Фразеологический оборот – оборот, который можно заменить одним словом: «вешать лапшу на уши» - врать, «сесть в калошу» - опозориться, держать вверх ногами » - наоборот. Отличается от метафоры тем, что их понимает, знает и может употреблять каждый человек.
8. Лексический анализ. Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из подобранных синонимов
А) наиболее употребителен;
Б) не носит оттенка книжности и разговорности;
В) обладает минимальной экспрессией;
Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.
Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным. Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.
Пошаговый алгоритм написания сочинения 9.1
1. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его
2. Определите основную мысль высказывания.
3. Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей;
о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов в русском языке;
о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания;
о роли фразеологизмов в речи и т. д.
4. Оформите вступление (2–3 предложения). Во вступлении необходимо:
1. сформулировать позицию автора высказывания;
2. выразить своё отношение к ней.
3. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
Автор
анализирует…
|
характеризует …
рассуждает…
отмечает …
доказывает…
сравнивает…
называет…
описывает …
разбирает…
останавливается на...
раскрывает содержание…
отмечает важность…
формулирует…
касается…
утверждает…
считает, что...
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие:
на самом деле…
не могу не согласиться с автором высказывания…
я полностью согласен с...
вынужден согласиться с...
я разделяю точку зрения автора высказывания…
я поддерживаю мнение автора …
бесспорно, мнение автора о том, что...
Варианты вступлений:
§ Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Приведу примеры из рассказа А. Алексина…
§ Я согласна с высказыванием Л.Н. Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это: – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но, даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики.
§ Докажу это на примере текста А. Алексина. К.Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".
§ Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражаю сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают
тончайшие оттенки мыслей.
|
§ Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
§ Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.
§ Я разделяю точку зрения русского писателя.
§ В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
§ Высказывание К.В. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово.
§ Я разделяю точку зрения русского писателя.
5. Напишите основную часть. Основную часть можно начать следующими фразами:
§ Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)… Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)
§ Докажем эту мысль на примерах из текста...
§ Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах…
Аргументация: