Образовательные технологии, используемые в ходе учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков)




Содержание практики

 

Учебная практика включает выполнение следующих работ: получение теоретических знаний по методике устной истории, знакомство с принципами научной работы с устными источниками (первичные умения, входящие в состав приемов сбора, фиксации, чтения, комментирования и интерпретации устных исторических свидетельств), овладение приемами работы с устными историческими источниками (сбор – фиксация – чтение, или расшифровка – комментарий – интерпретация) на основе видео- и аудиозаписей, протоколов интервью, сбор и анализ устных источников по проблеме исследования (отработка усвоенных умений, овладение приемами сбора, фиксации и расшифровки устных исторических свидетельств и создание устных исторических источников), обработка данных, анализ и написание научного текста (комментирование и интерпретация устных исторических источников, последовательная отработка элементов анализа в соответствии с их уровнем сложности, от простых к более сложным: от чтения и расшифровки к комментированию и, наконец, к интерпретации).

Основными этапами учебной практики являются:

 

Организационно-подготовительный этап

 

В первый день практики происходит инструктивное совещание, в ходе которого магистранты получают документацию для прохождения учебной практики (дневники практики), составляют индивидуальный план практики, проходят инструктажи по технике безопасности и охране труда).

В ходе первого этапа практики, для студентов проводятся теоретические занятия по методике устной истории, где они знакомятся с понятием устной истории, анализируют ее практику, изучают предлагаемые ею новые технологии и методы исследования исторического прошлого. Большое внимание уделяется вопросам создания, документирования и архивирования устных исторических источников, формирования устных архивов. Предлагаются рекомендации по интерпретации и введению устных исторических источников в научный оборот. Затрагиваются дискуссионные вопросы дефиниций устной истории, предметного поля, концептуально-методологических подходов; анализируются оценки и критика устных исторических источников.

 

 

Подготовительный этап

 

На данном этапе происходит знакомство с принципами научной работы с устными источниками, создание мотивационной и ориентационной основ всех приемов работы с устными историческими источниками, работа с литературой по научной проблеме.

Магистранты получают практические рекомендации и методические материалы по организации научно-исследовательской работы, составляют программу, проект, вопросники для проведения интервью, анкеты, учатся составлять рапортичку, паспорт устного источника. На этом этапе магистранты овладевают исторической темой, изучают имеющуюся литературу, так как интервьюер должен быть в состоянии в случае необходимости подсказать респонденту забытые им известные факты, даты, события, имена, вокруг которых ведется опрос, уметь детализировать изучаемые проблемы с помощью наводящих вопросов. Без знания исторической канвы интервью проводить невозможно.

Студенты учатся составлять вопросники, а затем разрабатывать самостоятельные индивидуальные устноисторические проекты или программы. В ходе подготовительного этапа они учатся методике проведения интервью, анкетированию и другим видам опроса. Формируется умение применять интервью, выбирать его типы, формы, способность в конкретной ситуации определять последовательность этапов интервью. Магистрантами осваивается классическая схема пролонгированного интервью, которое включает: предварительные встречи для установления контактов, получения информации и договоренности об участниках, месте проведения, основных целях, датах и т. д.; проводятся одно или серия исследовательских интервью с целью глубокого зондирования памяти респондентов по предложенной теме. Практиканты обучаются технологии опроса: на основной фазе интервьюирования уточнять и корректировать получаемую информацию от интервью к интервью, привлекать другие источники; проводят пробное завершающее интервью для уточнения информации по фактологическому материалу (даты, имена, термины, названия, топонимы); проводят пробную заключительную фазу простого или пролонгированного интервью, когда исследователь «выходит» из беседы, благодарит за участие в программе. Проводятся учебно-методические тренировочные занятия для овладения умениями и навыками интервьюирования, в ходе которых формируются навыки общения с людьми, этика общения. Отдельные занятия посвящаются психолого-этическим аспектам интервью-диалога. Руководитель практики несет ответственность за носителя информации, к которому отправляет начинающего интервьюера.

В ходе подготовительного этапа формируются навыки работы с информацией. Магистранты обучаются фиксировать все виды информации, идущие от рассказчика, и умению их расшифровывать. Они также ознакамливаются со звукозаписывающей аппаратурой и носителями звукозаписи. В организации устной истории большое значение принадлежит высокой точности звукозаписи, от этого зависит последующее ее использование в научных исследованиях. Необходимо сформировать представления о принципах записи, сформировать психологические приемы обращения с техникой, снижающие эффект скованности респондента.

Практиканты обучаются правильной подготовке каждого выхода на интервью. В сумке практиканта должны лежать: ручка и бумага для записи, вопросник и вспомогательные материалы: книги, документы, удостоверяющие личность, техническое средство для записи, батарейки или аккумуляторы, запасные аудиокассеты) или видеокамера (в обоих случаях надо иметь сетевые шнуры, если придется подключаться к розетке). Всегда необходимо иметь запас пленок, памяти при цифровой записи, заряженные аккумуляторы.

В дневнике практики магистранты фиксируют ход подготовительного этапа (краткое содержание полученной ими теоретической и методической базы для организации и проведения устноисторической работы).

 

Исследовательский этап

 

В ходе этого этапа, который является основным, происходит сбор и анализ устных источников по проблеме исследования, обработка данных, анализ и написание научного текста, а также выступление с докладом по теме исследования.

Документирование предполагает несколько видов работ: составление подробного досье к каждому устному историческому источнику (в источниковедении эта информация нужна для так называемой «внешней критики документа», т. е. полного представления условий и факторов создания документа, которые так или иначе влияют и на форму, и на содержание источника); собственно формирование устного исторического источника, осуществляемое путем полновесного транскрибирования, т. е. переведение вербальной (устной) и визуальной (язык телодвижения) информации в письменный текст; наконец, составление карточки документированного интервью с протоколированием информации о созданном источнике.

Подробное описание должно содержать следующую информацию:

- дата, место проведения интервью; время начала и окончания записи;

- фамилия, имя, отчество респондента и данные о нем (происхождение, сведения о родителях и дедах, социальный статус, образование, профессиональная подготовка, места работы, должности), координаты (адрес, телефоны);

- общее количество минут записи, марка пленки или формат записи (цифровая);

- модель диктофона/видеокамеры, скорость записи (для аналоговой звукозаписи), оценка качества записи, архивный номер, присвоенный каждой кассете;

- указание на проведение во время интервью фотосъемки (портреты, вещи, панорама, сюжеты фотосъемки с полным описанием кадров).

Магистранты обучаются приемам и навыкам транскрибирования. Работа с текстом интервью предполагает переведение полной версии устного рассказа (вербальный текст) в письменную форму с расшифровкой визуальной (мимика, жесты, телодвижения) информации. Во время транскрибирования происходит как бы повторное восприятие записанного разговора, его осмысление, оценка поведения как собственного, так и респондентов.

В ходе этого этапа проводится тренинг по транскрибированию. Интервьюеры учатся замечать пропущенные возможности: прерванный сюжет, не «раскрученную» линию рассказа, забытые вопросы, нечеткие формулировки и произнесенные имена, топонимы и т.д, новое прослушивание позволяет увидеть новые нюансы в оценках и позициях рассказчика, более глубоко проанализировать полученный материал, выведет на новые горизонты осмысления всей исследуемой темы. Практиканты осваивают знаковую систему шифровки вербальной и визуальной информации, учатся составлять научно-справочную информацию.

Руководитель учебной практики несет ответственность не только перед вовлеченными в работу студентами, но и перед респондентами, научным сообществом и историей за сохранение полученных материалов. Поэтому в ходе исследовательского этапа формируются навыки не только грамотного документирования, но и грамотного архивирования полученных материалов.

Разрабатываются принципы архивирования. Каждый практикант все полученные рабочие материалы (полевые дневники, записи бесед, аудиозаписи и транскрибированные материалы) сдает руководителю практики. Устноисторические исследования завершаются созданием архива.

Собранные данные магистранты фиксируют в дневнике практики. Практиканты выступают с докладами по теме.

 

Заключительный этап

 

В ходе этого этапа происходит подготовка общего отчета по практике, оформление документов по практике, защита отчета по практике.

Образовательные технологии, используемые в ходе учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков)

 

При прохождении учебной практики (по получению первичных профессиональных умений и навыков) магистранты получают теоретическую и методическую базу для организации и проведения устноисторической работы.

В ходе практики используются современные образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии; исследовательские методы в обучении. При прохождении практики магистрантами осваиваются методики по составлению вопросников, анкет, паспортичек, сбору (подготовка и проведение интервью), анализу и систематизации научного материала (транскрибирование и оформление устных исторических источников).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: