НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ




Домашнее кейс-задание. Проанализируйте один из словарей из приводимого ниже списка по следующему плану:

(1) когда и кем составлен,

(2) место и год издания,

(3) количество слов в словаре и критерии их отбора,

(4) принципы расположения слов,

(5) построение и содержание словарной статьи (на примере конкретной статьи),

(6) вывод о типе словаря.

Задание выполняется в письменной форме (печатный текст объёмом 1 страница; требования к оформлению: лист формата А4, шрифт Times New Roman, 14 шрифт, одинарный интервал, выравнивание по ширине листа).

1. Познакомьтесь с различными определениями нормы литературного языка. Сравните эти определения. Назовите, какие признаки нормы выделяются в каждом определении.

Норма языковая – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Норма как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литературного языка национального периода. В более широкой трактовке норма трактуется как неотъемлемый атрибут языка на всех этапах его развития (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 337).

Норма. Принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида (Ахманова С.О. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. С. 270).

Норма. Наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты (Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985. С. 152).

Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. С. 259–260).

Норма языковая, норма литературная – принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств (Русский язык. Энциклопедия. М., 1997).

2. В каком слове ударение на втором слоге? Положить, поднялась, приняты, ходатайствовать, в скольких (школах)?, алфавит, дефис, позвоним?

3. В каком слове произносится твердый согласный [д]?

1) детектив 2) код 3) декларация 4) дебаты

4. В каком слове произносится твердый согласный [т]?

1) температура 2) термометр 3) термос 4) отдал

5. Значение какого слова определено неверно?

Сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т. п.

Торец – боковая сторона дома

Уникальный – редкий, единственный в своем роде.

Заурядный – приметный, обращающий на себя внимание

6. Найдите ошибку в образовании формы слова: с двадцатью пятью рублями, нет претензий, хужее всего, не кладите сюда тетради.

7. Найдите ошибку в образовании формы слова: в обеих сумках, беги, без комментариев, положь.

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: пара туфель, несколько полотенец, страннейшая ситуация, около пятиста километров.

9. Вместо звездочек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.

По приглашению друзей мне *** (довестись, посчастливиться, прийтись, удасться) ***(побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.

Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, *** (необходимо, нужно, требоваться) *** (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и *** (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.

В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них *** (жить, обитать, проживать) до трети населения.

Было *** (наглядно, предметно) *** (показан, продемонстрирован), что комплексное *** (использование, применение) технических средств на *** (занятия, уроки) *** (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) *** (повышать, увеличивать) *** (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) *** работа, труд) педагога.

10. Укажите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов. Исправьте предложения.

Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов.

Контингент студентов растет, и надо сказать еще об одном симптоме этого факта.

Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил CS First Boston. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства.

Двадцать лет своей автобиографии он посвятил выведению новых сортов земляники.

11. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек.

Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие “вставки” в представление.

Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.

12. Отметьте глагольные формы с неверным уда­рением. Исправьте ошибки.

ПрОжил, бАловать, Отдал, кАшлянуть, взялА, облЕгчить, откупОрить, уведомИть, пилА, избАловать, плесневЕть, пломбИроватъ, лилОветь, премировать, нАлкл, Обнял.

13. Поставьте ударения в словах, отмечая случаи вариативного ударения.

Агент, алфавит, баловать, балованный, делящий, донельзя, заиндеветь, запломбировать, втридорога, взвился, красивее, каучук, приданое, каталог, намерение, издревле, заржаветь, дремота, ло­моть, знамение, упрочение, мышление, инсульт, аристократия, нефтепровод, симметрия, искус, обеспечение, ханжество, хаос, ан­типатия, уникум, квартал, сироты, творог, свекла.

14. Составьте словосочетания со словами, учиты­вая их лексическую сочетаемость. Образец: стая волков

Стая, табун, караван, отара, косяк, стадо, толпа, группа, колонна, рой.

15. Отметьте неверные высказывания.

(1) Лексическая норма регламентирует выбор форм слов.

(2) Лексическая норма регламентирует словоупотребление.

(3) Лексическая неполнота высказывания является причиной
нарушения лексических норм.

(4) Лексическая норма регламентирует произношение.

(5) При выборе слова следует учитывать не только значе­ние слова, но и его лексическую сочетаемость.

(6) Для уточнения лексической сочетаемости можно вос­пользоваться «Орфоэпическим словарем».

(7) Тавтология и плеоназм являются разновидностями мно­гословия.

(8) При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать
их функционально-стилистическую окраску.

(9) Лексическое и грамматическое видоизменение фразеоло­гизма является причиной нарушения лексико-фразеологических норм.

(10) Неуместное употребление иноязычных слов является разновидностью речевых ошибок.

16. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдается только окончание -и(-ы).

Бухгалтер, вензель, ветер, возраст, вымпел, директор, джемпер, доктор, диспетчер, лагерь, снайпер, сорт, счет, терем, ток, хлеб, шофер.

17. Найдите лексические и грамматические ошибки. Отредактируйте предложения. Определите вид допущенных ошибок.

1. Банкиры понимают о необходимости помочь развиваю­щимся предприятиям.

2. Дизайнер создал оригинальный внутренний интерьер.

3. За последнее время разработаны и приняты законы по некоторым важным проблематикам нашей жизни.

4. Об этом не раз указывала «Независимая газета».

5. При завершении монтажа производственного оборудования произошёл неприятный инцидент.

6. Очистные сооружения, которые сооружаются на территории страны, помогают частично решить экологические проблемы.

7. Артист был удостоен высокой наградой.

8. Необходимо единение всех ресурсов отечественной промышленности.

18. Расставьте ударение в словах:

Подождала, переключим, переключит, партер, каталог, начата, туфля, столяр, оптовый, досуг, прислала, цемент, флюорография, маркетинг, по- ложить, гербовый, жалюзи, красивее, намерение, позвонит, феномен, экс- перт, щавель, генезис, диспансер, перезвонит, танцовщица, торты, обеспе- чение.

19. Употребите данные существительные в родительном падеже множественном числе: погоны, грузины, носки, партизаны, апельсины, рельсы, чулки, яблоки, абрикосы, цыгане, кроссовки, джинсы, ватты, амперы, бананы.

20. Расставьте ударение в словах: сосредоточение, нефтепровод, жизнеобеспечение, издревле, приговор, принудить, столяр, диспансер, сегмент, каталог, позвонишь, водопровод, баловать, искра, приданое, приняла, перезвонят, средства, сервировать, христианин, ревень, щавель, некролог, перезвонит, феномен, полила.

21. Данные существительные поставьте в форму родительного падежа множественного числа: абрикосы, гектары, рентгены, гольфы, тапки, гольфы, вишни, баклажаны, томаты, вольты, караты, граммы, килограммы, гектары, кадеты, гусары

22. Расставьте ударение в словах: августовский, гербовый, углубить, знамение, истерия, звонят, каталог, квартал, туфля, шарфы, тортов, повторить, повторенный, поняла, подо- ждала, позвонит, включит, обеспечение, партер, апостроф, корысть, намерение, балованный, диспансер, досуг, звонящий, километров, мусоропровод, красивее, ходатайство.

23. Укажите род выделенного существительного в предложениях:

Маша – большая сластена. Инженер Дивнич предложила новое решение этого проекта. В витрине были выставлены банки с иваси. Новый концерт- мейстер – это протеже нашего директора. Брокколи – овощное растение семейства крестоцветных. Какаду вьют гнѐзда в дуплах деревьев. Врач Ор- ман осмотрела больного ребенка. Антон остался без родителей – он теперь круглый сирота.

24. Определите род несклоняемых существительных, мотивируйте свой выбор: Мытищи, кашне, «Космополитен», Баку, атташе, какао, кенгуру, маэстро, фламинго, пони, секьюрити, авеню, Онтарио.

25. Запишите числительные словами:

Из 500 кг макулатуры можно получить 375 кг новой бумаги и изготовить 12,5 тысяч ученических тетрадей; из 98 вычесть 67; 11/34; с 670 рублями; к 300 прибавить 26 получится 326.

26. Дайте толкование фразеологизмам: эзопов язык, троянский конь, нить Ариадны, глас вопиющего в пустыне, блудный сын.

27. Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом нога.

28. Подберите синонимичные фразеологизмы: В подмѐтки не годится, яблоку негде упасть.

29. Какого рода преобразования представлены в примерах, за счѐт чего создаѐтся комический эффект?

Чувство долга возрастает с каждой зарплатой.

Хирург – это человек, заранее умывающий руки.

30. Составьте словосочетания с данными словами, употребив их в разных лексических значениях: деревянный, бросить, отстоять, положительный, плавать, богатый, бурный, глухой, горячий.

31. Определите род существительных, мотивируйте свой ответ: авеню, алиби, боржоми, иваси, инкогнито, интервью, кофе, кенгуру, кольраби, кофе, леди, манго, пони, такси, такси, фламинго, атташе, портмоне, визави.

32. Возможны ли варианты произношения в данных словах?

Конечно, молочный, скучно, подсвечник, нарочно, Ильинична, сливочный, будничный, спичечный, пустячный, точно, научный, сердечный, горчичник, нечто, чтобы, непорядочный, дождь, позже, визжать, дрожжи, яичница.

33. Прочитайте слова, обращая внимание на: а) твёрдость согласных [з] и [с] капитализм, плюрализм, монополизм, сосиски; б) мягкость [м] семь, семьдесят, восемь;в) оглушение звонких согласных на конце слова дивиденд, фонд, прогноз, налог (но: дивиденды, асфальт); г) чтение [г] город, гарант, лизинг, Господи, ага, бог, лёгкий, первого, сегодня, бухгалтер.

34. Прочитайте слова, обращая внимание на чтение ударной гласной. В каких словах допустимы варианты.

Атлет, афера, блеф, бытие, маневр, желчный, белесый, блеклый, испекший, опека, оседлый, береста, бесхребетный, преемник, иноплеменный, безнадежный, платежеспособный, отыменный, никчемный.

35. Объедините слова с твердым согласным перед [е] в одну группу, с мягким согласным – в другую.

Антенна, антитеза, артерия, бенефис, критерий, темп, тенденция, тент, термин, компетенция, индексация, компьютер, академия, крем, юриспруденция, менеджер, альтернатива, бассейн, гипотеза, депрессия, сервис, экспресс, сессия, энергия, шинель, зажжен.

36. Прочитайте следующие омографы, объясните их значение.

Броня – броня, видение – видение, лавровый – лавровый, кредит – кредит, мокрота – мокрота, наголо – наголо, острота – острота, парить – парить, трусить – трусить, языковой – языковый.

37. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения (пр. красный – красен, красна, красно, красны, краснее).

Хитрый, ясный, легкий, острый, дорогой, здоровый, полный, сильный, красивый, смешной, смелый.

38. От следующих слов образуйте родительный падеж единственного и множественного числа.

Бант, бинт, ведомость, герб, доска, дно, жезл, местность, прибыль, простыня, сирота, ступень, торт, хор, шарф, ясли.

39. Расставьте ударения в глагольных формах.

Отнять – отнял – отняла – отняли, понять – понял – поняла – поняли, начать – начал – начала – начали, начаться – начался – началась – начались, создать – создал –создала – создали, класть – клала – клали, взят – взята, занят – занята – заняты, начат – начата – начаты.

40. Произнесите слова, соблюдая правильное ударение. Отметьте слова, в которых профессиональный вариант ударения отличается от литературного.

Алкоголь, алфавит, баловать, включишь, газопровод, генезис, гренки, диспансер, добела, договор, досуг, еретик, завсегдатай, заговор, закупоренный, запломбировать, звонишь, изобретение, иконопись, индустрия, инструмент, инсульт, искра, исчерпать, каучук, квартал, километр, компас, мастерски, медикамент, намерение, некролог, обеспечение, предложить, премировать, ржаветь, свекла, соболезнование, столяр, таможня, украинец, упрочение, усугубить, феномен, ходатайство, цемент, черпать, щавель, шасси, эксперт.

41. Прочитайте данные словосочетания, употребив существительное в единственном числе.

Заказные бандероли, старинные банкноты, новые расценки, большие мозоли, кожаные туфли.

42. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

Авеню, бра, кофе, тюль, алиби, безе, жалюзи, Сочи, Миссисипи, резюме, мартини, коммюнике, пони, рандеву, шампунь, портмоне, пенальти.

43. Прочитайте правильно аббревиатуры. Употребите их в контексте, выявляющем их родовую принадлежность.

ВПК, АЗС, ООН, ФСБ, ЛДПР, ГИБДД, ЗАГС, СПИД, СНГ, МВФ.

44. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

Адрес, бухгалтер, год, благо, директор.

Договор, доктор, лектор, ордер, токарь.

Профессор, шофер, слесарь, диспетчер, клапан, ректор, шприц.

45. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, грамм, комментарий, кочерга, носок, помидор, сапог, туфля, шорты, яблоко.

Баклажан, блюдце, вафля, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, солдат, ухо, юноша, яблоня.

Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

Башкир, бурят, грузин, монгол, румын, узбек, цыган, якут. Звено, брелок, бюллетень.

46. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии.

1) Мне нравятся произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2) Ответ на этот вопрос вы найдёте в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 3) Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 4) Я читаю книгу (братья Томас и Генрих Манн). 5) Мы пришли на встречу с (Ирина Рихтер). 6) Он состоял в охране при (Катрин Денёв).

47. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1) Момент был для всех (торжествен, торжественен). 2) Вид юноши был (легкомыслен, легкомысленен). 3) Директор школы (ответствен, ответственен) за каждого ученика. 4) Актер был (естествен, естественен) в своей игре. 5) Место секретаря сейчас (свободно, свободное). 6) Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 7) Лектор (известен, известный) своими выступлениями.

48. Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже.

1) По (окончание) лекции все собрались уходить. 2) По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 3) Согласно (распоряжение, указ, решение, постановление, приказ). 4) Благодаря (выступление, успех, знание). 5) Время доказало превосходство этого способа (другие). 6) Всё это делается на благо (дети, родина).

1) В городе (Орел, Минеральные Воды). 2) У реки (Волга). 3) На улице (Петровка).

48. С данными словами составьте словосочетания, употребляя их в разных значения, – буря, кнопка, полотно, свежий, частица.

49. Подберите стилистические синонимы к словам:беспорядок, мальчик, деликатность, волнение.

50. Выберите правильную форму.

1) Несколько ребят (согласилось, согласились) прийти завтра. 2) По приблизительным подсчётам сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей. 3) Большинство его произведений (заканчивается, заканчиваются) трагично. 4) Большая часть депутатского корпуса (проголосовала, проголосовали) «за». 5) Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрации. 6) «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. 7) Газета «Аргументы и факты» не раз (писала, писали) об этом. 8) Театр-студия (расположен, расположена) недалеко. 9) Четвёртый курс, точнее, большая его часть (прошёл, прошла) практику.

10) Первые, кто (пришёл, пришли) на помощь, были спасатели. 11) Не кто иной, как родители, (ответствен, ответственны) за детей.

Семинар № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: