Подготовка к работе с кейсом




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время при подготовке специалистов психолого-педагогического профиля, повышения эффективности их профессиональной подготовки часто делается акцент на использование инновационных направлений. Важную роль в подготовке компетентного педагога, психолога принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу.

При преподавании дисциплины «Психология подросткового возраста» автором предлагаются для студентов следующие направления кейс-технологий: 1) иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации; 2) учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; 3) учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения и т.д.; цель которого – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути, ее решения с анализом наличных ресурсов; 4) прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса - поиск путей решения проблемы.

Этапы работы с кейсом:

1. Этап введения в изучаемую проблему

Кейсы могут быть даны каждому студенту за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5-7 мин. в зависимости от сложности кейса. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса. Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения. 2. Анализ ситуации. Каждый из участников или группа представляют свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается).

3. Этап презентации. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо показать его достоинства и возможные направления эффективного использования в практике педагога.

4. Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

- Почему ситуация выглядит как дилемма?

- Кто принимал решения?

- Какие варианты решения он имел ввиду?

- Что ему надо было сделать?

Этап подведения итогов.

Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались студентами, в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов важно обосновать версию преподавателя. Следует акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения: («Жизнь богаче любой теории»), а затем выделить лучшие решения и расставить акценты поощрительного характера (рейтинг успеваемости).

При разработке кейсов автор опирался на материалы из учебных пособий, статей М.В. Антиповой (2011), М.Р. Варданян (2009), Т.Е. Денисович (2013), Л.Ф. Обуховой (2005), А.А. Реана (2009), М.А. Тишкевич (2012), О.В. Хухлаевой (2004), Д.И. Фельдштейна (2013), а также собственный опыт профессиональной деятельности в качестве педагога-психолога образовательного учреждения, психолога-консультанта социально-психологического центра СмолГУ.

 

Коллекция кейсов

Занятие 1.

Тема 1: Предмет психологии подросткового возраста

Подготовка к работе с кейсом

1) Сообщение преподавателем темы занятия – «Предмет психологии подросткового возраста» и ознакомление с формой организации проведения занятия.

2) Студенческая группа разбивается на малые группы (4-8 человек).

3) Выдается задание в группу.

Соотнести ключевые понятия предмета психологии подросткового возраста с дальнейшими изменениями проблематики и общественным развитием на современном этапе: подросток в свете современных отечественных и зарубежных периодизаций психического развития, особенности полового созревания и физического развития подростков, специфика социализации личности подростка, нравственное развитие подростка, акцентуации характера и нарушения поведения в подростковом возрасте, влияние семьи на психическое развитие подростка, личностное развитие и взросление подростка

подросток в свете современных отечественных и зарубежных периодизаций психического развития  
особенности полового созревания и физического развития подростков  
специфика социализации личности подростка  
нравственное развитие подростка  
акцентуации характера и нарушения поведения в подростковом возрасте влияние семьи на психическое развитие подростка  
личностное развитие и взросление подростка  

 

4) Группа заполняет таблицу на основе имеющихся представлений, корректировка будет осуществляться самостоятельно по итогам работы над кейсом.

 

Работа с кейсом

1) Каждая группа получает кейс, в котором содержится:

- Описание ситуации;

- Задания;

- необходимый пакет документов.

2) Студенты выполняют задания и выполняют их в виде схемы на листе ватмана.

 

Презентация работы

1) Группы поочередно представляют результаты работы.

2) Совместно обсуждаются результаты. Исправляются ошибки, неточности в представленных схемах.

3) Корректируются заполненные на первом этапе задания таблицы с соотнесением ключевых понятий юридической психологии, результаты представляются в аудитории.

4) Студенты фронтально отвечают на вопросы преподавателя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: