Общее теоретическое описание проблемы




Говоря о развитии личности в системе детско-родительских и семей­ных отношений, в первую очередь дадим определение понятий «семья» и «детско-родительские отношения». Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, прожи­вающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Такое определение семьи подчеркивает две характеристики, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей ее функционирова­ния. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения про­блем внутригрупповой коммуникации, т. е. общения между членами се­мьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, меж­группового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением - с прародительской семьей и т. д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как со­циальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой соци­альной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмо­циональной «перенасыщенностью» отношений членов семьи, где на одном полюсе - отношения любви, принятия и привязанности, а на дру­гом - ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отра­жающей и специфику культурно-исторического развития семьи, и свое­образие этапов ее жизненного цикла. Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как инсти­тут первичной социализации ребенка. Главные задачи семьи: формиро­вание первой социальной потребности ребенка - потребности в соци­альном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирова­ние предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и соци­альной компетентности - в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и в самостоятельной учебной дея­тельности в младшем школьном возрасте; создание условий для разви­тия автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. О.А. Карабанова говорит, что детско-родительские отношения со­ставляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной си­стемы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосре­дованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. А.С. Спиваковская предложила оценивать детско-родительские от­ношения по следующим характеристикам:

· Адекватность - степень точности восприятия индивидуальных осо­бенностей другого человека. Неадекватное восприятие ребенка, иска­жение его образа у родителя проявляется в том, что последний может не вполне правильно представлять себе мотивационную сферу ребен­ка, возрастно-психологические и эмоционально-личностные особен­ности. Искажения возникают вследствие действия защитных меха­низмов проекции, отрицания, рационализации, идеализации, обесценивания. У ребенка же искажение образа родителя проявляет­ся в мифе «всемогущества», пик которого приходится на дошкольный и младший школьный возраст; в мифе «холод непонимающего роди­теля», чаще встречающемся у подростков; в мифе «беспомощного ро­дителя», наблюдающемся у взрослых, которые воспитывались в не­полных семьях, семьях алкоголиков.

· Динамичность - способность к восприятию другого в зависимости от различных ситуаций.

· Степень дифференцированности - способность отличать образ от от­ношения к образу. А.Я. Варга считает родительское отношение целостной системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практи­куемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его ха­рактера, поступков. Влияние родительского отношения на психическое развитие ребен­ка, на формирование его личности очень велико. Описано множество нарушений родительского отношения и, как следствие, нарушений в раз­витии маленького человека. Любой стиль воспитания основан, в первую очередь, на эмоциональ­ном отношении. Известно, что в семье оно играет важную интегрирую­щую роль, благодаря чему члены семьи ощущают себя единой общно­стью, чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Из этого, несомненно, следует то, что стиль создает систему условий, в которых развивается личность ребенка.
Симбиотический стиль характеризуется стремлением родителя (или обоих родителей) установить с ребенком тесный, напряженный эмоцио­нальный контакт, принимать участие во всех, даже незначительных со­бытиях его жизни. При этом ребенок может лишиться своей индивиду­альности, превратиться в орудие удовлетворения эгоцентрических потребностей матери и/или отца. Необходимость родителя в эмоцио­нальной симбиотической привязанности может приводить к чрезмерно­му контролю и излишней опеке ребенка, которая тяготит последнего, за­ставляет его внутренне страдать от активного желания родителя (чаще всего матери) влиять на него. Симбиотический тип отношения неблаго­приятен для взаимодействия родителей и детей тем, что при этом фрустрируется важная для развития личности ребенка потребность в само­стоятельности и проявлении инициативы.

 

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей - командно-директивный; система требований, запретов и правил - ригидна и неизменна. У ребенка авто­ритарных родителей формируется зависимость, неспособность к лидер­ству, безынициативность, пассивность, полевое поведение, низкая сте­пень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности и моральной компетентности с ориентаци­ей на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессию и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

 

Демократический стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощре­нием развития его автономии. Такие родители реализуют демократиче­ский стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности ребенка. Результатом демократического родительства становится формирование высокой самооценки, адекватно­го самовосприятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегу­ляции, принятие и выполнение социальных правил и стандартов. Факто­ром риска при этом может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятных случа­ях это приводит к увеличению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требова­ний и ожиданий по отношению к ним гораздо выше. Для детей демокра­тичных родителей характерны высокая степень ответственности, компе­тентности, дружелюбия, хорошая адаптивность и уверенность в себе.

 

При попустительском стиле воспитания теплое эмоциональное при­нятие или индифферентное отношение сочетаются с низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. У детей таких родителей формируется инфантильность, высокая тре­вожность, зависимость, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

 

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) характеризу­ется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выра­женных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюда­ются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле фрустрируется одна из важных ба­зовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядо­ченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, не­уверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессив­ность и неуправляемость, способствует социальной дезадаптации. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответствен­ности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

 

Однако необходимо отметить, что для каждого возраста нормальным считается тот или иной стиль воспитания, что обусловлено спецификой возраста и теми задачами развития, которые на этом этапе решаются. У подростков возрастает необходимость эмоционального принятия, при 03, 2012 этом важно сохранение родителями высокого уровня контроля с призна­нием и поощрением автономии детей. Реализация демократического сти­ля воспитания отвечает необходимости изменения системы требований с учетом растущей компетенции детей. Таким образом, говоря о подрост­ках, подчеркнем, что на первый план выходит демократический стиль воспитания, т. е. он становится необходимым и нормальным в рассмат­риваемом возрастном периоде.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: Учеб. пособие / Т.П. Авдулова — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 240 с.

2.Аверин Вячеслав Афанасьевич. Психология детей и подростков: Учеб. пособие.— 2-е изд.,перераб. и доп. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.— 379 с.

3.Волков Борис Степанович. Психология подростка: Учеб. пособие [для студ. педвузов].— М.: Пед. о-во России, 2001.— 156 с.

4. Грецов Андрей Геннадьевич. Практическая психология для подростков и родителей / А. Г. Грецов.— СПб.: Питер, 2006.— 224 с.

5. Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей / В. Г. Казанская.— СПб.: Питер, 2006.— 240 с.

6. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С. Д. Смирнов.— СПб.: Питер, 2005.— 336 с.

7.Личко Александр Евгеньевич. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.— М.: Апрель Пресс;ЭКСМО-Пресс, 1999.— 406 с.

8. Личко Андрей Евгеньевич. Психопатии и акцентуации характера у подростков: [моногр.]; Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО): [краткое руководство] / А. Е. Личко; предисл., науч. ред. Л.И. Вассермана, Ю.В. Попова.— СПб: Речь, 2009.— 256 с.

9. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения: учеб. пособие для студентов вузов по направ. и специальностям психологии / И. И. Мамайчук, М.И. Смирнова.— СПб: Речь, 2010.— 384 с.

10. Психология подростка: Хрестоматия [для студентов ун-тов, пед. ин-тов и педколледжей, практических психологов, педагогов] / Сост. Ю.И.Фролов.— М.: Рос. пед. агенство, 1997.— 524 с.

11. Психология подростка: Учеб. [для студентов и преп.] / Под ред. А.А.Реана.— СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.— 480 с.

12. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А.Реана.— СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.— 128 с.

13. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш.— СПб.: Речь, 2005.— 400 с.

14. Психология подростка ["Трудный" возраст от 11 до 18 лет ]: учебник для студ. вузов / под ред. А.А. Реана.— СПб: Прайм-Еврознак, 2007.— 480 с.

15. Райс Филип. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие для студентов гуманитар. спец. / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. В. Квиткевича, Ю. Мирончика; под науч. ред. Е.И. Николаевой.— 12-е изд.— СПб: Питер, 2010.— 816 с.

16. Скурат Галина Геннадьевна. Подростки: Как помочь им стать настоящими людьми / Г. Скурат.— СПб: Речь, 2008.— 122 с.

17. Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова "Чучело") // Вопросы психологии. — 2008. — №5. — С.22-29

18. Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире 9проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. — М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. — 336 с.

19. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения / О.А. Фиофанова. — М.: Флинта:НОУ ВПО «МПСИ», 2012. — 120 с.

20. Хухлаева Ольга Владимировна. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов по спец.031000 - Педагогика и психология / О. В. Хухлаева.— 3-е изд., стер.— М.: Академия, 2008.— 160 с.

21. Хухлаева Ольга Владимировна. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров, студентов вузов по спец. 031000 "Педагогика и психология" / О. В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова; Моск. гор. психолого-пед. ун-т.— М.: Юрайт, 2013.— 367 с.

22. Цымбаленко Сергей Борисович. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования: [для педагогов, соц. работников, родителей] / С. Б. Цымбаленко.— М.: НИИ школьных технологий, 2010.— 256 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Пояснительная записка………………………………………… 4

Коллекция кейсов………………………………………………. 6

Список литературы……………………………………………… 30

 

 

Издательство

Смоленского государственного университета

 

Редактор

Компьютерная верстка

 

___________________________________________________________

 

Подписано к печати. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.
Печать ризографическая. Усл. п. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0. Тираж экз.
Заказ № 7.

___________________________________________________________

 

Отпечатано в ИТЦ СмолГУ

214000, Смоленск, ул. Пржевальского, 4

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: