Содержание кейса
Описание ситуации
Дисциплина «Психология подросткового возраста» направлена наформирование у обучающихся системы представлений об особенностях психического развития в подростковом возрасте, основных закономерностях, факторах, условиях и движущих силах. Подростковый период — важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Его можно сравнивать с распутьем, где Иван—Царевич остановился в раздумье около камня с надписью: «Налево пойдешь…направо пойдешь…». В одну сторону— путь к реальной взрослости, когда человек принимает на себя ответственность за свою жизнь, понимает смысл собственного бытия, ощущает радость жизни. В другую — к взрослости иллюзорной, инфантильной или асоциальной с множеством проблем. Но особенно трудно приходится подростку, когда его взросление происходит в условиях нестабильности в экономической и культурно-ценностной сферах развития современного общества кризиса семьи. Именно в таких условиях пребывает большинство современных подростков. Несмотря на разницу в социальной среде почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять психоактивные вещества. В такой ситуации самые заботливые родители и педагоги нередко оказываются беспомощными. Не понимая, что происходит с подростками, они совершают поступки, усугубляющие кризисное состояние их детей. При этом часто сами родители находятся в стрессовом состоянии, неблагоприятно сказывающемся на их эмоциональном и физическом благополучии. Одной из важнейших задач курса «Психология подросткового возраста» является вычленение основных проблем возрастного периода, отработка основных путей их решения для самих подростков, так и окружающих взрослых — педагогов и родителей.
|
Задание 1.
Ознакомиться со структурно-содержательным наполнением дисциплины «Психология подросткового возраста», ее соотнесенность с другими разделами возрастной психологии, а также со смежными отраслями знаний.
Задание 2. Предсказать дальнейшие изменения проблематики психологии подросткового возраста в связи с общественным развитием.
Задание 3. Подготовить презентацию по представлению современных узловых проблем психологии подростка и указать альтернативные пути решения. Выступить с презентацией.
Прилагаемые материалы в соответствии со списком основной и дополнительной литературы.
Вопросы на понимание и закрепление материала
1) Выделите основные этапы развития психологии подросткового возраста.
2. Составьте библиографический справочник ученых, внесших значительный вклад в развитие психологии подросткового возраста, обозначьте круг их основных научных интересов.
3. Выделите проблемы, общие для педагогики и психологии, а также проблемы, относящиеся исключительно к проблемному полю психологии подростка.
Занятие 2.
Тема 2:Подросток в новом историческом времени
Подготовка к работе с кейсом №1.
1) Сообщение преподавателем темы занятия – «Подросток в новом историческом времени» и ознакомление с формой организации проведения занятия.
2) Студенческая группа разбивается на малые группы (4-8 человек).
|
3) Выдается задание в группу. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.
Содержание кейса №1.
Опираясь на знания при изучении проблемного поля современного подростка, преподаватель ставит перед аудиторией проблемные задачи:
А)определите роль культурных и исторических факторов, оказывающих существенное влияние на развитие в период отрочества;
Б) Как вы думаете, у подростков слишком много или слишком мало возрастных привилегий? Объясните свой ответ.
В) Какие существенные жизненные перемены происходили в период вашего взросления? Как они отразились на вашей последующей жизни? Аргументируйте ответы.
С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.
Форма представления студентами конечного результата: заключение.
Кейс №2.
Распределите нижеуказанные психические явления по группам: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства личности — темперамент, ощущения, настроение, стресс, речь, творческий подъем, сдержанность, мышление, характер, тревожность, память, страдания, восприятие, способности, честность, гибкость ума, эмоции, направленность. Приведите примеры проявления указанных психических явлений в среде реального взаимодействия современного подростка.
|
Кейс № 3.
Особенности развития когнитивной сферы подростка. Выдается задание в группу. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос № 1: согласны ли вы с мнением Я.А. Пономарева, что человек достигает пика интеллектуального развития в 12 лет? Вопрос №2: В одну маленькую деревушку в Моравии, которая тогда была в составе Австро-Венгрии, приехал с проверкой инспектор министерства просвещения. Проверка прошла удачно, и в конце урока инспектор задал вопрос подросткам: «Сколько волос у лошади?». Один подросток тут же поднял руку и сказал: «У лошадей 3 571 962 волоса». Инспектор с удивлением спросил: «А откуда ты знаешь, что это точное число?». Мальчик ответил: «Если вы не верите мне, можете сосчитать сами». Инспектор засмеялся и сказал, что непременно расскажет эту историю коллегам по возвращении в Вену. И с этим он уехал. Когда через год инспектор приехал в эту школу с очередной проверкой, у него спросили, понравилась ли его коллегам история с количеством волос у лошади. На что инспектор ответил: «О да, это была забавная история. Но я не мог ее рассказать. Когда я вернулся в Вену, то, хоть убейте, никак не смог вспомнить число волос». В этой истории есть примеры конвергентного и дивергентного мышления. В чем они выражаются?
Занятие 3.
Тема 3:Особенности аффективной сферы подростка
Кейс № 4.