Стратегия и тактика восстановления речи





М. К. Шохор-Троцкая

речи в целях восстановления, а с позиций нейропсихологии при рассмотрении характерных черт всех форм афазии.

Монография А.Р. Лурия «Основные проблемы нейролин-гвистики» выходит за рамки всех работ других авторов, кото­рые подошли к афазиям сугубо лингвистически, игнорируя не только психолингвистический, но и нейропсихолингвистичес-кий подход. К этой проблеме с таких же сугубо лингвистичес­ких позиций можно было бы подойти при изучении наруше­ния речи у глухих, слепоглухонемых и т.д. Это объясняется тем, что лингвисты абсолютно не знали и не знают форм афа­зии, не знают мозговой организации ВПФ, в связи с чем они подходили к этому чисто формально, с позиций гештальтпси-хологии, в результате возникала картина, искажающая суть афазий.

С первых же лет работы в НИИ неврологии РАМН перио­дически в поле моего зрения появлялись больные с «проводни­ковой» афазией. Первым таким больным был Авдонин в 1958 году. Я присутствовала на клинических разборах этого больно­го, проводимых Р.А. Ткачевым и Н.В. Коноваловым. Когда Р.А. Ткачев сказал, что это какой-то вариант моторной афазии (Р.А. Ткачев, 1961), я заметила, то есть сказала ему, что у боль­ного есть и нарушения понимания, на что Р.А. Ткачев сердито проворчал: «Берите чистые случаи». Вторым таким больным (уже без нарушений понимания) был Тер-Гаспарян, хирург из Сухуми. Инсульт у больного случился в поезде, и больной объ­яснил водителю такси, чтобы тот отвез его в Институт невро­логии. Этот уникальный больной успел при поступлении в Ин­ститут написать дочери письмо из пяти строк без единой ошибки, которое мы с Э.С. Бейн прочитали, написали адрес на конверте и отправили в Сухуми. Этот больной подробно опи­сан в монографии Э.С. Бейн «Афазия и пути ее преодоления». Я занималась с больным по методике, предложенной Э.С. Бейн.

В 1973 году Э.С. Бейн, готовя материал для симпозиума по


Стратегия и тактика восстановления речи

«Бессознательному» в Тбилиси, как-то зашла ко мне в кабинет и сказала: «Марианна, объясните мне, что такое «проводнико­вая» афазия». На что я ей ответила: «Это вы, Эсфирь Соломо­новна, объясните мне, что это за загадка».

Шли годы. И вот в 1975—1978 гг., когда Э.С. Бейн уже не работала в Институте неврологии, я случайно, обследуя двух больных с «проводниковой» афазией, обнаружила, что они оба левши. Так началась проблема изучения афазии у левшей.

Итак, в настоящее время сложилась такая ситуация, при которой для меня пришло время обобщить весь свой опыт афа-зиолога (считаю, что это законный, нормальный термин для современного афазиолога, нейропсихолога-афазиолога) с по­зиций «плазного» подхода, «плазного» моделирования восста­новления нарушенных ВПФ, решить вопросы стратегии и так­тики восстановительного процесса.

Вернусь к очень важной проблеме — проблеме кровоснаб­жения коры и глубинных отделов мозга. Среди нейропсихоло-гов этому вопросу уделял внимание лишь А.Р. Лурия. Я уже писала раньше, что афазии возникают у больных после ин­сульта при поражении сосудов бассейна левой средней мозгот вой артерии, снабжающих кровью теменную, височную и лоб^ ную доли. Я обратила внимание на то, что есть серия афазий, которые связаны с поражением вторичных полей мозга, есть серия афазий, которые связаны с поражением третичных полей второго и третьего функциональных блоков. Эти афазии очень отличаются друг от друга тем, что при первых грубо нарушает­ся письмо, а не только устная речь и понимание речи, а при вторых формально сохраняется письмо и письменная речь, формально сохраняется понимание речи. Вторая группа афа­зий связана с функциями I функционального блока мозга, то­низирующими третичные поля II и III-го функциональных блоков.

Обратила внимание и на то, что преодоление афазий рас­сматривают зачастую в отрыве от ВПФ правого полушария.


М. К. Шохор-Троцкая

Правое полушарие традиционно игнорировалось абсолютно всеми афазиологами.

Выявилось «неожиданно», что правое полушарие, совер­шенно выпавшее из поля зрения всех афазиологов, не только дает нам материал для «оречевления», что это не только зри­тельное восприятие, а левое полушарие «оречевляет» все, что мы видим, слышим, ощущаем и чувствуем.

В 1997, 2000 гг. вышло в свет третье пособие по восстанов­лению речи у больных с афазией «Коррекция сложных речевых расстройств». Вышло оно двумя тиражами. В одном случае под фамилией Бурлакова (1997), в другом — под фамилией Шохор-Троцкая (2000). В этом, последнем пособии я впервые, подво­дя итоги жизни, пыталась передать логопеду, больным и родст­венникам больных типы заданий для восстановления фонема­тического слуха при акустико-гностической афазии, восста­новления артикуляционной стороны речи при афферентной моторной афазии с опорой на оральный праксис, восстановле­ния плавности высказывания при эфферентной моторной афа­зии, преодоления нарушений импрессивного аграмматизма при амнестико-семантической афазии, преодоления дефектов слухоречевой памяти при акустико-мнестической афазии и преодоления планирования высказывания и восстановления экспрессивной речи у больных с динамической афазией.

Это пособие, о котором я говорю, хорошо иллюстрировано. В отличие от предыдущих пособий в нем предлагается 2000 (две тысячи) рисунков и 521 задание с лексикой, охватываю­щей почти все ядро лексикона бытовой, разговорной речи.

Кроме этого, «плазный» подход к проблеме восстановления речи при афазии позволил нам, уже после того, как вышли в свет книги «Речь и афазия» (1997) и пособие «Коррекция слож­ных речевых расстройств» (1997), перейти к написанию книги для логопедов-афазиологов, с тем чтобы передать им то, поче­му был выбран наш подход к этой проблеме при составлении книги «Коррекция сложных речевых расстройств», а также по­чему был выбран и подобран специальный дидактический ма-


Стратегия и тактика восстановления речи


•389*


териал для каждой формы афазии. Это же привело нас к удиви­тельному «открытию», что в основе восстановительного обуче­ния, в основе перестройки нарушенных речевых функций лежат совершенно неучтенные функции правого полушария головного мозга, и возникло понимание, что, начиная с пер­вых дней работы с больными, в основе успешного восстановле­ния речевых функций при всех формах афазии лежат функции за­тылочной доли, функции чтения и зрительного восприятия как всего окружающего мира, так и рисунков. В этом-то и заключа­ется «плазный» подход к преодолению афазии, с учетом функ­ций всех трех функциональных блоков (по вертикали от I к III, и по горизонтали — ото лба до затылка).

Дорогие мои ученики, логопеды, мои бывшие студенты, свое «Послесловие» я заканчиваю по-своему.

После перенесенных мною трех (не грубых) нарушений мозгового кровообращения, преодолевая их, я подошла к со­зданию этой последней монографии, темой которой стало привлечение логопедов к значимости знаний основ невроло­гии, нейропсихологии, нейролингвистики и более глубокому пониманию формирования ВПФ у детей с момента их рожде­ния до 16—18-летнего возраста. Понимания того, что в работе с больными с афазией, «что посеешь, то и пожнешь», что лого­пед для больного с афазией не только друг и сестра, но и мать, поскольку ребенка учит говорить и понимать речь не кто иной, как мать.

Доброго вам пути, дорогие логопеды, в благородном деле помощи больным I—II групп инвалидности.

Итак, велик был И.П. Павлов, сказавший, что патология часто открывает, разлагая и упрощая, то, что заслоняет слит­ное и усложненное при физиологической норме.

Будущим поколениям логопедов, афазиологов и нейропси-
хологов, активно включающихся в настоящее время в нейро­
психологию детского возраста, предстоит сделать еще очень-
очень много наблюдений и открытий. t,



Ki'


ЛИТЕРАТУРА

1. АВАКЯН Р. В. Исследование восприятия изолированных гласных

носителями русского языка (здоровыми и больными с синдромом сенсорной и моторной афазии) //Физиология человека, 1976. Т. 2. № 1. - С. 81-90.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста (Учеб-

ное пособие) /Под ред. Л.С. Цветковой. — М. — Воронеж: Изд-во НПО - «МОДЭК», 2001. - 265 с.

3. АЛЛЕ А.Х. К проблеме мозговой организации речевых функций у

детей //Проблемы медицинской психологии. — М.: МГУ, 1960. — С. 89-96.

4. АЛЕКСАНДРОВ Н.Ш. К методике восстановления чтения у боль-

ных с оптической агностической алексией //Распад и недоразви­тие языковой системы. Межвуз. сб. науч. раб. — СПб., 1991. — С. 24-38.

5. АНАНЬЕВ Б.Г. и др. Осязание в процессах труда и познания. —

М., 1959.

6. АНОХИН П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлек-

са. — М.: Медицина, 1968.

7. АРТЕМОВ В.А. Восприятие и понимание идиом //Уч.записки I

МГПИИЯ, Т. XVIII, 1960.

8. АРТЕМОВ В.А. Тон и интонация. Доклад на 4-м Международн.

конгрессе по фонетическим знаниям. 4/9. 1961. Хельсинки. — М., 1961.-С. 1.

9. Артериальная гипертония и профилактика инсульта: Пособие для

врачей /Под руководством Арабидзе Г.Г., Верещагина Н.В., Сус-линойЗ.А. — М., 1999.

10. АСМОЛОВ А.Г. Мир А.Р. Лурия и культурно-историческая психо­
логия //I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. — М.:
МГУ, 1998.

11. Ассоциативные системы мозга /Под ред. А.С. Батуева. — Л.:
Наука, 1976.-213с.

12. Афазия и восстановительное обучение. Тексты /Под ред. Л.С.
Цветковой, Ж.М. Глозман. — М.: МГУ, 1983.


391>

13. АХУТИНА Т.В. и др. Семантический синтаксис и ориентация на
порядок слов в онтогенезе //Семантика в речевой деятельнос­
ти. - М., 1988.-С. 5-19.

14. АХУТИНА Т.В. Порождение речи (нейропсихологический анализ
синтаксиса). - М.: МГУ, 1989. - 215 с.

15. АХУТИНА Т.В. Проблемы строения индивидуального лексикона
человека в свете идей Л.С. Выготского //Вестник МГУ, серия IV
(психология), № 4, 1994.

16. АХУТИНА Т.В. Методы нейропсихологического обследования
детей 6—8 лет //Вестник МГУ, серия IV (психология), № 2, 1996.

17. АХУТИНА Т.В. Нейролингвистика нормы //I Международная
конференция памяти А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1998. - С. 289-298.

18. АХУТИНА Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий
детей как основа использования нейропсихологических методов в
школе //I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. —
М.: МГУ, 1998. - С. 201-208.

19. АХУТИНА Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и
коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы
к диагностике и коррекции речевых расстройств. — СПб., 2001. —
С. 195-213.

 

20. АХУТИНА Т.В., ИГНАТЬЕВА С.Ю., МАКСИМЕНКО М.Ю.,
ПОЛОНСКАЯ Н.Н., ПЫЛАЕВА Н.М., ЯБЛОКОВА Л.В. Методы
нейропсихологического обследования детей 6—8 лет //Вестник
МГУ, серия 14 (психология), 1996.

21. БАБЕНКОВА С.В. Клинические синдромы поражения правого
полушария мозга при остром инсульте. — М.: Медицина, 1971. —
263с.

22. БАДАЛЯН Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1975, 1998.

23. БАЛОНОВ Л.Я., ДЕГЛИН В.Л., КАУФМАН Д.А. Функциональ­
ная специализация и особенности нервной организации недоми­
нантного и доминантного полушарий //Функциональная асим­
метрия и адаптация человека. — М., 1976. — С. 22—25.

24. БАЛОНОВ Л.Я., ДЕГЛИН В.Л. Слух и речь доминантного и недо­
минантного полушария. — Л.: Наука, 1976. — С. 218.

25. БАРУ А.В. Функциональная специализация полушарий и опозна­
ние речевых и неречевых звуковых сигналов //Сенсорные систе­
мы. - Л.: Наука, 1977. - С. 85-114.

26. БАРЫШНИКОВА К.К. О просодических единицах речи //Экспе­
риментальная фонетика. — Минск, 1972.




27. БАССИН Ф.В. У пределов распознаваемого: к проблеме предрече-
вой формы мышления //Бессознательное. — Тбилиси: Медицие-
реба, 1976. Т.З. - С. 735-751.

28. БАССИН Ф.В. Предисловие «О современном кризисе психоана­
лиза» к монографии Л. Шертока «Непознанное в психике челове­
ка». — М.: Прогресс. — С. 5—24.

29. БАССИН Ф.В, БУРЛАКОВА М.К., ВОЛКОВ В.Н. Проблемы
психологической защиты //Психологический журнал, 1988. Т. 9.
№ 3. - С. 78-86.

30. БАТУЕВ А.С. Эволюция лобных долей и интегративная деятель­
ность головного мозга. — Л.: Медицина, 1973. — 127 с.

31. БАТУЕВ А.С., КУЛИКОВ Г.А. Введение в физиологию сенсорных
систем (Учебное пособие). — М.: Высшая школа, 1983. — 247 с.

32. БЕЙН Э.С. О диссоциации письма при афазиях //Ж. Невропато­
логии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Т. 54. 1954, вып.12. —
С. 1006-1013.

33. БЕЙН Э.С. Об особенностях аграмматизма при сенсорной афа­
зии. Тезисы докл. 7-й научной сессии Ин-та неврологии АМН
СССР. - М., 1954. - С. 8.

 

34. БЕЙН Э.С. О некоторых особенностях смысловой структуры
слова и грамматического строя речи при сенсорной афазии //Во­
просы
психологии. 1957. № 4. — С. 90.

35. БЕЙН Э.С. Парафазии при различных видах афазий //Вопросы
клиники и патофизиологии афазий. — М., 1961. — С. 117—139.

36. БЕЙН Э.С. Афазия и пути ее преодоления. — Л.: Медицина, 1964.

37. БЕЙН Э.С. Основные принципы работы по восстановлению речи
при афазии у взрослых //Дефектология. 1969. № 6.

38. БЕЙН Э.С. К вопросу о роли неосознаваемой психической дея­
тельности в структуре гностических и афазических расстройств
//Бессознательное. — Тбилиси: Медицеереба, 1976. Т.2. —
С. 322-330.

39. БЕЙН Э.С., БУРЛАКОВА М.К., ВИЗЕЛЬ Т.Г. Восстановление
речи у больных с афазией (Сб. упражнений). — М.: Медицина,
1982.- 154с.

40. БЕЙН Э.С., ВИЗЕЛЬ Т.Г. О неосознаваемой психической дея­
тельности при некоторых формах восприятия речи больными с
афазией //Бессознательное. — Тбилиси: Медициереба, 1978
Т.З.-С. 313-318.

41. БЕЙН Э.С., ВЛАСЕНКО И.Т. Глагольные парафазии у больных с
моторной и сенсорной афазией //Дефектология. 1975. № 4. —
С. 19-27.


"•? Q Q

42. БЕЙН Э.С., ГЕРЦЕНШТЕЙН Э.Н., РУДЕНКО З.Я., ТАПТАПО-
ВА С.Л., ЧЕРНОВА А.Д., ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К. Пособие по
восстановлению речи у больных с афазией. — М.: Медгиз, 1962

43. БЕЙН Э.С., КЙСТЕНЕВ Б.А., ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К К во­
просу о фрагментарности слухового восприятия речи при сенсор­
ной афазии //Физиологические механизмы нарушения речи. —
Л., 1967. - С. 19-28.

44. БЕЙН Э.С., ОВЧАРОВА П.А. Клиника и лечение афазий. —
София: Медицина и физкультура, 1970.

45. БЕЙН Э.С., СТОЛЯРОВА Л.Г., ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К. Осо­
бенности динамики афазических расстройств при тромботичес-
ком инсульте в условиях специальной терапии в зависимости от
кровоснабжения очага поражения //Сосудистая патология голов­
ного мозга. — М., 1966.

46. (БЕЙН Э.С., ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К.) BOYN E.S. AND SHOR-
HOR-TROTSKAYA М.К. Preventive method of speech rehabilitation
in aphasia. Cortes, 1960, 4, 96.

47. БЕЙН Э.С., ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К. Поэтапная организация
восстановительной терапии у больных с афазией сосудистого про­
исхождения //Предупреждение и лечение нарушений мозгового
кровообращения. — М., 1965. — С. 307—312.

48. БЕЙН Э.С., ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К. К вопросу о дифференциа­
ции вариантов синдрома афазических расстройств (на примере
афферентной моторной афазии). Материалы VII научи, сессии по
дефектологии. — М., 1975.

49. ВЕЛЬСКИЙ А.В. Побудительная речь //Ученые записки МГПИЯ.
Т.6, 1953.

50. БЕРНШТЕЙН Н.А. О построении движений. — М., 1947.

51. БЕСПАЛЬКО И. Г. К вопросу об асимметрии внимания //Вопро­
сы психологии. 1970. № 5.

52. Бессознательное /Под. ред Ф.В Бассина, Н. Узнадзе и др. — Т. 1,
2, 3, 4. — Тбилиси: Медициереба, 1976.

53. БЕТЕЛЕВА Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного
восприятия. — М.: Наука, 1983. — 173 с.

54. БЕТЕЛЕВА ТТ., ДУБРОВИНСКАЯ Н.В., ФАРБЕР Д А. Сенсор­
ные механизмы развивающегося мозга. — М.: Наука, 1986. —
175с.

55. БЕТЕЛЕВА Т.Г., ФАРБЕР Д.А. Электрофизиологический анализ
внутриполушарных различий в механизмах зрительного опозна­
ния //Журн. высш. нервн. деят. 1984. — С. 841—847.

56. БЕХТЕРЕВ В.М. Мозг и его деятельность. — М., 1928.


57. БЕХТЕРЕВА Н.П. Нейропсихологические аспекты психической
деятельности человека. — Л., 1977. — 152 с.

58. БЕХТЕРЕВА Н.П. Здоровый и больной мозг человека. — М
1988.-260с.

59. БЕХТЕРЕВА Н.П. О мозге человека. XX век и его последняя «де­
када» в науке о мозге человека. — СПб., 1997. — 67 с.

60. БЖАЛАВА И.Т. Установки и поведение. — М., 1968.

61. БОЖОВИЧ Е.Д. Этапы развития языковой компетенции ребен­
ка //Языковое сознание. Содержание и функционирование /Под
ред. Е.Ф. Тарасова. — М., 2000.

62. БОСКИС P.M. Формирование грамматического строя речи. — М.,

1955.

63. БОСКИС P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.

64. БОСКИС P.M., КОРОВИН К.Г., СИНЯК В.А. Формирование
грамматического строя языка у тугоухих учащихся. — М., 1955.

65. БРАГИНА Н.Н., ДОБРОХОТОВА Т.А. Функциональные асим­
метрии человека. — М.: Медицина, 1981.

66. БУБНОВА Г.И., ДУРОВА Н.В., ЮРЬЕВА Н.М. Когнитивные ме­
ханизмы овладения чтением //Языковое сознание. Содержание и
функционирование. Тезисы /Под ред. Е.Ф. Тарасова — М.,
2000. - С. 40-41.

67. БУРЛАКОВА М.К. (ШОХОР-ТРОЦКАЯ). Логопедическая работа
при афазии на раннем этапе восстановления. — М., 1972.

68. БУРЛАКОВА М.К. Новое в преодолении нарушения речи при
«проводниковой» афазии //Недоразвитие и утрата речи. Вопросы
теории и практики. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. — С.
130-143.

69. БУРЛАКОВА М.К. К вопросу об афазии при левшестве //Пробле­
мы патологии речи. — М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1989. — С.
18-19.

70. БУРЛАКОВА М.К. Роль левшества в восстановлении речевых
функций у больных с афазией //Оптимизация реабилитационного
процесса при церебральном инсульте. — Л.: Изд-во Ин-та им.
В.М. Бехтерева, 1990. - С. 38-41.

71. БУРЛАКОВА М.К. Особенности речи больных с афазией при лев­
шестве и при парциальной афферентной моторной афазии //Учи-
телю-дефектологу: Межвузовский сборник научных трудов. — М.:
МГПУ им. В.И. Ленина, 1991. - С. 46-58.

72. БУРЛАКОВА М.К. Коррекционно-педагогическая работа при
афазии. — М.: Просвещение, 1992.


73. БУРЛАКОВА М.К. Помогите левше //Медицина для вас. 1994.
№ 7-8. - С. П.; 1995. № 3. - С. 10.

74. БУРЛАКОВА М.К. Афазия //Логопедия. В 2 кн. /Под ред. Л.С.
Волковой. — Кн. 1-я. Гл. XIII — М.: Просвещение, 1995. —
С. 308-345. 3-е изд., 1998.

75. БУРЛАКОВА М.К. Трудно быть левшой //Здоровье (приложение
к АиФ). 1995. № 7 (56). - С. 5.

76. БУРЛАКОВА М.К. Коррекция сложных речевых расстройств
(Сборник упражнений). — М.: Селена, 1997а, 2000. — 350 с.

77. БУРЛАКОВА М.К. (ШОХОР-ТРОЦКАЯ). Речь и афазия. - М.:
Медицина, 19976. - 300 с.

78. БУРЛАКОВА М.К. О речевых нарушениях у детей в связи с про­
блемой левшества //Коррекционная педагогика — вчера, сегодня,
завтра. — М.: Прометей, 1997. — С. 237—238.

79. БУРЛАКОВА М.К. Еще раз о преодолении апраксии артикуляци­
онного аппарата у больных с афферентной моторной афа­
зией //Проблемы патологии развития и распада речевых функ­
ций. - СПб: СПБУ, 1999. - С. 95-100.

80. БУРЛАКОВА М.К. Советы специалиста: один, два, три... //Жен­
ское здоровье. 1999. № 12. — С. 8—9.

81. БУРЛАКОВА М.К. Советы логопеда. — М.: ЭКСМО-Пресс, Селе­
на, 2001. — 63с.

82. БУРЛАКОВА М.К., КАЛАБИНАТ.Р., КУЧУМОВАТ.А. Особен­
ности нарушения лексического состава речи и их преодоление
при афазии //Психолингвистика и современная логопедия. — М.:
Экономика, 1997. - С. 250-256.

83. БУРЛАКОВА М.К., ЛЕБЕДЕВА Н.В. Особенности речемысли-
тельной деятельности при нарушениях мозгового кровообраще­
ния на фоне артериальной гипертонии у больных, не имеющих
афазического синдрома //Всесоюзный съезд невропатологов,
психиатров и наркологов, 8-й. — М., 1988. Т. 2. — С. 21—22.

84. БУРЛАКОВА М.К., ЛОГАЧЕВА М.П. Некоторые вопросы пре­
одоления аграмматизма при афазии //Проблемы патологии раз­
вития и распада речевых функций. — СПб.: СПБУ, 1999. —
С. 101-105.

85. ВАРАКИН Ю.Я., ЛУБЕНСКАЯ М.Р. Клиника и динамика сенсо-
моторной афазии при сосудистой патологии головного
мозга //Ж. Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова,
том LXXXV, вып.1, 1985. - С. 26-30.

86. ВАСИЛЕНКО Ю.В. К вопросу о проводниковой афазии //Сов.
психоневрология. 1940. № 2. — С. 31—39.


87. ВАССЕРМАН Л.И., ДОРОФЕЕВА С.А., МЕЕРСОН Я.А. Методы
нейропсихологической диагностики. — СПб.: Стройлеспечать
1997.

88. ВЕРЕЩАГИН В.Н. Патология вертебро-базиллярной системы и
нарушения мозгового кровообращения. — М., 1980.

89. ВЕРЕЩАГИН В.Н. Патология позвоночных артерий //Сосудис­
тые заболевания головного мозга /Под ред. Е.В. Шмидта. — М •
Медицина, 1975. - С. 398-415.

90. ВЕРЕЩАГИН Н.В. и др. Компьютерная томография мозга. — М

1986.

91. ВЕРЕЩАГИН Н.В., БОРИСЕНКО В.В., ВЛАСЕНКО А.Г. Мозго­
вое кровообращение. Современные методы исследования в кли­
нической неврологии. — М.: Интер-Весы, 1993. — 208 с.

92. ВЕРЕЩАГИН Н.В., ДОБЖАНСКИЙ Н.В., ПЕРЕСЕДОВ В.В.,
ДЖИБЛАДЗЕ Д.Н. Хирургическое лечение больных с атероскле-
ротическим тандемным склерозом внутренней сонной арте­
рии //Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. 1994. № 1. —
С. 13-18.

93. ВЕРЕЩАГИН Н.В. Клиническая ангионеврология на рубеже
веков //Ж. Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.
1996. № 1.-С. 11-13.

94. ВЕРЕЩАГИН Н.В. и др. Патология головного мозга при атеро­
склерозе и артериальной гипертонии. — М., 1997.

95. ВИНАРСКАЯ Е.Н. Клинические проблемы афазии. — М.: Меди­
цина, 1971.

96. ВЛАСЕНКО И.Т. Об особенностях ассоциативных процессов у
больных с моторной афазией //Психологические исследования.

1973. №4.-С. 158-164.

97. ВЛАСЕНКО И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и
детей с нарушениями речи. — М.: Педагогика, 1990. — 187 с.

98. Возрастные особенности психического развития детей /Под ред.
И.В. Дубровиной и М.И. Лисиной. — М., 1982.

99. ВОРОБЬЕВА Е.А., СЕМЕНОВИЧ А.В. и др. Комплексная мето­
дика психомоторной коррекции. — М., 1998. — 80 с.

 

100. ВЫГОТСКИЙ Л.С. О влиянии речевого ритма на дыха­
ние //Проблемы современной психологии. — Л., 1926.

101. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Избранные психологические исследова­
ния. - М., 1956.

 

102. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Развитие высших психических функций. —
М., 1960.

103. ВЫГОТСКИЙ Л.С. Проблема развития и распада высших психи-


ческих функций //Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995. Т. I. — С. 404-418.

104. ВЫГОТСКИЙ Л.С., ЛУРИЯ А.Р. Этюды по истории поведе­
ния. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

105. ГВОЗДЕВ А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя
русского языка. — М., 1966.

106. ГЕРМАНОВИЧ А.И. Междометия русского языка. — Киев: Изд-
во Радянська школа, 1966.

107. ГЛАЗЕРМАН Т.Б., ВИЗЕЛЬ Т.Г. Нейролингвистическая класси­
фикация афазий //Нейрофизиологические основы нарушения
мышления речи при афазии. — М.: Наука, 1986. — С. 154—200.

108. ГЛОЗМАН Ж.М. Личность и нарушение общения. — М.: МГУ,
1988.

109. ГЛОЗМАН Ж.М. и др. Динамика нейропсихологических синдро­
мов после нейрохирургической операции //Вестник МГУ, сер. 14
(психология), 1991, № 2. — С. 18-31.

НО. ГЛОЗМАН Ж.М. Зарубежные исследователи о А.Р. Лурия и «Лу-рианизме» //Вестник Московского университета. Сер. 14 (Психо­логия), 1992.

111. ГЛОЗМАН Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихоло-
гического обследования. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

112. ГЛОЗМАН Ж.М., ИГНАТЬЕВА С.Ю. Речевое сознание в ней-
ропсихологической реабилитации //Языковое сознание. Содер­
жание и функционирование /Под ред. Е.Ф. Тарасова — М., 2000.

ИЗ. ГЛОЗМАН Ж.М., ЛЕВИН О.С., ТАППЕР Д. Функции контроля и программирования при корковых и подкорковых поражениях мозга //I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. — М.: МГУ, 1998. - С. 263-272.

114. ГЛОЗМАН Ж.М., МАКСИМЕНКО М.Ю., ПЫЛАЕВА Н.М.
Межполушарные различия в выраженности и динамике нейро­
психологических синдромов у нейрохирургических больных
//Оптимизация реабилитационного процесса при церебральном
инсульте. - Л., 1990. - С. 135-142.

115. ГРЕБЕННИКОВА Н.В., КВАСОВЕЦ С.В. Особенности наруше­
ния и восстановления высших психических функций при тяжелой
закрытой черепно-мозговой травме лобных долей //Нейропсихо-
логический анализ межполушарной асимметрии мозга /Под ред.
Е.Д. Хомской. — М.: Наука, 1986.

116. ГУД ГЛАС Г., ЛИГФИЛД. Семантические особенности правого
полушария при чистой алексии //I Международная конференция
памяти А.Р. Лурия. — М.: МГУ, 1998. — С. 285—298.


• 398 _____________________________________________________ __

117. ДАНИЛОВА Н.Н. Стрессоустойчивость как индивидуальная осо­
бенность //I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. —
М.: МГУ, 1998. - С. 177-192.

118. ДЗУГАЕВА С.Б. Проводящие пути головного мозга человека. —
М.: Медицина, 1977. - С. 256.

119. ДОБЖАНСКИЙ Н.В. Атеросклеротические сочетания, окклюзи-
рующие поражения артерий каротидной системы и микрорева-
скуляризация мозга. Автореф. доктора мед. наук. — М., 1986.

120. ДОБЛАЕВ Л.П. Понимание незнакомых слов //Вопросы психо­
логии. 1970. № 4.

121. ДОБРОГАЕВ С.М. Болезнь речи Ленина и ее преодоле­
ние //Наша искра. — Л., 1925.

122. ДОБРОХОТОВА Т.А., БРАГИНА Н.Н. Левши. - М.: Книга,
1994.

123. ДОБРОХОТОВА Т.А., БРАГИНА Н.Н. О языке описания функ­
циональной асимметрии мозга //I Международная конференция
памяти А.Р. Лурия. — М.: МГУ, 1998.

124. ДОБРОХОТОВА Т.А., ЗАЙЦЕВ О.С., ГОГИТИДЗЕ Н.В. Реко­
мендации родственникам больных, нуждающихся в длительном
восстановлении психической деятельности после тяжелого по­
вреждения головного мозга. — М.: Автобанк, 1997.

125. ДОРОФЕЕВА С.А. Особенности психических реакций у больных
с сосудистыми афазиями //Ж. Невропатологии и психиатрии
им. С.С. Корсакова. 1975. № 8.

126. ЕЛКИНА В.Н., ЮДИНА Л.С. Статистика открытых слогов рус­
ской речи //Вычислительные системы. — Новосибирск, 1964,

№44.

127. ЕФИМОВА М.В. и др. Амбидекстрия — один из вариантов лате­
ральной организации мозга человека //I Международная конфе­
ренция памяти А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1998. - С. 145—152.

127.ЕФРЕМОВА И.Б. Мелодика простого распространенного пред­
ложения в норвежском риксмоле //Ученые записки ЛГУ, № 308,
1961.

128.ЖИНКИН Н.И. Механизмы речи. - М., 1958. - С. 227-239.

129.ЖИНКИН Н.И. Грамматика и смысл //Язык и человек /Под ред.
В.А. Звегинцева. — М.: Наука, 1970.

 

130.ЖУКОВА И.Л., АХУТИНА Т.В. Ассоциативные реакции у боль­
ных с афазией //Языковое сознание. Содержание и функциони­
рование /Под ред. Е.Ф. Тарасова — М., 2000.

131.ЗАЛЕВСКАЯ А. А. Интегративный подход к слову и тексту //Язы-


99s

ковое сознание. Содержание и функционирование /Под ред. Е.Ф. Тарасова — М., 2000.

132. ЗАСОРИНА Л.Н. Введение в структурную лингвистику. — М.:
Высшая школа, 1974.

133. ЗЕМСКАЯ Е.А. и др. Русская разговорная речь //Общие вопро­
сы. Словообразование. Синтаксис. — М.: Наука, 1982. — 277 с.

134. ЗИКЕЕВ А. Г. Некоторые вопросы обучения слабослышащих уча­
щихся пониманию и употреблению сложноподчиненных предло­
жений //Дефектология. 1970. № 4. - С. 49-56.

 

135. ЗИМНЯЯ И.О. Вероятностное прогнозирование в смысловом
восприятии речи //Планы и модели будущего в речи. Материалы
к обсуждению — Тбилиси, 1970. — С. 15—18.

136. ЗИНДЕР Л.Р. Фонология и фонетика. Теоретические проблемы
советского языкознания. — М.: Наука, 1968. — С. 193—231.

137. ЗИНДЕР Л.Р., БОНАДАРКО Л.В., ВЕРБИЦКАЯ Л.А. Акусти­
ческая характеристика различия твердых и мягких согласных в
русском языке //Ученые записки ЛГУ. № 305. 1964.

138. ЗОЛОТОВА Н.О. Ядро лексикона человека как феномен языко­
вого сознания //Языковое сознание. Содержание и функциони­
рование /Под ред. Е.Ф. Тарасова — М., 2000.

139. ИНШАКОВА О.Б., БОНТОНОПУЛУ В., АНДРЕОПУЛУ А. Ха­
рактеристика нарушенной зрительной памяти у детей школьного
возраста с дисграфией //Языковое сознание. Содержание и функ­
ционирование /Под ред. Е.Ф. Тарасова — М., 2000.

140. ИНШАКОВА О.Б., РОМАНОВА В.В. Анализ единиц внутренне­
го лексикона детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи //Языковое сознание. Содержание и функционирование
/Под ред. Е.Ф. Тарасова — М., 2000.

141. ИППОЛИТОВА А.Г. К вопросу формирования произношения у
слепоглухонемых детей //Дефектология. 1973. № 2. — С. 50—56.

142. ИСЕНИНА Е.И. О признаках слова, необходимых для его узна­
вания при слушании //Новые исследования в психологической
науке. - 1968. - С. 158-163.

143. ИСЕНИНА Е.И. Дословесный период развития речи у детей. —
Саратов, 1986. - С. 163.

144. КАДЫКОВ А.С. и др. Особенности реабилитации постинсульт­
ных больных с астено-депрессивным синдромом //Оптимизация
реабилитационного процесса при церебральном инсульте. — Л.,
1990. - С. 35-38.

145. КАДЫКОВ А.С. Восстановление нарушенных функций и соци-


альная реадаптация больных, перенесших инсульт (основные факторы реабилитации). Автореф. доктора мед. наук. — М., 1991.

146. КАДЫКОВ А.С., КУЧУМОВА Т.А., НЕКРАСОВА Е.М., ШО-
ХОР-ТРОЦКАЯ М.К. Речевые расстройства при поражении глу­
бинных отделов мозга //I Международная конференция памяти
А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1998.

147. КАДЫКОВ А.С., ЧЕРНИКОВА Л.А., ШВЕДКОВ В.В. Восста­
новление после инсульта //Медицинская помощь. 2000. № 3. —
С.
25-27.

148. КАЛАШНИКОВА Л.А., КАДЫКОВ А.С., КОРСАКОВА Н.К. и
др. Нарушение высших мозговых функций при инфарктах моз­
жечка//Неврологический журнал. 2000. № 1. Т. 5. — С. 15—21.

149. КАЛИТА Н.Г. К вопросу о природе нарушения называния при
акустико-мнестической афазии //Психологические исследова­
ния, вып. 6. - М., 1974. - С. 88-102.

150. КАНАРЕЙКИН К.Д., БАБЕНКОВА С.В. Особенности восстано­
вительного периода у больных, перенесших инсульт с локализа­
цией очага в правом полушарии головного мозга //Ж.Невропато-
логии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1973. № 4.

151. КАНДЕЛЬ Э.И. Аневризмы сосудов головного мозга //Сосудис­
тые заболевания нервной системы /Под ред. Е.В. Шмидта. — М.:
Медицина, 1975. - С. 451—490.

152. КАНДЕЛЬ Э.И. О материальном субстрате нарушения сознания
в свете нейрохирургического опыта //Бессознательное /Под ред.
Парангишвили Д.С., Шеродия А.Д., Бассина Ф.В. Т. II. — Тбили­
си, 1978. - С. 340-345.

153. КАРАУЛОВ Ю.Н., СОРОКИН Ю.А., ТАРАСОВ Е.Ф. Русский
ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного
русского языка. Книга 3 и 4. — М., 1996.

154. КАЦОВСКАЯ В.Я. Восстановление экспрессивной речи при раз­
ных формах афазии методом направленных ассоциаций //Диа­
гностика и коррекция речевых нарушений. — СПб,. 1997. —
С. 35-40.

155. КЛИМОВ Н.Д. Принципы экономии речевых артикуляций. —
М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1968. - С. 314-340.

156. КЛИМОВ Н.Д. О действии принципа экономии в артикуляции.
Автореф. канддисс. — М., 1969.

157. КОГАН В.М. Восстановление речи при афазии. — М., 1963.

158. КОЗИС Е.Н. Афатические расстройства при поражении правой
гемисферы (у правшей) //Клинич. синдр. при нарушении высших
функций головного мозга и их анат.-физиологическая основа:
Тез. докл. — Харьков, 1941. — С. 25—29.


159. КОК Е.П. Исследование отвлечений и обобщений у больных с
афазией. Канд. дисс. — Л., 1957.

160. КОК Е.П., КОЧЕРГИНА B.C., ЯКУШЕВА Л.В. Определение до­
минантности полушарий методом дихотического прослушива­
ния //Журн. высш. нервн. деятельности. 1971. Вып. 21. № 5. —
С. 1012-1017.

161. КОК Е., СМИРНОВ Н. Один из факторов восстановления речи
при афазии //Психологические исследования в практике врачеб-
но-трудовой экспертизы /Под ред. В. Когана. — М., 1969.

162. КОК Е.П., ЯКУШЕВА Л.В., КОЧЕРГИНА B.C. Доминантность
левого полушария по речи у человека //Журн. высш. нервн. дея­
тельности. 1971. Т. 21. № 5. - С. 1012.

163. КОЛОДНАЯ А.Я. Нарушение дифференцировки «правого» и «ле­
вого» и роль кожного анализатора в ее восстановлении //Извес­
тия АПН РСФСР, 1954. Вып. 53.

164. КОЛТОВЕР А.Н. Артерии головного мозга //Сосудистые заболе­
вания нервной системы /Под ред. Е.В. Шмидта. — М.: Медицина,
1975. - С. 33-64.

165. КОНОВАЛОВ А.Н., ХОМСКАЯ Е.Д. А.Р. Лурия и современная
психология /Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгар-
ник. - М.: МГУ, 1982.

166. КОНОВАЛОВ Н.В. Основные положения проблемы восстанов­
ления функций после нарушений мозгового кровообраще­
ния //Ж. Невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1955.

167. КОРСАКОВА Н.К. Нейрогеронтопсихология: развитие идей
школы А.Р. Лурия //I Международная конференция памяти
А.Р. Лурия. Сборник докладов. — М.: МГУ, 1998.

168. КОРСАКОВА Н.К., МИКАДЗЕ Ю.В., БАЛАШОВА Е.Ю. Неус­
певающие дети: нейропсихологическая диагностика в обучении
младших школьников. — М.: Российское педагогическое агент­
ство, 1997.

169. КОРСАКОВА Н.К., МОСКОВИЧЮТЕ Л.И. Подкорковые
структуры мозга и психические процессы. — М., 1985.

170. КОРСАКОВА Н.К., МОСКОВИЧЮТЕ Л.И. Клиническая ней­
ропсихология. Учебное пособие. — М.: МГУ, 1988.

171. КОСТАНДОВ Э.А. Функциональная асимметрия полушарий
мозга и неосознаваемое восприятие. — М.: Наука, 1983. — 171 с.

172. КОТИК Б.С. Исследования латерализации речевых функций у
полиглотов //Вопросы психологии. 1979. № 1. — С. 74—78.

173. КРИТЧЛИ М. Афазиология. — М.: Медицина, 1974. - 231 с.

14 Стратегия и тактика восстановления речи



К)

 


174. КРОЛЬ М.Б. Старое и новое в учении об апраксии //Новое в уче-?
нии об апраксии, агнозии и афазии. — М., 1934.

175. КРОТКОВА О.А. Межполушарное взаимодействие и процессы
восстановления функций при очаговых поражениях мозга //I
Международная конф. памяти А.Р. Лурия. М., 1998. — С. 126—
131.

176. КРОТОВАО.А., КАРАСЕВАТ.А. Использование нейропсихоло-
гических методов для изучения функциональной нейрохимичес­
кой асимметрии мозга при направленных фармакологических
взаимодействиях //Нейропсихологический анализ межполушар-
ной асимметрии мозга /Под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Наука,
1986. - С. 46-52.

177. КРЮЧКОВ С.Е., МАКСИМОВ Л.Ю. Синтаксис сложного пред­
ложения. — М.: Просвещение, 1969.

178. КУЗЬМИНА С.М. О фонетике заударных флексий //Развитие
фонетики современного русского языка. — М.: Наука, 1966.

179. КУКУЕВ Л.А. О локализации двигательных функций в коре го­
ловного мозга //Ж. Невропатологии и психиатрии им. С.С. Кор­
сакова. 1955. Т. 55, Вып. 12. - С. 810-825.

180. КУЛИКОВ М.А., СИДОРОВА О.А. Распознавание интонацион­
ных и мимических признаков эмоций больными с органическими
поражениями правого и левого полушарий головного мозга
//Журн. высш. нервн. деят. 1983. Т. 33. № 3. — С. 456—463.

181. КУРГАНСКИЙ А.В., АХУТИНАТ.В. Трудности в обучении и се­
рийная организация движений у детей 6—7 лет //Вестник Мос­
ковского университета, сер. 14 (психология), 1996.

182. КУСМАУЛЬ А.Д. Расстройства речи. — Киев, 1879. — 276 с.

183. КУЧУМОВА Т.А., ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К. (БУРЛАКОВА)
Коррекционно-педагогическая работа на раннем этапе при че­
репно-мозговой травме //Диагностика и коррекция речевых нару­
шений. - СПб., 1997. - С. 40-44.

184.КУЧУМОВА Т.А., ШОХОР-ТРОЦКАЯ М.К. Динамика травма­
тической афазии на раннем этапе заболевания //I Международ­
ная конференция памяти А.Р. Лурия. — М.: МГУ, 1998.

185.ЛЕБЕДИНСКИЙ В.В. Нарушение психического развития у
детей. - М.: МГУ, 1985.

186.ЛЕБЕДИНСКИЙ В.В. Психофизиологические закономерности
нормального и аномального развития //I Международная конфе­
ренция памяти А.Р. Лурия. — М.: МГУ, 1998. — С. 193—200.

187.ЛЕБЕДИНСКИЙ М.С. Афазия, агнозия, апраксия. — Харьков,
1941.


188. ЛЕБЕДИНСКИЙ М.С. Об особенностях нарушений психики
при поражении правого полушария мозга //Проблемы современ­
ной психиатрии. - М.: Изд-во АМН СССР, 1948. - С. 85—96.

189. ЛЕБЕДИНСКИЙ М.С. Экспериментально-психологическое ис­
следование и проблема локализации функций //Ж. Невропатоло­
гии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1964. Т. 64. Вып. I. —
С. 36-42.

190. ЛЕБЕДИНСКИЙ М.С., МЯСИЩЕВ В.Н. Введение в медицин­
скую психологию. — Л., 1966.

191. ЛЕВИН Г.З., МЕЕРСОН Я.А. О восстановлении зрительно-гнос­
тических функций у больных, перенесших инсульт //Реабилита­
ция больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. —
Л., 1979. - С. 95-98.

192. ЛЕВИНА Р.Е. Восстановление речи при травмах височной облас­
ти //Травмы нервной системы. — Уфа, 1942.

193. ЛЕВИНА Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием ре­
чи. - М., 1961.

194. ЛЕОНТЬЕВ А.А. Исследование грамматики //Основы теории ре­
чевой деятельности. — М.: Наука, 1984. — С. 161—187.

195. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Проблемы развития психики. — М.: МГУ, 1961.

196. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Проблемы развития психики. - М.: 1972. —
С. 178.

197. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Педа­
гогика, 1975.

198. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. Общие понятия о деятельности //Основы тео­
рии речевой деятельности. — М.: Наука, 1984. — С. 5—20.

199. ЛЕУШИНА Л.И. Асимметрия полушарий мозга с точки зрения
идентификации зрительных образов //Сенсорные системы. Зре­
ние. - Л.: Наука, 1982. - С. 76-92.

200. ЛИВАНОВ М.Н. Пространственная организация процессов го­
ловного мозга. — М.: Наука, 1972.

201. ЛИПКИНА А.Н. Особенности зрительной и слуховой памяти
при проводниковой афазии //Известия АПН РСФСР. Вып. 15. —
1948.-С. 105-115.

20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: