Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять.
Пошаговый алгоритм написания изложения
Ваша задача – сохранить главную информацию и избавиться от второстепенной. Сделать это можно с помощью следующих методов.
Основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение: • повторов; • синонимов: • уточняющих, поясняющих слов; • фрагмента предложения; • однородных членов предложения; одного или нескольких предложений. | 2. Обобщение: • Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием; • Замена прямой речи косвенной; • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. | 3. Упрощение • Слияние нескольких предложений в одно. • Замена предложения или его части указательным местоимением • Замена сложноподчинённого предложения простым • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением. а) замена придаточного определительного синонимичным определением; б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом; в) сокращение количества частей сложного предложения. |
В тексте должно остаться, то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации.
Алгоритм выполнения заданий 2–8
Синтаксический анализ.
А. Способы выражения главных членов предложения. Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите грамматические основы в предложении.
|
2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова: Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;
Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться,считаться, выглядеть;
Надо, нужно, необходимо.
3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).
4. Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу.
Выделение грамматических основ в предложении. Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите грамматические основы в предложении.
2. Запишите правильный ответ в бланк ответов.
Б. Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):
1. Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.
2.Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.
3. Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.
В. Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):
1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.
2. Помните о том, что
- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;
|
- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;
- обособленные дополнения выражаются
а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого - или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;
3. Выберите правильный ответ.
Г. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Алгоритм выполнения задания:
1. Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;
- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.
3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (,;: -), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;
- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены;
- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫи др.) - предложение сложноподчиненное.
|
Д. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Алгоритм выполнения задания:
1. Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.
2. Впишите номер данного предложения в бланк ответов.
Е. Односоставные предложения - с одним главным членом
Определенно – личные:
Можно вставить Я, ТЫ, МЫ, ВЫНЕ в прошедшем времени
Иду в школу. Лера, дай ручку. Давайте, ребята, напишем сочинение. Запишите домашнее задание.
Неопределенно – личные:
Можно вставить ОНИв любой форме Маму вызвали(вызовут, вызывают) в школу
Безличные:
Нет и не может быть совсемКатегория состояния, безличный глагол, неопределенная форма
Мне холодно, Меня морозит. У него нет, не было и не будет «двоек». Постоянно нужно готовиться к урокам.
Встать! Мне не везет. Пахло смолой.
Назывные:
нет и не может бытьсказуемого Весна!Вон мой дом.
Пунктуационный анализ.
Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.
Алгоритм выполнения задания (вводное слово)
1. Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:
- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;
- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.
2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:
- как будто, словно;
-частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
3. Запомните слово «однако». оно вводное, если его нельзя заменить союзом но. Н-р, Ты, однако, задачу не решил.
Без выделенных слов легко можно обойтись.
Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.