От придворного до делового этикета




Деловая этика как основа делового этикета

Существует суммарный вред результатов неэтичного, некачественного управления, который испытывают на себе не только граждане, но и сами служащие, общество в целом.

Две трети респондентов, от рядовых сотрудников до руководителей крупных компаний в 25 европейских странах, признали, что взяточничество и коррупция у них широко распространены. 40% из них указали, что проблема особенно обострилась именно во время финансово-экономического кризиса первого десятилетия XXI века. В крупных европейских компаниях не скрывают: ради нового контракта не грех пойти на дачу взятки или оплату представительских расходов. Лично на это решился бы каждый третий респондент. Почти 60% опрошенных сотрудников компаний не исключают: ради достижения поставленных целей начальники могут поступиться этикой. Это мнение поддерживают 50% руководителей.

Более 90% российских предпринимателей сталкивались на практике с нарушениями деловой этики, при этом около 60% предпринимателей признаются, что сами нарушали деловую этику и чувствуют вину за это.

Серьёзной проблемой, буквально оккупировавшей все сферы жизнедеятельности современной России, стала коррупция. Например, в 2011 году, по оценке авторитетной международной организации Transparency International, наша страна занимала 143-е место в антикоррупционном рейтинге, включающем 183 страны. По мнению Всемирного банка более 48% внутреннего валового продукта (ВВП) Российской Федерации связано с коррупцией.

Около двух третей опрошенных россиян (59%) не верят в то, что в России можно вести рентабельный и при этом честный (прозрачный) бизнес - платить налоги в полном объёме, официально полностью платить зарплату наёмным сотрудникам, не платить взятки чиновникам и т. д. Респонденты в возрасте от 45 до 59 лет чаще представителей других возрастных категорий давали отрицательный ответ на заданный вопрос (66%). Обладатели высшего образования (62%) и участники опроса с высоким уровнем дохода (62%) в большей степени говорили о нереальности такого явления в российской действительности, как честный бизнес. Противоположной точки зрения придерживаются всего 20% российских граждан. Причём к современным отечественным условиям ведения бизнеса оптимистичнее всего относятся обладатели начального образования (23%) и респонденты со средним уровнем дохода (23%).

Сложившееся в российском обществе терпимое отношение к массовым нарушениям деловой этики объективно требует кардинальной перемены.

Во-первых, необходимость кардинального повышения уровня отечественной деловой этики обусловлена не только внутренними российскими причинами. Сегодня в контексте процесса глобализации осуществляется конвергенция этических деловых норм и принципов на основе общечеловеческих норм этики.

Во-вторых, нам необходимо усилить динамику внедрения и применения этических норм в практику с учётом вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В-третьих, иностранные партнёры, учитывая достаточно устойчивый негативный имидж российского бизнеса за рубежом, предъявляют к нему повышенные этические требования, гиперболизируют ошибки и промахи отечественных предпринимателей и разделяют бизнесменов на «своих» и «русских».

В-четвёртых, характер ведения бизнеса российскими предпринимателями за границами своей страны во многом отражает их недостаточное внимание к этическим нормам бизнеса. Это ведёт к тому, что отечественным предпринимателям часто не удаётся реализовать свои интересы в процессе делового общения с зарубежными партнёрами.

Понятие деловой этики

Понятие «этика» обращает на себя внимание прежде всего многоаспектностью своего содержания.

Во-первых, с научно-теоретических, методологических позиций сущность понятия «этика» определяется как философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Во-вторых, с общечеловеческих нравственных позиций этика понимается как система всеобщих (универсальных) и особенных (специфических) нравственных норм и принципов деятельности, реализуемых людьми в процессе общественной жизни.

В-третьих, с социально-поведенческих позиций этика рассматривается как совокупность норм поведения, мораль какой-либо определённой социальной группы и её отдельных представителей, например предпринимателей, которые выражаются в общих фиксированных представлениях о том, как этим социальным субъектам необходимо поступать.

Таким образом, на основе вышеизложенных суждений следует сформулировать следующие умозаключения.

1. Основаниями этики служат мировоззренческие морально- нравственные конструкции, социальные ценности и нормы культуры, позиции общественного мнения данного социума, традиции и привычки отдельных личностей и их групп, а не нормы права или другие законодательные акты.

2. Один из содержательных аспектов этики рассматривается как совокупность морально- нравственных основ, определяющих поведение и поступки определённой социальной группы и её отдельных представителей. Это определение в полной мере распространяется на деловое поведение такой социальной группы и её отдельных представителей, как гос. служащие, которые обязаны осознанно осуществлять своё профессиональное взаимодействие с другими субъектами в соответствии с системой известных морально-нравственных норм, принципов и правил.

3. Учитывая две предыдущие позиции, можно утверждать, что деловая этика - это система соответствующих морально-нравственных принципов, норм и правил деятельности, взаимодействия или поведения различных субъектов, которые осознанно действуют в конкретной сфере жизни общества в соответствии с требованиями этой нравственной системы.

Современная деловая этика сформировалась, функционирует и развивается в соответствии с требованиями следующих трёх групп нравственных принципов, правил и норм, выступающих, по сути своего воздействия, своеобразными регуляторами делового и служебного этикета.

В первой группе собраны нормативные принципы, зафиксированные в общечеловеческих этических нормах и основанных, как правило, на системе религиозных убеждений, нарушение которых приводит к общественному формальному и неформальному осуждению, а также к фрустрации личности - «угрызения совести». Эти общечеловеческие нормы и принципы в наиболее полном виде содержатся, как правило, в религиозно-мировоззренческих системах: христианстве, исламе, иудаизме, буддизме и других верованиях.

Вторая группа объединяет формальные юридические законы и правовые нормы, предписываемые обществом для выполнения всем юридическим и физическим лицам, через государственные органы. Эти органы, выполняя разнообразные властно-правовые функции, обеспечивают разработку, принятие и выполнение законов и правовых норм на всех уровнях социума, а также осуществляют наказание за их нарушение посредством соответствующих правовых санкций и инструментов.

Третья группа нравственных регуляторов включает принципы, нормы и правила формирования и поддержания потребных моделей делового и организационного (корпоративного) поведения, реализуемых как в процессе деятельности каждой организации, независимо от её разнообразных особенностей и сферы деятельности, посредством функционирования её организационно-культурной системы.

Можно выделить высший уровень, или макроуровень, то есть всю социально-экономическую деятельность в общенациональном или международном масштабах.

К нравственным регуляторам этого высшего уровня можно отнести нравственные принципы, нормы и правила, определяющие общечеловеческое этическое содержание всех социальных процессов, протекающих в данном обществе: терпимость, великодушие, взаимопомощь, гуманизм, добросовестность и другие. Эти регуляторы выступают структурными элементами социально- культурной системы, в соответствии с особенностями которой в данном обществе функционируют все организации. Поэтому управленческие воздействия высших регуляторов имеют общий или всеобщий характер.

Кроме того, деловая этика проявляет свои принципы, нормы и требования на среднем уровне, или мезоуровне, социума.

Группа нравственных регуляторов этого среднего уровня включает нравственные элементы профессионального характера. К ним относятся добросовестность, дисциплинированность, бережливость, сплочённость, открытость и так далее. Эти нравственные регуляторы в качестве структурных элементов входят в состав организационной культуры, которая присуща всем организациям, что в конечном счете и определяет особенности организационного функционирования как элемента социальной структуры общества. Ввиду этого этические проявления воздействия регуляторов среднего уровня характеризуются понятием «особенное».

И, наконец, обратим внимание на микроуровень бизнеса, представляющий собой, по сути, сферу разнообразных проявлений закономерностей личностного, субъектно-субъективного участия в деятельности. Профессиональная деятельность деловых людей на этом условно «низшем» уровне является объектом управленческого воздействия со стороны этических регуляторов.

Степень воздействия нравственных регуляторов на низшем уровне предпринимательства определяет силу или слабость влияния факторов этического характера на многосторонний процесс уникального функционирования конкретной организации, особенно её людских элементов, что проявляется: во-первых, в степени развития таких потребных этических качеств её персонала, как честность, отзывчивость, принципиальность, трудолюбие и других; во-вторых, в качественных характеристиках моделей группового или индивидуального организационного поведения персонала; в-третьих, в присущей только данной организации культуре жизнедеятельности, то есть в её корпоративной культуре.

Особое внимание необходимо уделять этическим основам микроуровня.

От придворного до делового этикета

Современное понятие «этикет» свои истоки берёт от французского слова etiquette, что буквально переводится на русский язык как этикетка, карточка. Это понятие вошло в обиход в то время, когда на некоторые дворцовые приёмы у «Короля-Солнца» Людовика XIV начали приглашать не только дворян, но и представителей других сословий - как правило, купеческих и цеховых старшин. Этим гостям, поскольку они практически не были знакомы с нормами дворцового этикета, вручались карточки с написанными на них правилами поведения: где и как стоять, как приветствовать короля, как отвечать на его вопросы, что делать, если пригласили к столу и т. д. Фактически с этого времени в Европе ведёт свой отсчёт современное понимание этикета как установленного порядка поведения кого-либо где-либо.

В России обучение и соблюдение общепринятого этикета западного образца началось с Петра I. По его указанию была издана книга Эразма Роттердамского «О правилах хорошего тона» в количестве 100 экземплярах на русском и голландском языках. В 1709 году Петр I издал указ о наказании каждого, кто нарушит установленный этикет, а в 1717 году в России появилось первое печатное пособие по отечественному этикету под названием: «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Современный светский этикет обобщил и вобрал в себя нормы и требования этического поведения различных социальных слоёв, а также многие обычаи и традиции практически всех народов мира от древности до наших дней. В своей основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-либо общества, но и представителями самых различных социальных систем, существующих в современном мире.

Нынешний светский этикет характеризуется следующими основными содержательными чертами:

• неразрывной связью с культурой, поскольку этикет в качестве элемента входит в социально-культурную систему человеческого общества;

• историзмом, так как этикет зародился в древности в период возникновения абсолютных монархий для возвеличивания царственных особ, но демократически изменялся в процессе исторического развития человеческого общества и сфер его жизнедеятельности;

• гуманным характером, поскольку направлен этикет на человека и его носителями также являются люди;

• социальной направленностью, так как этикет постоянно совершенствует и реализует свои требования в интересах жизнедеятельности и развития общества;

• рациональностью, поскольку возникновение этикета было разумно обосновано с позиций социальной этики, а его функционирование и развитие осуществлялось и осуществляется до сих пор в соответствии с принципом целесообразности;

• прагматизмом, проявляющимся в том, что современный этикет направлен на реализацию практических интересов различных социальных групп и слоёв в соответствии с их соображениями пользы и выгоды во всяком деле, осуществляемом в повседневной социальной практике;

• соответствием видам жизнедеятельности людей, что проявляется в существовании разнообразных проявлений этикета, регламентирующих поведение людей в каждой сфере общественной жизни;

• ответственностью за успех, означающей необходимость соблюдение правил этикета для достижения поставленных целей в процессе разнообразного общения людей;

• комплексным характером, обусловленным единством собственно этического, эстетического и социально-практического аспектов этики;

• системностью, означающей организованную совокупность тесно взаимосвязанных различных структурных элементов этикета, что обеспечивает его целостность и единство как системы, а также проявление других системных качеств этикета, таких как структурность, синергизм, устойчивость функционирования при любых изменениях внутренней и внешней среды и др.;

• многофункциональностью, проявляющейся в выполнении этикетом разнообразных социальных функций, среди которых можно выделить мировоззренческую, познавательную, воспитательную, коммуникативную, телеологическую, аксиологическую, управленческую и другие функции;

• легитимностью и легальностью, то есть законным характером этикета и открытым признанием и выполнением его требований большей частью общества;

• транспарентностью, означающей открытость и прозрачность проявлений этикетом присущих ему характерных черт, а также норм и принципиальных требований в процессе своего функционирования.

Рассматривая обобщённые качественные характеристики современного этикета как социального явления, можно утверждать, что по своей сущности этикет представляет собой систему универсальных морально-этических норм и принципов, требований и рекомендаций, регламентирующих поведение людей в разнообразных ситуациях: в быту, в процессе деловой деятельности, на отдыхе с семьёй, при нахождении в общественных местах, в служебное и в неслужебное время - в обстановке формального и неформального общения, а также в процессе проведения различного рода официальных и неофициальных мероприятий.

Охватывая все сферы жизнедеятельности людей, современный этикет в качестве своих основных органических системно- структурных элементов включает следующие разновидности.

Во-первых, общегражданский этикет или светский этикет, представляющий взаимосвязанную совокупность правил, традиций и условностей, выработанных на протяжении всего времени существования цивилизованного общества и соблюдаемых гражданами в процессе их общей повседневной жизнедеятельности.

Во-вторых, религиозный (церковный) этикет, который, в отличие от светского этикета, включает правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности в жизнедеятельности верующих людей, которые сложились на основании норм религиозной (церковной) нравственности.

В-третьих, некоторые элементы придворного этикета, а именно строго регламентированные нормы и требования обеспечения особого порядка и форм поведения, исторически установленные при дворах монархов, но адаптированные к современным демократическим социальным условиям и используемые в процессе проведения различного рода официальных мероприятий высокого ранга.

В-четвёртых, дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом в процессе осуществления межгосударственной деятельности, а также на различных дипломатических встречах, приёмах, визитах, переговорах.

В-пятых, воинский этикет - свод общепринятых в вооружённых силах любого государства правил, норм, традиций и моделей поведения военнослужащих во всех сферах их профессиональной деятельности.

В-шестых, служебный этикет- свод писаных и неписаных правил и требований к поведению персонала как внутри организации, так и за её пределами, осуществляемый работниками в служебное время в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей в соответствии с организационными должностными позициями.

В-седьмых, деловой этикет, или бизнес-этикет, который сегодня определяется как свод писаных и неписаных правил, норм и требований к формированию и применению наиболее рациональных по содержанию, а также целесообразных по формам и механизмам реализации моделей поведения предпринимателей, способствующих их успеху в профессиональной деловой деятельности, нарушение которых мешает эффективному ведению бизнеса.

Базовые принципы кодекса этичного поведения содержат следующие требования к поведению.

Всегда проявляйте вежливость.

Всегда будьте естественными, то есть самими собой.

Никогда не теряйте своё достоинство.

Всегда сохраняйте такт-чувство меры, лежащее в основе умения вести себя деликатно или тактично, то есть наиболее подходящим образом по отношению к кому-либо, чему-либо или чему-нибудь в конкретных условиях предпринимательской деятельности.

Внешний облик делового человека должен выражать уверенность, респектабельность, рациональность.

Во-первых, отечественный деловой этикет формируется и развивается двумя взаимосвязанными путями: а) первый путь - это заимствование опыта функционирования бизнес-этикета за рубежом и создание условий его адаптации к российской предпринимательской практике путём активного взаимодействия с ней; б) второй путь - это формирование и развитие современного самобытного делового этикета на основе органического соединения всеобщих общечеловеческих этических норм и лучших исторических образцов российского делового этикета, практика которого была насильственно прервана событиями 1917 года.

Во-вторых, если этика рассматривается как свод общих морально- нравственных норм, правил и принципов, то уже упоминавшиеся разновидности этикета - их конкретное практическое воплощение в соответствии с разнообразной социальной деятельностью.

В-третьих, если этикет характеризуется как нравственное поведение, то несоблюдение этикета является проявлением безнравственного поведения.

В-четвёртых, усвоение и соблюдение норм, принципов и требований светского этикета является надёжным фундаментом формирования прочных знаний, умений и навыков делового и служебного этикета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: