Абрис (слова) — ритмико-мелодический, фонетически нечеткий рисунок слова, хранящийся в слухоречевой памяти.
Агнозия — нарушения различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранной остроте зрения не может узнавать предметы и их изображения (при поражении теменно-затылочных отделов мозга, в основном правого полушария), 2) слуховые А., проявляющиеся как в нарушении фонематического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов, 3) тактильные А. — неузнавание предметов на ощупь.
Аграмматизм — нарушение грамматического строя речи, наблюдается при всех формах афазии.
Аграфия — нарушения письма, возникающие при поражении различных областей коры головного мозга.
Акалькулия — нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.
Алексия — нарушение чтения, возникающее при поражении различных отделов коры головного мозга.
Амбидекстрия — парциальное левшество.
Амимия — нарушение движений лицевой мускулатуры (функция в основном правого полушария).
Амнезия — нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга.
Анартрия — тяжелое нарушение произносительной стороны с обильным слюнотечением и нарушением двигательных функций ствола мозга.
Анастомозы — оперативное соединение сохранных, близлежащих сосудов головного мозга.
Антиципация (предвосхищение) — представления о предмете, о сменяющих друг друга темах беседы и т.п.
Апраксин — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня органи-
* зации двигательных актов. Выделяют следующие формы апрак-s сии: 1) кинестетическая А. — распад нужного набора движений (в и том числе оральная и артикуляторная), 2) конструктивно-пространственная А. — нарушение зрительно-пространственных ко-I ординат, 3) кинетическая (динамическая) А. — затруднение серии последовательных актов, персеверация, 4) «лобная» регуляторная А. — нарушение подчинения движений заданной программе (системные персеверации, эхолалии, эхопраксии).
Астереогноз — тактильная агнозия, нарушение узнавания предметов на ощупь.
Афферентная (синонимы: сенсорная, гностическая) — информация, поступающая от различных органов чувств в кору головного мозга.
Афферентный импульс — идущий от периферии к центру, например кинестетический, тактильный.
Вортсалат (речевая «окрошка») — парафазическая речь больных с сенсорной афазией на раннем этапе болезни.
Гемианопсия — различные варианты нарушения поля зрения, возникающие при поражении первичных полей затылочной доли и глубоких отделов мозга.
Глобальное чтение — неаналитическое чтение, узнавание слова как единого графического целого.
Гнозис — узнавание (акустическое, оптическое, тактильное, вкусовое и т.п.).
Дизартрия — разной степени нарушение произносительной стороны речи при поражении глубинных отделов мозга (преодолевается в процессе длительных логопедических занятий).
Дисграфия, дислексия — частичные, временные, преодолимые в процессе обучения нарушения письма и чтения (у правшей), наблюдаются зеркальные признаки написания букв и чтения справа налево (при левшестве).
Дисфазия (частица дис. — частичное нарушение) — флуктуативные (колебательные), быстро проходящие нарушения речи, подобные стертым формам афазии, возникающие при поражении первого ФБ.
Имитация — слуховое или зрительное подражание.
Импрессивный аграмматизм — нарушение понимания грамматических средств языка.
Инсульт (инфаркт) мозга — нарушение мозгового кровообращения. Ишемический (более частый) И. является следствием тромбоза или тромбоэмболии при выраженных нарушениях атеросклероза, гипертонической болезни, болезней сердца и т.п., при этом про-
исходит закупорка кровеносных сосудов головного мозга. Геморрагический И. — разрыв сосудов головного мозга, приводящий к кровоизлиянию в мозг. Геморрагический инсульт возникает чаще всего при разрывах аневризм (неправильного врожденного строения сосуда головного мозга), при ушибах мозга и т.п.
Интеллект (мышление) — речемыслительная способность человека.
Интериоризация — постепенный переход от внешних схем и опор к внутреннему планированию действия.
Локализация высших психических функций: мозг — субстрат психических функций работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль.
Мнезис — память, амнезия — нарушение памяти на что-либо.
Нейролингвистика — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики.
Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций.
Паралич, парез — нарушение движений в руке и ноге в результате поражения головного мозга.
Парафазии — замены звуков (литеральные) или слов (вербальные) при разных формах афазии.
Параграфии и паралексии — замены букв, звуков и слов во время письма и чтения.
Парадигматические связи — симультанно, пространственно организованная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или — или»; например, фонема может быть либо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой.
Перекрестная афазия — наблюдается только при АМА и возникает у правшей при поражении правого, а у левшей — левого полушария головного мозга при сочетании (или наложении друг на друга) оральной или артикуляторной апраксии.
Персеверация — циклическое повторение или настойчивое воспроизведение звука, слова или движения вопреки сознательному намерению.
«Плазный» — (от фр. place — место) помещение на судостроительном предприятии с гладким полом (обычно окрашенным в черный цвет). На П. наносят в натуральную величину кривые теоретического чертежа судна, по которым изготавливают шаблоны для раскроя и выгиба отдельных элементов обшивки и корпуса судна (БСЭ, т. 19, стр. 602).
![]() |
Плазный метод — разработан нами для использования всех структур мозга (полушарий, долей, полей мозга, теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках и т.п.) в целях восстановления нарушенных ВПФ при афазиях.
Поздний этап восстановления — начало логопедических занятий через 6—8 месяцев после инсульта.
Предикат — сказуемое, психологический П. — замысел высказывания.
Преморбидный уровень больного — интеллектуальный, культурный уровень больного до заболевания (образование, среда, образ жизни).
Просодия — интонационный, мелодический компонент речи.
Ранний этап восстановления — от 1 недели до 6 месяцев после инсульта.
Резидуальный этап восстановления — длительный период восстановления речевых функций спустя год после инсульта или травмы головного мозга.
Речь — сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения.
Речь внутренняя — различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации типа внутреннего про-говаривания («речь про себя»): а) сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях, б) собственная Р.В., когда она выступает как средство мышления, в) структурное программирование (замысел, программа речевого высказывания).
Симультанный — единый, пространственно организованный, например, фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков.
Синтагматические отношения — сукцессивно, линейно организованная единица, в которой смысл связан по принципу «и — и»: например, предлог может стоять только перед существительным, наречие, связанное с глаголом; другим примером может служить жесткая последовательность звуков в слове, слов в песне.
Телеграфный стиль — аграмматизм больных, преимущественно с эфферентной моторной афазией, выражающийся в основном в употреблении существительных в именительном падеже.
Фонематический слух — смыслоразличительный, парадигматический слух, реализуемый 22 полем височной доли (зоны Вернике), нарушается при сенсорной, акустико-гностической афазии.
Эйфория — повышенное радостное настроение, состояние благодушия и беспечности.
Экспрессивный аграмматизм — нарушение употребления грамматических средств языка в устной речи.
Эфферентный импульс — идущий от центра к периферии, например планирующий движение.
Эхолалия — автоматическое повторение чужих слов при поражении лобных долей мозга.
Эхопраксия — подражательное, автоматическое повторение движений и действий других людей при поражении лобных долей мозга.
Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения и мыслительной деятельности.
"1
It.
АББРЕВИАТУРЫ,
' ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ТЕКСТЕ МОНОГРАФИИ
АМА — афферентная кинестетическая моторная афазия.
ВП — вызванные потенциалы (при электрофизиологаческих исследованиях головного мозга — ЭЭГ).
ВПФ (ВКФ) — высшие психические (корковые) функции человека.
ГМ — головной мозг.
ДА — динамическая афазия.
КМА — комплексная моторная афазия.
КГ — компьютерная томография (головного мозга).
МК — мозговое кровообращение.
М. Ш.-Т. — М. Шохор-Троцкая. t
НМК — нарушение мозгового кровообращения. ь
ОТГМ — открытая травма головного мозга.
СА — сенсорная акустико-гностическая афазия.
ФБ — функциональный блок. См. теорию А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга.
ЭМА — эфферентная (кинетическая) моторная афазия.