Внешние элементы профессионального имиджа




Костюм делового человека, по сути, играет роль его визитной карточки. Однако такой специфически-индивидуальной визитной карточки, которая визуально доступна для всех окружающих. Знающему человеку деловой костюм может рассказать достаточно много о своём владельце. Например, о его социальном положении, об уровне личной культуры и культуре ведения дел, о его воспитанности, о вкусовых и стилистических пристрастиях в одежде. Даже о том, кто и как заботится о деловом костюме предпринимателя.

В современном деловом этикете сложилась устойчивая система норм, требований и принципов, непосредственно определяющих понятие делового костюма и особенности его ношения. Поэтому, несмотря на постоянно меняющиеся тенденции в мировой моде, деловой костюм остаётся достаточно консервативным и не претерпевает особых кардинальных трансформаций.

Короче говоря, деловой костюм являет собой пример классической одежды-то есть одежды «на все времена» или «вне времени». Это утверждение поддерживает одна из постоянных черт делового костюма - строгость его покроя. В нём не должно быть лишних, бросающихся в глаза декоративных элементов. Силуэт делового костюма должен максимально соответствовать силуэту фигуры владельца, но не сковывать его движения. В то же время деловой костюм не должен быть мешковатым.

Сегодня законодателями основных тенденций в развитии делового костюма выступают англичане и итальянцы.

Деловой костюм нельзя выбирать по какому-либо одному параметру: по размеру, расцветке, ткани, производителю или цене. Выбирать деловой костюм необходимо с учётом хотя бы минимально необходимого комплекса следующих характеристик: покрой, силуэт и стиль костюма; расцветка; ткань костюма; параметры основных элементов делового костюма: пиджака, брюк, жилета.

Итак, рассмотрим покрой, силуэт и стиль высококачественного делового костюма. Покрой такого делового костюма должен соответствовать основной классической форме костюма, которая возникла, получила своё окончательное развитие и утвердилась в Великобритании к концу 30-х годов XX века. Такой покрой, несмотря на все модные тенденции и течение времени, сегодня признан международным эталоном кроя делового костюма всеми мастерами пошива и производителями готовой мужской одежды.

Крой высококачественного костюма должен соответствовать принципу «органичной естественности», то есть выявлять и подчёркивать достоинства фигуры, а также скрывать или минимизировать проявления её недостатков.

Если предпринимателю повезло получить от Господа Бога и своих родителей фигуру атлетического телосложения с широкими плечами, то пиджак его костюма совсем не нуждается в подплеч- никах. Поэтому крой этого костюма должен соответствовать естественным размерам и силуэту фигуры.

Костюм худощавого бизнесмена должен иметь приталенный двубортный пиджак с узкими лацканами, который зрительно расширяет силуэт фигуры. Подплечники такого пиджака лучше всего иметь маленькими или вовсе отказаться от них. Брюки должны быть достаточно облегающими с узкими брючинами.

Полному солидному бизнесмену лучше выбрать деловой костюм более свободного покроя с прямыми брюками. Предпочтительный крой пиджака в этом случае - однобортный, не приталенный, с мягкой линией плеча.

Невысоким предпринимателям деловой этикет рекомендует отказаться от деловых костюмов, включающих длинные двубортные пиджаки с широкими лацканами. Пиджаки подобного покроя зрительно уменьшают рост и «утолщают» фигуру владельца. Здесь будут к месту однобортные пиджаки на двух пуговицах со слегка завышенной талией, которые несколько удлиняют и «стройнят» силуэт фигуры невысокого бизнесмена.

Особое внимание бизнес-этикет обращает на единство стиля всех элементов делового костюма. Не рекомендуется, например, с классическим однотонным деловым костюмом надевать клетчатую сорочку либо к пиджаку с широкими лацканами не годится повязывать узкий галстук. Ещё более эпатажно выглядит бизнесмен, допустивший ношение кроссовок или кед со строгим деловым костюмом.

Бизнес-этикет рекомендует рассматривать однотонный деловой костюм в качестве базового элемента одежды предпринимателя. Такой костюм обладает свойством гармоничного сочетания с однотонными расцветками и рисунками других элементов и аксессуаров одежды.

Правильно выбранный цвет делового костюма - доказательство хорошего знания требований делового этикета и умелого их выполнения. Традиционно рекомендуемыми цветами тканей, из которых шьются деловые костюмы, до сих пор являются чёрный, тёмно-коричневый, серый, угольно-серый, тёмно-синий. Сегодня несколько демократизировались требования этикета к цвету делового костюма.

Например, для работы в офисе современный этикет допускает тёмно-синий костюм в тонкую полоску, а также все оттенки серого цвета с едва заметным геометрическим рисунком - полоска, зигзаг, ёлочка.

Однотонный деловой костюм хорош тем, что к нему легче подобрать по цвету другие элементы деловой одежды - галстук, рубашку, обувь, а также различные аксессуары.

Чёрные костюмы современные бизнесмены надевают лишь в особых случаях - либо это похороны, либо особо важные официальные деловые приёмы.

Безусловно, покрой, силуэт, стиль и цвет высококачественного классического делового костюма играют ведущую роль в визуальном восприятии окружающими как самого изделия, так и его владельца. Но не менее определяющее значение здесь принадлежит ткани, из которой пошит деловой костюм. Классический деловой костюм шьётся целиком из одной ткани. К основным критериям выбора ткани относятся: сезон, в котором костюм планируется носить; характеристики ткани - её состав, цвет, плотность, фактура; условия носки костюма и проявляемые при этом качества костюмной ткани.

Лучшими тканями для делового костюма являются стопроцентно натуральные ткани без примеси синтетики: шерсть различных сортов, шёлк, хлопок, лён. Для пошива классического делового костюма чаще всего используется ткань из натуральной шерсти. Особо ценится идеально ровная поверхность ткани и однородность её структуры. Залогом такого высокого качества ткани является безупречная по своим характеристикам пряжа, которой присвоены высокие номера: от цифры 100 и выше.

Для характеристик качеств волокна, из которого изготавливают высококачественную костюмную ткань, используют индекс Super. Чаще всего для пошива классических деловых костюмов используются ткани Super с номерами в диапазоне 100-120, так как эти ткани достаточно плотные, комфортные в носке и достаточно устойчивые к внешним воздействиям.

Начнём с пиджака, который является наиболее консервативной и не склонной к изменениям частью делового костюма. Пиджаки деловых костюмов могут быть однобортными или двубортными. Базовый фасон однобортного пиджака имеет две пуговицы и два боковых разреза. Есть варианты этой базовой модели: две пуговицы и разрез сзади по центру пиджака либо три пуговицы и один разрез сзади; три пуговицы и два боковых разреза. Двубортный пиджак всегда имеет два боковых разреза и никогда - сзади. Европейские модели, за исключением сшитых в Великобритании, могут не иметь разрезов вообще.

Здесь представляется уместным заметить, что руководство большинства старых, консервативных и респектабельных зарубежных организаций своим внутренним dress-code определило в качестве служебной одежды для служащих-мужчин костюмы именно с однобортными, а не двубортными пиджаками.

Независимо от модели все пиджаки, входящие в комплект делового костюма, должны отвечать ряду норм и рекомендаций делового этикета.

Во-первых, воротник пиджака должен плотно прилегать к вороту сорочки, который выглядывает из-под воротника пиджака не менее чем на 1 сантиметр.

Во-вторых, в своей верхней части, у воротника, правильно пошитый пиджак облегает спину владельца без морщин и складок.

В-третьих, лацканы качественного пиджака в своей верхней части не должны оттопыриваться. Их нижняя часть должна лежать свободно и иметь плавный переход, заканчивающийся за 2-3 сантиметра от верхней пуговицы. На профессиональном сленге закройщиков выкройка лацканов с таким переходом называется «качающейся» и свидетельствует о высоком качестве работы. Если плавный переход на лацкане отсутствует или он закрывает верхнюю пуговицу пиджака, то это свидетельствует о пошиве низкого качества. Такой пиджак не может быть частью классического делового костюма.

В-четвёртых, длина пиджака зависит от роста и пропорций фигуры владельца делового костюма и она приблизительно равняется половине общей длины всего костюма. Кончики пальцев свободно опущенной вниз руки должны находиться на одном уровне с нижнем краем пиджака. Нижний край пиджака должен заканчиваться на ладонь ниже от тазобедренного сустава.

Все названные здесь рекомендации не касаются коротких пиджаков спортивного стиля, которые полагается носить со свободными широкими брюками во время посещения спортивных мероприятий, загородных гольф-клубов или других спортивных клубов. Не затрагивают эти советы и пиджаки-рединготы, доходящие до коленей.

В-пятых, от силуэта фигуры владельца зависит выбор пиджака либо без шлицы, либо с одной или двумя шлицами. При наличии выпуклых ягодиц лучше отказаться вообще от покроя со шлицами, а предпочесть пиджак с гладкой спинкой, скрывающий эту особенность фигуры.

В-шестых, рукава пиджака при опущенных руках должны прикрывать запястья и доходить до основания кисти.

В-седьмых, в тёплое время года в дневное время лучше носить светлый деловой костюм, а в вечернее время и в осенне-зимний период предпочтение необходимо отдавать костюмам тёмных расцветок.

В-восьмых, деловой этикет рекомендует, чтобы во время движения бизнесмена или когда он стоит на месте, пиджак делового костюма был застёгнут особым образом. Если пиджак однобортный с двумя пуговицами, то следует застёгивать верхнюю пуговицу, а если пиджак с тремя пуговицами - то среднюю. Говоря другими словами, нижняя пуговица на однобортном пиджаке никогда не застёгивается.

На двубортном пиджаке все пуговицы должны быть застёгнуты. Однако деловой этикет здесь содержит и определённые послабления - бизнесмену позволительно расстегнуть пуговицы на пиджаке, когда он сидит за столом, работая или принимая пищу, а также сидя в кресле или на диване.

Нормальная длина брюк определяется спереди таким образом, чтобы нижний край брюк закрывал верхний край обуви - примерно два первых отверстия для шнурков, если считать сверху, на туфлях предпринимателя. Длина брюк по задней линии считается нормальной, когда их нижний край доходит до середины каблука обуви, то есть при ходьбе в любом случае не открываются носки.

Стрелки на брюках должны быть хорошо заглажены и совпадать с условной линией, проходящей через середину туфель или ботинок. Задняя часть брюк должна прилегать к ягодицам достаточно плотно, не стесняя при этом движения, без морщин и складок.

При наличии излишне объёмного живота рекомендуются к носке прямые и широкие брюки, с защипами, но без отворотов.

Предпринимателям невысокого роста лучше носить брюки с высокой талией, без защипов и отворотов. Если бизнесмен предпочитает брюки с отворотами, то он должен помнить требования делового этикета - ширина отворотов не должна превышать 3-4 сантиметров.

Изначально деловой костюм обязательно комплектовался тремя предметами - пиджаком, брюками и жилетом.

В наше время жилет ассоциируется с определённым поведенческим консерватизмом, чопорностью и даже деловым аристократизмом. Жилет предоставляет своему владельцу определённое преимущество перед хозяином двухкомпонентного делового костюма: в соответствии с деловым этикетом бизнесмен может самостоятельно снять пиджак в общественном месте, если под пиджаком надет жилет.

Классическим жилетом считается его однобортная модель с шестью пуговками и тремя кармашками. Длина жилета определяется следующими требованиями: вверху он должен выступать на одну пуговицу над грудным вырезом пиджака, а своим нижним краем он должен закрывать брючный ремень. Нижняя пуговица жилета, как и пуговица однобортного пиджака, никогда не застёгивается.

Смокинг (от англ. smoking-jacket - куртка для курения) - это исключительно вечерний пиджак чёрного, густого тёмно-синего или белого цвета с воротником шалевого покроя. Белый смокинг предназначен для вечерних торжеств на открытом воздухе и для мероприятий во время морских круизов.

Смокинг может быть однобортным или двубортным. Его лацканы обшиваются атласом или шёлком. Ткань для пошива смокинга, как правило, выбирается более лёгкая, чем для классического делового костюма, поскольку на вечерних мероприятиях часто бывает достаточно жарко.

К смокингу чёрного или тёмно-синего цвета надевают такого же цвета строгие классические брюки без отворотов. К белому смокингу надеваются также чёрные или тёмно-синие брюки, но не допускаются белые брюки, даже ему в тон. Боковые внешние швы брюк украшаются узкой блестящей шёлковой полосой, называемой галуном.

Место, где сорочка под смокингом заправлена в брюки, должно закрываться специальным поясом, носящим название кушак или каммарбанд. Последнее название произошло от индийского названия широкого матерчатого пояса (cummerbund), который мужчины в Индии носят до сих пор, обёртывая его вокруг талии. Складки кушака или каммарбанда заложены вверх, поэтому в него, как правило, вшивают маленький кармашек.

Цвет галстука-бабочки, пояса и платка в нагрудном кармане смокинга могут составлять контраст цветовой гамме костюма или даже быть с пёстрым рисунком. Но это требует особого чувства цвета и тонкости вкуса хозяина смокинга. Носки могут быть чёрными или тёмно-синими - в тон цвету брюк. Туфли же обязательно должны быть чёрного цвета и классического фасона. Лакированные туфли надеваются только к смокингу.

Фрак (от англ. frock - ряса священника) - это вечерний креповый костюм чёрного цвета и необычного покроя. Фрак спереди короткий, но сзади имеет длинные узкие фалды. Лацканы фрака обшиты матовым шёлком. Фрачные брюки строго-классические - без отворотов. Вдоль внешнего бокового шва с двух сторон у них расположены атласные галуны.

Фрак обычно не застёгивают. Поверх рубашки надевают пикейный жилет с удлинёнными лацканами, который украшен либо пуговицами обтянутыми белым шёлком, либо перламутровыми пуговицами.

Такие аксессуары фрачного костюма, как галстук или галстук-бабочка, нагрудный пикейный платок, должны быть белого цвета. А вот носки и туфли, а также обязательный головной убор к фраку - цилиндр должны быть только чёрными.

Выбор сорочки необходимо начинать с выбора материала, из которого она пошита. Лучше всего подходят ткани, изготовленные из натурального сырья - хлопка или льна. Рубашки, пошитые из натуральной шёлковой ткани, блестящие и полупрозрачные, для деловой одежды не годятся.

В процессе выбора подходящей сорочки для делового костюма немаловажное значение имеет её цвет. Сорочки белого цвета определены как официальные и формальные. Светло-голубые рубашки считаются более обыденными, повседневными. Сегодня вполне допускается ношение с деловыми костюмами цветных рубашек - лучше пастельных расцветок. Рубашки названных цветов хорошо сочетаются с любой расцветкой делового костюма. Кроме того, к ним легче подобрать галстук гармоничной расцветки.

Если предприниматель по той или иной причине испытывает затруднение с выбором гармоничной расцветки ансамбля своего делового костюма, то в любом случае ему полезно помнить универсальное правило: расцветка рубашки должна быть светлее костюма, ну а галстука - темнее рубашки.

В то же время бизнесмен должен знать и другие рекомендации делового этикета. Например, на официальные деловые приёмы всех видов необходимо надевать только белую сорочку. Или другая этическая норма: к смокингу полагается надевать только накрахмаленную белоснежную и образцово пошитую сорочку из высококачественной ткани. Здесь уместно заметить, что особенным шиком считается рубашка с воротником-стойкой, у которого отогнуты углы. Этикет предписывает вдевать в манжеты такой сорочки непременно дорогие запонки, а также носить презентабельные часы, выдержанные в стиле строгой роскоши.

Ещё одним параметром, определяющим качественный выбор сорочки, является её фасон. Рубашка не должна пузыриться вокруг талии или собираться на ней в складки. Она не должна сковывать движения и тем более не быть короткой и вылезать из-под брючного ремня. Для всех мужчин, а для высоких и объёмных особенно, особое значение имеет количество рубашечных пуговиц, а также их расположение. Если нижняя пуговица рубахи постоянно выскакивает из-под ремня, рискуя оголить живот, то это значит, что она неправильно пришита. Правильно пришитая пуговица сорочки должна располагаться на 6-8 сантиметров ниже уровня верхнего края брюк или брючного ремня. Если такая пуговица отсутствует, то её надо пришить и сделать для неё петельку.

Для делового костюма к торжественным событиям выбирается рубашка строгого, классического фасона, без поперечных или продольных планок, а также без «погончиков». А вот пуговицы, контрастирующие по цвету с расцветкой сорочки, вполне допустимы. И ещё одна тонкость: элегантные высококачественные и дорогостоящие рубашки к вечерним костюмам чаще всего не имеют нагрудного кармана. Но даже если он предусмотрен - лучше о нём забыть и его не использовать.

В зазор между воротником и шеей должен входить указательный палец. При этом сам воротник должен быть без морщинок и образовывать с узлом галстука гармоничное целое, как по цвету, так и по размеру.

Широкий отложной воротник сегодня считается наиболее официальным. Широкий воротник визуально делает длинную шею гораздо короче, а короткая шея, напротив, может выглядеть более длинной благодаря узкому маленькому воротнику.

Сорочки для делового костюма должны быть обязательно с длинными рукавами. Поскольку из рукавов пиджака на 1-2 см должны выглядывать манжеты рукавов сорочки, лучше застёгнутые запонками, то этикет не допускает ношение под пиджаком сорочек с короткими рукавами. Тем более что бизнесмен должен быть готов снять пиджак в процессе своего делового общения с другими предпринимателями.

По нормам этикета пиджак можно снимать в следующих случаях: если предприниматель индивидуально работает у себя в кабинете; если предложение снять пиджак сделал предприниматель более высокого статуса, а при равных статусах более старший по возрасту; если предприниматель осуществляет деловое общение с другим предпринимателем в офисе последнего и тот предложит снять пиджаки; если такое предложение сделает организатор или посредник переговоров.

Обращаем внимание на ещё одну рекомендацию делового этикета относительно ношения сорочек. Надевая новый деловой костюм, бизнесмен обязательно должен дополнить его новой рубашкой.

В наше время лучшими считаются галстуки, сшитые итальянскими мастерами вручную из натуральных материалов - прежде всего из шёлка. Такие галстуки шьются в семь сложений из цельного куска шёлковой ткани без подкладки. Каждый галстук, пошитый по такой технологии, отличается своей уникальностью - его повторить невозможно. Элитными также считаются галстуки, изготовленные тоже итальянцами и тоже вручную, но по другой технологии. В этом случае галстук шьётся из трёх кусков шёлка и имеет мягкий и гладкий изнаночный шов. Чтобы галстук лучше держал форму, ему придают тонкую шерстяную подкладку. Заметим, что цена качественного галстука ручной работы начинается примерно со 100 долларов США.

Чем шире плечи пиджака, тем уже должен быть галстук. Ширина галстука также зависит от ширины лацканов пиджака. Бизнес-этикет рекомендует выбирать такой галстук для делового костюма, ширина которого равна ширине лацканов пиджака. Классической считается ширина галстука равная 9,5 сантиметра. Крупным и объёмным мужчинам с широкой грудью рекомендуется носить галстук несколько шире принятого стандарта - шириной в 12-13 сантиметров. И ещё одна рекомендация этикета: широкие галстуки оптимальны для делового общения, а более узкие - для свободного времяпрепровождения.

Согласно классическим «галстучным» канонам, завязанный галстук должен свободным концом касаться верхнего края пряжки брючного ремня, либо наполовину закрывать её. Принятая во всём мире условная усреднённая длина галстука - чуть ниже пояса брюк.

Галстук-бабочка белого или чёрного цвета надевается только на торжественные мероприятия высшего уровня к фраку или смокингу. Кроме того, как прагматическая дань традиции, галстук- бабочка является частью одежды для верховой езды.

Галстуки для повседневной носки должны быть более тёмной расцветки и с мелким рисунком. Для особых торжественных случаев предназначены яркие галстуки с крупным, отчётливым рисунком. Но здесь важно не «переборщить», отдавая предпочтение яркости и броскости.

Поскольку галстук соседствует с лицом человека, то, безусловно, между ними существует непосредственная визуальная связь. Отсюда следует, что при выборе галстука предприниматель обязательно должен учитывать особенности формы своего лица.

В наше время многие бизнесмены, особенно в торжественных случаях, вместе с деловым вечерним костюмом носят шарф. Сегодня шарфы стали подразделяться на: цветные и однотонные, с рисунком и без рисунка, с подкладкой и без подкладки, официальные и неофициальные, костюмные и к верхней одежде.

Тонкие шарфы, выделанные из лучшей шерсти, например кашемира, да ещё имеющие шёлковую подкладку, без всякого сомнения, относятся к официальным, деловым шарфам. Основные цвета официальных шарфов белый и чёрный.

Носки подбираются так, чтобы их цвет соответствовал цвету брюк и обуви. Деловой этикет рекомендует, чтобы носки для деловой одежды были тёмными, однотонными и их цвет был промежуточно-переходным между цветом брюк и цветом обуви. Говоря другими словами, цвет носков должен быть темнее цвета костюма, но несколько светлее цвета обуви.

Желательно, чтобы к тёмному деловому костюму бизнесмен выбирал носки чёрного или тёмно-синего цвета. Исключение составляют коричневые деловые костюмы, к которым подбираются коричневые носки и тёмно-коричневая обувь. Особое внимание бизнесмен обязан обращать на длину носков. Носки должны доходить минимум до середины голени. Предпринимателю необходимо выбирать такие носки, которые будут достаточно плотно, не препятствуя при этом току крови, облегать ногу, не «слезая» с неё. Высококачественные носки изготавливаются либо из натуральных материалов, либо с минимально возможной добавкой синтетики для улучшения эксплуатационных качеств.

В обуви для делового костюма ценится классическая умеренность и изысканность формы, а также качество и стоимость материала, из которого изготовлена данная модель. Бизнес-этикет в качестве элемента деловой одежды признаёт исключительно кожаную обувь из сырья высококачественной выделки. Форма деловой обуви должна быть классической. Это туфли или полуботинки без шнурков - на резинках или со шнурками, что предпочтительнее, с рантом и без чрезмерных изысков.

Этикет рекомендует подбирать к деловой одежде классически-строгую, одноцветную обувь на тонкой подошве. При этом необходимо помнить, что чем торжественнее и дороже деловой костюм, тем более тонкой должна быть подошва обуви к нему. Этой рекомендации в полной мере может соответствовать только обувь на тонкой кожаной подошве.

Особенностью моды в деловой одежде является то, что с деловым костюмом сегодня предпринимателю позволительно надеть подходящие по цвету повседневные прогулочные туфли или ботинки.

Некоторые варианты соотношения расцветок в ансамбле мужского делового костюма

Костюм Рубашка Галстук Носки Обувь
Тёмно-синий Белая В белую, голубую, красную полоску либо тёмно- бордовый Чёрные, тёмно-синие Чёрная
Тёмно-голубой Белая или цвета слоновой кости В серую, красную, бордовую полоску Чёрные, темно-синие Чёрная
Тёмно-серый Белая или цвета слоновой кости, светло-розовая Полосатый или красно-черный Чёрные, темно-серые Чёрная, темно-серая
Серый Белая или цвета слоновой кости, розовая, светло-голубая Любого цвета Чёрные, темно-серые, серые Чёрная, темно-серая
Тёмно-зеленый Цвета слоновой кости, бежевая, табачная, светло-розовая Зелёный, фиолетовый, бордовый, красно-черный Чёрные, темно-зеленые Чёрная
Тёмно-коричневый Белая или цвета слоновой кости, бежевая, светло-розовая Красно-черный Чёрные, темно- коричневые Тёмно-коричневая
Светло-коричневый Белая, розовая, табачная Зелёный, бордовый, красно-черный Чёрные, светло-коричневые, кофейные, коричневые Светло-коричневая, цвета натуральной кожи

 

Песочный Светло-голубая, розовая, светло-зеленая Тёмно-голубой, болотный Чёрные, светло-коричневые, песочные Песочного цвета

 

Очень важно помнить следующее правило: фасон обуви необходимо подбирать в соответствии с шириной нижней части брюк - чем уже брюки внизу, тем уже должны быть и носы обуви.

Обувь должна сочетаться с цветом делового костюма. Чёрный цвет туфель или ботинок считается универсальным - сочетающимся почти с любой расцветкой делового костюма. Исключением является коричневый цвет. К деловому костюму коричневых тонов лучше всего подходит обувь такой же расцветки. Светлую обувь можно надевать только к светлому костюму или светлым брюкам. При этом предприниматель должен помнить правило делового этикета: светлая обувь не предназначена для офиса, то есть для работы. И ещё одна рекомендация: лакированные туфли следует надевать только к смокингу или фраку.

Ботинки или туфли должны быть чистыми и покрытыми водоотталкивающим кремом.

Чтобы подчеркнуть важность всех деталей, включённых в состав одежды предпринимателя, специалисты используют понятие «аксессуары делового костюма». К аксессуарам делового костюма принято относить: платки для нагрудного кармана, поясные ремни, запонки, портмоне и бумажники, часы, авторучки, мобильные телефоны и другие предметы, дополняющие костюм, поддерживающие его позитивный деловой портрет и помогающие ему в работе.

Необходимо помнить, что аксессуары делового костюма должны быть достаточно дорогими, поскольку дешёвые аксессуары - лучшая мишень для критики. Аксессуары делового мужчины в сравнении с аксессуарами деловой женщины сравнительно немногочисленны, поэтому предприниматель должен быть очень требователен к их качеству, чтобы они никак не смогли нанести ущерба его внешнему имиджу.

Рассмотрим нормы делового этикета в отношении выбора и использования некоторых аксессуаров делового костюма. И начнём с платка для нагрудного кармана, зачастую именуемого «выставочным» платком, поскольку он «выставляется» из нагрудного кармана. Этот платок носит ещё одно, сегодня мало кому известное, поэтому нераспространённое название - платок-паше.

В соответствии с современными нормами бизнес-этикета этот аксессуар совсем не обязательно использовать в деловом костюме. Но если бизнесмен предпочитает всё-таки носить его, то по требованиям делового этикета платок может присутствовать в нагрудном кармане пиджака только после 17 часов. Исключение сделано для отдельных творческих личностей и для персонала творческих организаций - здесь платок для нагрудного кармана может присутствовать в костюме владельца в любое время - когда он того желает.

Платок в нагрудном кармане пиджака должен гармонировать со всем костюмом и дополнять ваш галстук или резко контрастировать с ним - например, тёмный галстук и очень светлый платок.

Для платка-паше, как и для любого аксессуара деловой одежды, важен материал, из которого он изготовлен. Платок для нагрудого кармана должен хорошо сгибаться, то есть складываться, и при этом держать форму. Лучшим материалом для изготовления нагрудных платков считается натуральный или искусственный шёлк, а затем хлопок. Края высококачественных платков подрубаются вручную.

Существует распространённое и уже укоренившееся суждение, что платок-паше белого цвета можно носить всегда - с любым костюмом и галстуком любой расцветки. Это верно, но лишь при соблюдении того условия, что в расцветке рубашки или галстука присутствует белый цвет. Белый платок-паше не подходит для ношения с твидовым или буклированным пиджаком спортивного стиля. К деловому костюму лучше выбрать однотонный платок, чем с нанесённым узором.

При отсутствии галстука значение нагрудного платка возрастает. Деловой этикет не содержит жёстких специальных правил складывания нагрудного платка и его ношения. Деловому человеку кроме платка в нагрудном кармане необходимо иметь при себе ещё два носовых платка: один - в кармане пиджака, а другой - в кармане брюк.

Следующий важный аксессуар делового костюма - зажим для галстуков. Выбирая эту деталь одежды, необходимо помнить о его особенности и предназначении. Зажим для галстука - это не столько украшение, сколько функциональный предмет, чаще всего открытый для всеобщего обзора и фиксирующий галстук в нужном положении.

С учётом этого бизнесмену полезно помнить несколько рекомендаций относительно зажима для галстуков. Во-первых, он должен сочетаться по цвету с галстуком. Для делового костюма лучше взять ненавязчивый зажим, без излишней вычурности и блеска. Во- вторых, зажим располагается между третьей и четвёртой пуговицами с небольшим наклоном вниз. В-третьих, не обязательно, чтобы при застёгнутом пиджаке был виден зажим, если только это не художественное произведение, которое владелец осознанно демонстрирует. В-четвёртых, приобретая зажим для галстука, лучше сразу же приобрести соответствующие ему запонки из того же металла и того же стиля.

Запонки - лучшее дополнение для сорочки к деловому костюму. Включить дорогие запонки в комплект одежды для торжественного события, например, для официального вечернего делового приёма - просто необходимо. Выбор запонок необходимой формы из соответствующих материалов должен осуществляться с учётом следующих позиций. Во- первых, запонки должны сочетаться с зажимом для галстука; во- вторых, не следует допускать дисгармонии между запонками и рубашечными пуговицами; в-третьих, запонки должны соответствовать форме манжет сорочки; в-четвёртых, надо заранее определить ювелирные изделия, с которыми запонки будут «соседствовать» в деловом костюме.

Этикет рекомендует носить запонки на рукавах сорочек с двойными манжетами. Кроме того, без запонок не может обойтись белая рубашка к вечернему костюму, даже если её рукава без двойных манжет. Во всех остальных случаях можно не носить запонки, если рукава рубашки с одинарными манжетами.

Среди аксессуаров деловой одежды особое место занимают часы. Часы многофункциональный аксессуар, представляющий собой не только сложный и высокоточный хронологический прибор, но и символ определённого статуса своего владельца. Статусная функция часов не скрывается, а, наоборот, всячески демонстрируется, подчёркивая престижные социальные, финансовые, потребительские и другие возможности владельца. Часы делового человека - это дорогостоящий и красивый ювелирный предмет, изготовленный, как правило, из драгоценных или редких металлов, иногда ещё и с драгоценными камнями. Часы зачастую являются единственным ювелирным изделием, которое бизнесмен включает в комплект своей деловой одежды. Без престижных часов, так же как и без высококачественного делового костюма, предприниматель обойтись не может-это постоянный атрибут его профессионального имиджа.

Этикет рекомендует деловым мужчинам для повседневного ношения плоские золотые или платиновые часы прямоугольной, круглой или овальной формы. Наиболее подходящими для бизнесмена считаются часы с белым циферблатом, часовой, минутной и секундной стрелками. Наличие стрелок - обязательное требование делового этикета, так как электронные часы не соответствуют деловому стилю. Кроме того, часы для предпринимателя должны иметь только минимально необходимый набор функций, чтобы не отвлекать на другие их возможности внимание владельца.

В соответствии с бизнес-этикетом предприниматель должен носить свои часы на черном или коричневом ремешке из натуральной кожи, либо на браслете, изготовленном из того же металла, что и корпус часов. Среди деловых людей ценятся часы, изготовленные по индивидуальному или специальному заказу, а также экземпляры из малых серий.

Во-первых, представительские часы. Их надевают по торжественным или по особым случаям, когда необходимо произвести должное впечатление на окружающих и представить обладателя таких часов как состоятельного бизнесмена с высоким социальным статусом. Представительские часы должны быть по-настоящему дорогостоящими, то есть самых престижных марок и с максимальным количеством всевозможных дополнительных функций.

Во-вторых, «костюмные» часы. Носятся с деловым костюмом в рабочее время. Чаще всего для этого предназначения выбирают плоские деловые часы с белым циферблатом и стрелками, лаконично выполненные из золота или платины без лишних изысков и дополнительных функций.

В-третьих, спортивные часы. Они ценятся за прочность и устойчивость конструкции к внешним воздействиям.

В-четвёртых, повседневные часы, которые ценятся за практичность и предназначены для использования в нерабочее время в неформальной обстановке.

В идеальном варианте подбора и сочетания аксессуаров цвет ремешка для часов должен гармонировать с цветом брючного ремня и обуви.

Лучше всего для делового костюма подходит ремень из натуральной кожи чёрного, тёмно-коричневого цвета или цвета натуральной кожи. Цвет ремня должен гармонично сочетаться с цветовой гаммой всего делового костюма, включая обувь и портфель (кейс). Наиболее солидно смотрятся строгие гладкие ремни в классическом стиле, изготовленные без всякого декора в виде цветных вставок, узоров, металлических накладок и заклёпок. Пряжка ремня должна соответствовать этому сдержанно-элегантному стилю. Цвет пряжки ремня должен соответствовать цвету металлических частей аксессуаров.

Многие солидные и респектабельные предприниматели, особенно полные и в зрелом возрасте, предпочитают носить с брюками не поясной ремень, а подтяжки.

Деловой этикет содержит ряд рекомендаций относительно подтяжек. Во-первых, по цвету подтяжки должны гармонировать с расцветкой галстука. Во-вторых, в носке гораздо практичнее подтяжки пристёгивающиеся пуговицами, чем зажимами. В-третьих, с подтяжками брючный ремень никогда не носится - это моветон.

Бумажник или портмоне - необходимый аксессуар деловой одежды любого бизнесмена. Бумажник должен быть не потёртым и не повреждённым, изготовленным из материала высокого качества, то есть из лучшей натуральной кожи тщательной выделки.

В идеале цвет бумажника и его фактура должны выбираться таким образом, чтобы они соответствовали материалу и окраске других аксессуаров деловой одежды - портфелю или кейсу, брючному ремню, ремешку на часах, а также обуви. Следовательно, если меняется цвет перечисленных аксессуаров, то должен заменяться и бумажник, чтобы соответствовать новой цветовой гамме.

Деловой человек не может обойтись без аксессуаров, выполняющих организационно-информационные функции. Это ежедневник или органайзер, электронная записная книжка, авторучка, ноутбук и мобильный телефон. Все эти аксессуары обязательно должны соответствовать ряду требований.

Во-первых, быть известных брендов, а это значит - дорогими и высококачественными.

Во-вторых, они должны быть подобраны по стилю.

В-третьих, ежедневн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: