Подготовка к работе с кейсом




1) Сообщение преподавателем темы занятия – «Нравственное развитие в подростковом возрасте» и ознакомление с формой организации проведения занятия.

2) Студенческая группа разбивается на малые группы (4-8 человек).

3) Выдается задание в группу:

а) группа осуществляет просмотр художественного фильма Р.А. Быкова «Чучело».

б) группа знакомится с материалами статей журналов: Собкина В.С., Маркиной О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Вопросы психологии. – 2008. – №5, а также «Я» в пространстве киноперсонажей фильма «Чучело»: особенности мотивационной атрибуции // Вестник практической психологии образования. – 2007. – №3.

 

4) Группа заполняет таблицу на основе имеющихся представлений об особенностях нравственной сферы подростка; корректировка будет осуществляться самостоятельно по итогам работы над кейсом.

 

Работа с кейсом

3) Каждая группа получает кейс, в котором содержится:

- Описание ситуации;

- Задания;

- необходимый пакет документов.

2) Студенты выполняют задания и выполняют их в виде схемы в тетради.

 

Презентация работы

9) Группы поочередно представляют результаты работы.

10) Совместно обсуждаются результаты. Исправляются ошибки, неточности в представленных схемах.

11) Корректируются заполненные на первом этапе задания таблицы с соотнесением ключевых понятий, результаты представляются в аудитории.

12) Студенты фронтально отвечают на вопросы преподавателя.

 

Описание содержания занятия

Содержание кейса

Описание ситуации

Фильм «Чучело» Ролана Анатольевича Быкова демонстрирует нам, как «один из многих» становится яркой индивидуальностью, действующей вопреки воле толпы. Например, в жизни возможно и такое: когда о прогуле класса стало известно учителю, школьники начали расследование с целью выяснить: «Кто рассказал?», скорее всего, предателя нашли бы быстро, человечек то он: дрянной, трусливый, слабовольный, чаще всего такие люди плохо умеют скрываться, обязательно занервничают и раскроют себя. Но на помощь пришла девочка, которая была влюблена в него. Лена взяла ответственность на себя, подвергнувшись в результате бойкоту со стороны одноклассников. В качестве наказания окружающие лишили ее одной из самых больших потребностей человека – общения, вернее оно стало односторонним: товарищи без конца придумывали разнообразные оскорбления в адрес Лены, не гнушались и физических мер воздействия по отношению к «предательнице». Несмотря на издевательства, которым подверглась лена, она не выдала любимого человека. Став добровольным изгоем, которого ненавидели не только дети. Но и многие взрослые, разрываясь от отчаяния и боли, она продолжала отстаивать свои принципы. Окружающие люди с готовностью превратили её жизнь в ад, не сомневаясь ни секунды в своём праве унижать, топтать, обличать предательницу. А ведь многие из них не были невинными овечками, но их грехи никому не известны, а значит, не подлежат всеобщему обсуждению, получается даже, что их (грехов) как бы и нет. Публичное бичевание, которому подверглась героиня тоже важный штришок, который в очередной раз показывает, что стая, защищая свою позицию, порвёт любого кто выступит против неё, пусть даже мнение большинства будет неправильным. Ролану Анатольевичу с глубочайшей достоверностью удалось передать человеческую жестокость. Причем добился он не обилием крови, мордобоя, стрельбы, а жизненным сценарием, хорошо продуманным и снятым антуражем. В результате, смотря на экран, отчетливо понимаешь, что реальность всегда страшнее выдуманного кошмара. Перед нами люди, лишенные милосердия, они напоминают роботов, запрограммированных на ненависть, несмотря на то, что внешне они не отличаются от остального человечества. В центре картины нравственно-этическая проблематика, определяющая основные конфликты, с одной стороны, личностное самоопределение подростка в ситуации группового давления, а с другой, особенности подросткового поведения (феномен «буллинга», школьной травли).

 

Задание 1. Ознакомиться с характеристиками нравственного развития подростков по материалам фильма.

Задание 2. Что вы думаете о влиянии на подростков сцен насилия, показываемых по телевизору? На какие ценности ориентируют подростков рекламные ролики и мыльные оперы?

Задание 3. Что вы думаете о возможностях метода разъяснения ценностей в нравственном воспитании подростков?

 

 

Задание 4. Подготовить презентацию по представлению нравственного развития современного подростка. Выступить с презентацией.

Прилагаемые материалы в соответствии со списком основной и дополнительной литературы.

 

Вопросы на понимание и закрепление материала

1) Выделите основные направления развития нравственного сферы подростка.

2. Определите наиболее важные проблемы сознательного поиска идеального образа, укладывающегося в нравственные требования развивающейся личности подростка.

 

Кейс №6

 

Перед педагогом-психологом стоит задача социально-психологического характера: обеспечение глубокого понимания обучающимися нравственной основы личности, гармонизации межличностных отношений в коллективе сверстников.

Задание 4 подгруппам: Анжела Юрьевна, классный руководитель 7 б класса обратилась к обучающимся 11 класса с вопросом подготовки рекомендаций по снижению конфликтности у подростков ее класса. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы улучшить психологический климат в 7 б классе? Кто должен заниматься этим? Какова формула создания комфортной психологической обстановки в классе?

Дается время на обсуждение в подгруппах. В итоге могут быть выдвинуты идеи, предложения, рекомендации о том, что нужно сделать для решения данной проблемы.

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информационные источники. Для обоснования своей точки зрения дополняют готовый кейс новой информацией.

Работа с кейсом: за несколько дней обучающимся озвучивается тема «Психологический климат в коллективе». Также проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Зная данный метод, обучающиеся находят информацию по данной теме, знакомятся с ней.

Сам кейс предоставляется обучающимся непосредственно на занятии. На его изучение, ознакомление с ним отводится 40 минут времени занятия, 5 минут отведено на формирование групп и повторение правил групповой работы.

Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Учитель консультирует, обучающиеся в подгруппах обсуждают варианты. По времени данный этап занимает 45 минут.

Затем организуется обсуждение вариантов решения подгрупп и занимает 20 минут. Итоговая часть занятия занимает 25 минут и посвящена обобщению полученных результатов. Итоговая часть занятия проводится педагогом-психологом с опорой на групповые варианты решений.

Затем в конце занятия индивидуально обучающиеся оценивают по 10-бальной шкале высказывания относительно своей работы на занятии: (в кейсе подготовлены для каждого бланки самоанализа)

1. Мне было легко и просто воспринимать информацию на занятии. Иногда мне казалось, что это для меня знакомо, просто я об этом не задумывался.

2. Сегодня я был крайне внимателен к происходящему без особого напряжения со своей стороны.

3. Я могу дословно воспроизвести все происходящее на уроке, думаю, что запомню надолго, потому что для меня это важная информация.

4. Мне доставляло интерес решать поставленные на занятии задачи. Мне было легко мобилизовать себя на работу.

5. Моя позиция на занятии: (выбрать 1 вариант)

- агрессивное неприятие 1 балл

- избегание по-тихому 2 балла

- работа по инструкции 4 балла

- старание и внимательность 6 баллов

- стремление к творчеству 8 баллов

- стремление максимально реализовать свои возможности 10 баллов

Максимальное количество баллов – 50.

Анализ индивидуальных оценок обучающихся дает возможность мне судить об эффективности проведенного занятия кейс методом.

Содержание кейса:

Задание №1. Проанализируйте высказывания «Всякая злость происходит от бессилия» Руссо, «Оскорбляя другого, ты не заботишься о себе» Леонардо да Винчи, «Хочешь уважения – не начинай с оскорбления» Грасиан, «Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца» Азмосто.

Как вы понимаете смысл данных высказываний? Как поступает в жизни человек, следуя данным афоризмам? Обоснуйте применительно к рассматриваемой проблеме.

Какое ключевое слово (а) содержат афоризмы? Каковы будут в соответствии с этими словами стили поведения человека в коллективе?

Задание №2. Подберите к полученным словам противоположные по значению. Какое влияние они оказывают на нравственное развитие личности, на общение с другими людьми?

Задание №3. Используя полученный в задании №2 список личностных качеств, математические знаки: +, -, х, =, составьте формулу, доказывающую жизненную теорему: «Если ты шипы посеешь, то виноград не соберешь» (восточный мудрец Ас-Самарканди).

(Составляйте варианты формул из слов и знаков на парте, готовый вариант запишите маркером на лист. Обсудите в группе решение теоремы).

Вопросы для обсуждения по материалам кейсов

1. Обсудите в группах результаты работы по проблеме.

2. Опираясь на материалы кейса, сравните полученные данные в подгруппах.

3. Определите идеи, предложения, рекомендации по решению поставленных выше задач.

4. Сформулируйте гипотезу о перспективах развития психологического климата коллектива 7б класса. Организуйте обсуждение в группах, выработайте рекомендации.

 

 

Занятие 4.

Тема 4: Личностное развитие в подростковом возрасте

Кейс № 6

1.Познакомиться с фрагментом психологического консультирования родителя по проблеме взаимоотношений с младшим подростком в связи с особенностями его личностного развития. Наметить пути оказания дальнейшей помощи семье подростка.

1. Общая информация о родителе и ребенке. На прием к педагогу-психологу обратилась Алина Владимировна, мать ученика 5 «в» класса Евгения С. Поводом обращения явилась неспособность матери «управлять сыном», непонимание друг друга в течение последнего времени («…Помогите, не справляюсь со своим сыном…не могу найти общий язык…»). Возраст ребенка 12 лет. Из данных анамнеза отмечаю: Евгений является уроженцем города Смоленска. Практически с рождения воспитывается только матерью и ее родителями. Биологический отец оставил мать ребенка, узнав о ее беременности. Наследственность психопатологически не отягощена. Подросток рос и развивался в соответствии с основными возрастными периодами в неполной семье. В МБОУ СОШ №3 обучается с 1 класса. В начальной школе был удовлетворительно социально адаптирован. В настоящее время при переходе в основное звено школы заметно изменился: стал упрямым, непослушным, стремится манипулировать матерью, резко снизилась мотивация к обучению в школе. По ряду основных предметов получил более 8 неудовлетворительных оценок.

2. Описание первичной встречи Мать обратилась к педагогу-психологу через классного руководителя Ингу Викторовну. В первичной беседе предъявляла выше указанные жалобы. Установление контакта осуществлялось через приветствие, представление себя, краткого описания процесса консультирования и сообщения принципа конфиденциальности. Алине Владимировне была представлена возможность выговориться («…Расскажите, пожалуйста, что Вас беспокоит в вашем сыне?»). Во время слушания были применены техники паузы, пассивного слушания с вербальными компонентами, парафраз и обобщение. По окончании рассказа матери Евгения, ей был задан вопрос: «Алина Владимировна, что вы чувствуете, когда мне об этом говорите?»). Психологом были актуализированы чувства и переживания клиентки (ее тревога, беспокойство за сына, страх развития сильной конфронтации с ним). По итогам первичной встречи формулировка проблемы и запроса- мать с ребенком не слышат друг друга, Евгений стал оппозиционно вести себя, игнорировал выполнение домашних заданий.

3. Теоретический анализ результатов консультирования Данный консультативный случай матери ученика 5 класса Евгения С. мы проанализируем с точки зрения адлерианского подхода. Проанализировав жизненный стиль ребенка, мы предполагаем формирование у него неправильного поведения в связи с такими нарушенными стратегиями как привлечение внимания и властолюбие. Поскольку ребенок большую часть времени представлен сам себе (мать работает целый день, мальчик чаще один дома), нуждаясь во внимании матери, он старается периодически манипулировать ею, стремясь с одной стороны, привлечь ее внимание к нему, а с другой- к власти их отношений взаимодействия. Стратегия дальнейшей работы предполагает консультативную помощь как матери, так и ребенку.

 

Кейс № 7

1. Познакомиться с фрагментом психологического консультирования родителя по проблеме взаимоотношений с подростком в связи с особенностями его личностного развития и нарушенными родительско-детскими отношениями.

2.Составить план диагностических мероприятий (в виде психодиагностической таблицы)

Феноменология проблемы Возможные психологические причины Способы проверки
     

3.Проанализировать теоретическое описание проблемы.

4. Сформулировать диагностические гипотезы.

5. Указать способы проверки диагностических гипотез и сформулировать психологический диагноз.

6. Наметить пути оказания дальнейшей помощи семье подростка и формулировки рекомендаций для родителей.

 

Содержание кейса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: