели здоровых 3 человек. А сколько немочных, также и хлебных запасов, того де им роспрашивать было нельзя, для того что они посланы ис табор за караулом прежних изменников Ивашки Артемьева да Афоньки Байгашина. И ис того де присланного скота Афонасей Байтон посылал к китайским воеводам 2 скотины для того, чтоб они служилых людей, которые присланы со скотом, в Албазин пропустили. И китайские де воеводы скота у них не приняли. А говорить де им, Тишке с товарыщи, приказал воеводам он, Афонасей, что естли бы де они в город служилых людей / л. 178/180 / всех пропустили, и он бы де и весь скот им, китайским воеводам, отдать велел. А в Албазинском без скота сытым им быть мочно, запасу в Албазине и пороху и свинцу много. А служилых людей всех в город не пропустили. А пушки и верховая пушка в целости. А каким обычаем изменники Ивашко Артемьев и Афонька Байгашин в Албазин учали ходить, и с ведома ль Афонасья Байтона или собою, того они не ведают. А были де они, Гришка с товарыщи, в китайских таборах за караулом врозни. И сидели 5 дней. А в городе оставлены Ивашко [147] Шемелин с товарищи, 9 человек. А ис табор де их, Тишку с товарищи, выслали нечестию и запасу на дорогу из Албазина взять не дали. И в Нерчинск их ис полков пошло и с толмачем осмнатцать / л. 178/180об. / человек. И ис того числа 2 человека (прежней албазинской казак Гришка Фомин да Ивашко Тарханов) ушли з дороги тайно. А в Албазин или к китайским людем в таборы пошли, и сколько де числом китайского войска под Албазиным стоит, про то они не знают, только де видели у них небольших людей робят подросков многое число (В подлинной отписке далее: А февраля з 29 числа апреля по 5 число в Албазине что чинится, и китайские люди от Албазина отступили ль, того ему, Ивану, ведомости из Албазина не бывало (там же, л. 426)).

А московской, государи, стрелец Федорова полку Скрыпицына, которой посылай от нас, холопей ваших, в Нерчинской к стольнику и воеводе Ивану Власову с отписками и для проведыванья вестей, Ивашко Ляпин перед нами, холопи вашими, в роспросе сказал:

Приехал де он в Нерчинск в Великой пост на Вербной недели в пяток 107, и отписки, которые посланы были с ним от нас, холопей ваших, подал в Нерчинску Ивану Власову, / л. 179/181 / и был в Нерчинску 3 недели. И поеле де того, дав ему, Ивашку, из Нерчинска Иван Власов отписки, отпустил ево, Ивашка, к нам, холопям вашим. А будучи он, Ивашко, в Нерчинску, слышал от нерчинского сына боярского Игнатья Милованова, которой послан был из Нерчинска со скотом в Албазин, а приехал де он, Игнатей, в Нерчинск из Албазина прежде ево, Ивашкова, в Нерчинск приезду незадолго, и оказывал ему он, Игнатей, и нерчинские казаки, которые посланы с ним, Игнатьем, что в Албазин служилых людей китайские воеводы пропустили только 9 человек, а десятой прошел сам тайным обычаем, а скотину, которая послана с ними, всю пропустили, также и от казаков, которые запасы посыланы были к албазинским казакам, пропускали. А зачем досталь/ л. 179/181об. /ных служилых людей в Албазин китайские воеводы всех не пропустили, того де он, Ивашко, от него, Игнатья, и от служилых людей не слыхал. Да он же, Игнатей, сказывал ему, Ивашку, что де имали ево китайские воеводы к себе и спрашивали ево о письме от воеводы Ивана Власова к ним, полковым воеводам,— есть ли? И Игнатей им сказал, что де письма с Ним никакова к ним, полковым воеводам, из Нерчинского нет, а не писал де из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов к ним, полковым воеводам, для того, что имян их не знают. И о тех де вестях, роспрашивая ево, Игнатья, Иван Власов писал к нам, холопям вашим, с ним, Ивашком. А подполковник де московских стрельцов Сидор Багатырев с вашими великих государей ратными людьми в Нерчинск пришел / л. 180/182 / до ево Ивашкова приезду за день. А капитана Ивана Бецальда встретил он, Ивашко, с вашими великих государей ратными людьми и с воинскими припасы в Яравинском остроге, едучи из Нерчинска, а в которых числех, того он, Ивашко, не упомнит, а олбазинского казака Якушку Мартынова, которой послан от нас, холопей ваших, в Нерчинск с отписками (с которым писали мы, холопи ваши, к-Ывану Власову по письму к нам, холопям вашим, ис Китай Микифора Венюкова и Ивана Фаворова о посылке кого пригож из Нерчинска; и о письме от себя к полковым воеводам в китайский обоз, естли на весне от Албазина китайские воеводы с войски в свои край не отступят, как о том они, полковые воеводы, объявили посланным селенгинским казаком, которые / л. 180/182об. / присланы были ис Китай от гонцов вашего царского пресветлого величества Микифора Венюкова и Ивана Фаворова по прошению его бугды-ханова высочества ближних людей и посланы были в китайский обоз к полковым воеводам с посланными ево бугдыханова высочества; и о скором нашем холопей ваших приходе в Даурскую землю по вашему [148] великих государей указу для посольских дел, о чем мы, холопи ваши, к вам, великим государем, писали наперед сего подлинно з гонцы Павлова полку Грабова с пятидесятником с-Ывашком Клепаловым да с албазинским казаком Мишкою Чаплиным), встретил он, Ивашко, на Удинской степи на реке Курое (В подлинной отписке: Курбе (там же, л. 428)). А больше того он, Ивашко, ничего, будучи в Нерчинску, не слыхал. А мунгальских де приходов к даурским острогам при нем, Ивашке, не бывало. / л. 181/183 / А хлебные запасы покупают в Нерчинску по 8-ми гривен пуд [муки ржаной] (Слова восстановлены на основании подлинной отписки (см. там же)), а мяс по 16-ти алтын [пуд] (Слово восстановлено на основании подлинной отписки (см. там же)).

А отписку, государи, велели подать в Государственном Посольском приказе царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателю, ближнему боярину и наместнику новгородцкому, князю Василью Васильевичю Голицыну с товарыщи.

 

Майя в 28 день в 5 часу дни приехал из Нерчинска с отписками новоприборной казак Карпушка Полстовалов. И того ж числа, переписав тое отписку, послана к великим государем к Москве в Государственной Посольской приказ такова (а с сею отпискою послан был догонять к Енисейску вышеписанных гонцов, которые прежде приезду ево Карпушкова отпущены были, Мишка да Гришка Смольяниновы; / л. 181/183об. / а велено тое отписку, догнав гонцов, отдать им, а самому ехать назад к великому и полномочному послу) 108:

 

Государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне, благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, холопи ваши Федька Головин с товарыщи челом бьют.

В нынешнем, государи, во 195 году майя в 28 день к вам, великим государем, писали мы, холопи ваши, Павлова полку Грабова с стрельцами с Мишкою, да з Гришкою Смольяниновыми по отписке из Нерчинска стольника и воеводы Ивана Власова и по роспросным речам Остафьева прикащика Филатьева Герасима Едомского да стольника и полковника Федорова полку Скрыпицына / л. 182/184 / стрельца пятидесятника Ивашка Ляпина о албазинских вестях и о замыслех китайских воинских людей. И после, государи, того майя в 29 день писал к нам, холопям вашим, из Нерчинска стольник и воевода Иван же Власов, а в отписке ево написано:

Апреля де в 8 числе нынешняго 195 году писал к нему в Нерчинск из Албазина Афонасей Байтон: сидит де он, Афонасей, с казаками в осаде, и скот, которой прислан был из Нерчинска в Албазин с-Ыгнатьем Миловановым, он, Афонасей, принял и роздал на корм албазинским осадным всяких чинов людем. А сколько в осаде служилых и всяких чинов людей ныне в Албазинску, и сколько пуд пороху и свинцу, и верховая и иные пушки в целости ль, и до которых чисел в Албазинску хлеба будет, того де в отписке ево к нему, Ивану, не написано.

А в роспросе в Нерчинску перед ним, Иваном, / л. 182/184об. / присланные с отпискою из Албазина служилой человек Юшко Опросимов да торговой Васька Рожицын сказали:

В прошлом де во 194 году июля в 7 день китайские люди, осадя Албазин, к городу приступали и по городу ис пушек днем и ночью били ноября до 30 (В подлинной отписке: 4 (ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. № 2, ч. 2, л. 410)) числа. А ноября де в 30 числе присланы ис Китай от [149] подьячего Микифора Венюкова селенгинские казаки Ивашко Шарапов, Пашко Бушков. И в Албазинску де они служилым людем говорили, что китайской хан полковым своим воеводам к Албазину приступать не велел до коих мест вашего царского пресветлого величества с великими послы договор будет, также бы де из Албазина задоров никаких не чинить же, и в Албазине сидели б от китайских людей не опасаясь. И китайские де люди с роскатов пушки сняли. И полковые воеводы / л. 183/185 / говорили: будет чем в Албазине скудно, и осадныя б сидельцы о том им сказывали, и в том они хотели учинить помочь. И с того де числа к Албазину приступов не было. А на боях де на городе и за городом на выласках побито и от ран померло служилых и всяких чинов людей человек со 100, а иные в осаде перецынжали. И Афонасей де Байтон к китайским воеводам посылал служилых людей, чтоб в лес для сосны из Албазина пропустили. И китайские де воеводы, приняв служилых людей 12-ти человек, за своими караулы в лес для сосны отпустили, и, перевязав, на арканах по полю таскали, и отпустили в Албазин чють живых. И от того де мучения тех людей того дни 6 человек умре. И после отпуску из Албазина Мишки Чаплина с товарыщи всяких чинов / л. 183/185об. / людей от цынги померло немалое число. А кто имяны и сколько числом померло, того они, Юшко и Ивашко (По-видимому, здесь описка. Надо: Васька), сказать не упомнят.

А как служилых людей Анцыфорку Кондратьева 109 с товарыщи (которые из Нерчинска посланы с-Ыгнатьем Миловановым в Албазин со скотом), 9 человек, китайские люди пропустили, и с того де числа албазинским осадным сидельцом стало быть легче, потому что те присланные служилые люди осадным немошным людем помочь всякую чинили, и от того де оздоровили. А ныне де в Албазинску в осаде всяких чинов людей 115 человек, баб и робят 55 человек. А Гришка де Фомин и Ивашко Тарханов, которые от Игнатья Милованова з дороги поворотились, в Албазине не бывали. А верховая де / л. 184/186 / и иные пушки все в целости. А воинских припасов — пороху пуд с 15, свинцу тож. Хлеба осадным сидельцом будет октября до первых чисел 196 году. А китайские де люди около Албазина стоят по-прежнему, а в таборах де у них людей перед прежним малое число, и то де подростков робят половина большая. И видели де они в китайских таборах изготовлено весел немалое число, а для чего, того они не ведают.

Да февраля в 6 день приходил к городу ис китайских таборов прежней изменник Ивашко Артемьев и говорил, чтоб де в китайские таборы к воеводам для переговоров прислали из города служилых людей. И Афонасей де Байтон для переговоров посылал в китайской обоз служилых людей 5 человек. И тех де людей / л. 184/186об. / китайские воеводы держали у себя 4 недели за крепкими караулами в розни. Да тот же де изменник Ивашко Артемьев, приходя к городу, говорил же, что китайской хан, жалеючи албазинских осадных сидельцов, прислал в китайские таборы лекарей 2-у человек, и сколько де в Албазинску немочных людей, тому б дать им в китайской обоз имянную роспись. И Афонасей Байтон в том им отказал, а говорил, что в Албазине служилые люди милостию великого бога все здоровы, а немошных никого нет.

Да марта в 14 число Афонасей же Байтон в китайские полки к воеводам посылал служилых людей, чтоб из Албазина в Нерчинск с ведомостью служилых людей 2-у человек пропустили. И полковые де воеводы в том отказали, пропустить / л. 185/187 / в Нерчинск не хотели. И марта в 27 день на неделе Святые Пасхи Афонасей же Байтон к китайским полковым воеводам посылал с служилыми людьми пирог пшеничной весом в пуд, и [150] китайские де воеводы пирог приняли с честию. А как де служилые люди в таборы с пирогом ходили, и в то де время прислан ис Китай в китайской обоз стольник. А для какова дела прислан, того те служилые люди доведатца не могли, и они де, Юшко и Васька, не ведают.

Да марта в 29 день прислали де к Албазину китайские полковые воеводы 2-у человек китайских людей и говорили, чтоб из Албазина в Нерчинск служилых людей с ведомостью послали, что в Албазине, дал бог, здорово.

А как де их, Юшку и Ваську, из Албазина Афонасей Байтон послал, и в таборах де китайские / л. 185/187об. / воеводы говорили им, чтоб им, Юшке и Ваське, ехать в Нерчинск наспех и ведомость из Нерчинска им, китайским воеводам, учинить, где ныне вашего царского пресветлого величества великие послы. А ис табор поехали они апреля в 2 числе. А срок китайские воеводы положили, чтоб к ним прислать из Неречинска с вестью апреля к 27 числу, а последней срок к 28 числу. А про людей китайские воеводы говорили: только де из Нерчинска в Албазин послано будет с вестью человека 2 или 3, и тех де людей пропустить в Албазин хотели, а только де послано будет человек 6 или 7, и тех людей пропустить не хотели.

И апреля в 13 день он, Иван, писал в Албазин к Афонасью Байтону, что за зимным позным путем / л. 186/188 / мы, холопи ваши, зазимовали, отшед от Енисейска, на Тунгуске-реке 2 недели. А как де, даст бог, весна будет и льды на реках вскроютца, ожидают приходу нас, холопей ваших, в Даурскую землю вскоре. И буде китайские люди от Албазина не отошли, велел он, Иван, ему, Афонасью, им, полковым воеводам, говорить, чтоб они по прежним своим речам от Албазина отступили и задору б не чинили и служилых людей Гришку Фомина, Ивашка Тарханова отдали ему, Афонасью, и из города задоров никаких чинить он, Иван, не велел же, и чтоб он, Афонасей, с служилыми людьми в Албазине сидел со всяким остерегательством, а за верные б свои службы и за всякие осадные нужды ожидали б от вас, великих государей, премногой милости вскоре. / л. 186/188об. / А в Албазин к нему, Афонасью, послал служилых людей пятидесятника Ваську Денисова с товарыщи 5-ти человек и, что от китайских воевод отповеди будет, велел писать в Нерчинск незамотчав. А служилым людем, которые посланы из Нерчинска в Албазин, приказал им говорить (Начало фразы в подлинной отписке приводится по-другому: «А ис тех же служилых людей Андрюшке Вологде приказал он, Иван, говорить (там же, л. 414)): буде китайские воеводы велят им быть перед собою и о приходе нас, холопей ваших, спрашивать [станут] (Слово восстановлено на основании подлинной отписки (там же)), и им о отступлении от Албазина по прежним договором говорить велел (Вместо слов: и им о отступлении от Албазина по прежним договором говорить велел в подлинной отписке: И он им велел объявить так же, как писал о том к Офонасью Бойдону и о отступлении от Албазина по прежним договором говорить велел же (там же, лл. 414 - 415)). А капитан Иван Бецальд и прапорщик Лаврентей Нейтер, которые посланы от нас, холопей ваших, в прибавку с служилыми людьми и с пороховою и оружейною казною к прежней посылке, в Нерчинск по вестовым отпискам апреля по 17 число не бывали.

А в роспросе перед нами, холопи вашими, / л. 187/189 / нерчинской казак Карпушка Петров сын Полстовалов сказал:

В нынешнем де во 195 году после Святые недели 110 на четвертой неделе 111 послал ево из Нерчинска стольник и воевода Иван Власов с вестовыми отписками к нам, холопям вашим. А до посылки де ево, Карпушкиной, из Нерчинска недели за 2 приехали из Албазинска от [151] Афонасья Байтона в Нерчинск албазинской казак Юшко Абросимов да торговой Васька Рожицын. И к стольнику и воеводе к-Ывану Власову из Албазина от Афонасья Байтона отписки с ними были ль и что в Албазине чинитца, про то он, Карпушка, от них, Юшки и Васьки, и от иных ни от кого не слыхал. А под Нерчинск и иные даурские остроги приходов на весне ныне никаких не бывало. А подполковник московских стрельцов Сидор Багатырев с вашими великих государей с служилыми людьми пришол / л. 187/189об. / в Нерчинск на Святой неделе. А капитана Ивана Бецальда и прапорщика Лаврентья Нейтера он, Карпушка, дорогою нигде не встречал, а слышил он от теленбинских казаков, что они, Иван и Лаврентей, с пороховою и с оружейною казною и с служилыми людьми пошли рекою Шилкою к Нерчинску на плотах, а албазинского казака Якушку Мартынова, которой послан от нас, холопей ваших, в Нерчинск с отписками (с которым писали мы, холопи ваши, к-Ывану Власову по письму к нам, холопям вашим, ис Китай Микифора Венюкова и Ивана Фаворова о посылке кого пригож из Нерчинска, и о письме от себя к полковым воеводам в китайский обоз, естли на весне от Албазина китайские воеводы с войски своими в свой край не отступят, как о том / л. 188/190 / они, полковые воеводы, объявили посланным селенгинским казаком, которые присланы были ис Китай от гонцов вашего царского пресветлого величества Микифора Венюкова и Ивана Фаворова по прошению его бугдыханова высочества ближних людей и посланы были в китайский обоз к полковым воеводам с посланными ж его бугдыханова высочества, и о скором нашем холопей ваших приходе в Даурскую землю по вашему великих государей указу для посольских дел, о чем мы, холопи ваши, к вам, великим государем, писали наперед сего подлинно з гонцы Павлова полку Грабова с пятидесятником с-Ывашком Клепаловым да албазинским казаком Мишкою Чаплиным), встретил он от Теленбинского острогу во днище на Читинской степи.

И мы, холопи ваши, / л. 188/190об. / пошлем вскоре в китайский обоз к полковым воеводам тоболенина Ивана Качанова 112. И [о] отступлении [от] Албазина их, китайских воевод, с войски их в свой край, также и о неправдах их, что после указу государя своего бугдыханова высочества они, полковые воеводы, осадным сидельцом многую тесноту чинили, писать от себя мы, холопи ваши, к ним, полковым воеводам, будем. Также и словесно говорить тому своему посланному велим, как о том к вам, великим государем, к вашему царскому пресветлому величеству, писал в грамоте своей его бугдыханово высочество, тако ж де и по статейному списку, каков нам, холопям вашим, отдали, будучи в дороге, вашего царского пресветлого величества гонцы Микифор Венюков / л. 189/191 / и Иван Фаворов, что в пребытие их в Китаех по приятии вашего царского пресветлого величества грамоты о отступлении от Албазина войск китайских объявили им, Микифору и Ивану, ближние хановы люди, докамест с обоих сторон в пребытии послов удовольствуются посольскими договоры, войскам своим хан их от Албазина в свои край отступать велел.

А каков лист мы, холопи ваши, к ним, полковым воеводам, от себя пошлем и к-Ывану Власову что писать станем, о том к вам, великим государем, будем мы, холопи ваши, писать впредь с нарочными посыльщиками наскоро.

А отписку, государи, велели подать в Государственном Посольском приказе царственные большие печати и государственных великих посольских дел / л. 189/191об. / сберегателю, ближнему боярину и намеснику Новгородцкому князю Василью Васильевичю Голицыну с товарыщи.

Государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру

Алексеевичю, и великой государыне, благоверной царевне и великой [152] княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, холопи ваши Федька Головин с товарыщи челом бьют 113.

В нынешнем, государи, во 195 году майя в 27 (В подлинной отписке: 28 (там же, л. 468)) били челом вам, великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне, благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодер/ л. 190/192 /жцем, дворяня и переводчик и подьячие, которые посланы с нами, холопи вашими, на китайской посольской съезд для посольских дел, а нам, холопем вашим, подали за руками челобитную о вашем великих государей жалованье. И мы, холопи ваши, приняв тое челобитную, к вам, великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю и великой государыне благоверной царевне и великой княжне Софии Алексеевне, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, послали под сею отпискою к Москве.

А отписку, государи, и челобитную велели подать в Государственном Посольском приказе царственные большие печати и государственных великих посольских дел сберегателю, ближнему боярину и намеснику нового/ л. 190/192об. /родцкому, князю Василью Васильевичю Голицыну с товарыщи.

 

Июня в 1 день пошли с Кашины шиверы, и шли с великою тяжестию двема бечевами, для того что река была в тех местех быстра гораздо и камениста и быков малых и шивер было много.

Июня в 2 день бежали парусом к Каплинскому порогу. И того же чис



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: