ЛЕКСИЧЕСКИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА




Домашнее кейс-задание. По образцу словарной статьи толкового словаря составьте собственные толкования лексических значений слов, сравнительно недавно вошедших в нашу разговорную речь (или изменивших традиционное значение) и получивших широкое распространение.

Жесть, комп, кинуть, тусоваться.

Задание выполняется в письменной форме (печатный текст объёмом 1 страница; требования к оформлению: лист формата А4, шрифт Times New Roman, 14 шрифт, одинарный интервал, выравнивание по ширине листа).

1. Укажите ошибку в управлении.

1) плата за телефон

2) вопреки распоряжения

3) описывает встречу

4) сойти с поезда

2. Укажите ошибку в управлении.

5) удостоен награды

6) доказательство о моей правоте

7) рад встрече

8) обвинен в предательстве

3. Укажите предложения, в которых нет грамматических ошибок.

Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги. Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Природе». Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате. Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды. Переводя текст, вам понадобится словарь. Все, кто работали на фабрике, жили в поселке за рекой. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие. Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших наш город. На совещании было обсуждено ряд важных вопросов. Те, кто опоздали на электричку, могут поехать на автобусе. Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском. Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус.

3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус.

4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив училище, нас направили на стройку. Мне был присвоен третий разряд. Многие из нас остались работать в родном городе. Все преподаватели советовали мне продолжать учебу.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Одним из русских прозаиков, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелев. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном».

7. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.

Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. Так мы и живем: семь в одной комнате. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.

8. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:

На выставке (экспонируется – экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось – отправились) на свои дачные участки. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали – бегало – бегал), но это следы одного дикого зверя. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли – погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой – жертвами) охоты.

9. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител... чистоты литературного языка. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

10. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастных оборотов и деепричастий. Исправьте эти ошибки.

Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет смысл. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может терять смысл. Книги Марининой я могу чи­тать, открывая их на любой странице. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив. Починив карандаш, он опять сломался. Войдя в трамвай, я села на свободное место. Путешест­вуя, я всегда веду дневник. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии. Выполняя задание, студенты обращаются к справочной литературе.

11. Отметьте предложения, где допущены ошибки в согласовании.

Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. За два последних месяца работа нашего участка заметно оживилась. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. Положение дел в фирме оставляют же­лать лучшего. Этим летом будут реализованы 54 льготных тури­стических путевки. Четыре рыболовские судна вышли в море. Зачем растить сына такой недотрогой. Он вместе с другом был лучшим в финальном турнире.

12. Найдите в предложениях высказывания, которые содержат синтаксические ошибки, связанные с неправильным порядком слов. Приведите исправленный вариант.

Его старший сын лежал в постели с ледяным компрессом на голове. Когда подошел контролер, странный пассажир вынул билет из кармана с тремя дырочками. Оля съела бублик вместе с собакой. Опытный, молодой человек требуется для работы с иностранцами со знанием английского и немецкого языка. В актовом зале будет организована выставка работ детей из природного материала.

13. Найдите предложения с нарушением норм употребления однородных членов.

1. Жизнь героя до встречи с незнакомцем протекала незаметно и совершенно спокойная.

2. К экологической катастрофе может привести не только использование устаревшего оборудования, но и непрофессионализм управленцев.

3. Дети читали только французские книги, особенно Софья.

4. Бывалый турист ориентируется по звездам, кронам деревьев, мху на стволах и многим другим приметам.

5. В тяжелом положении страны виноваты как правые политики, так и крайне левые.

6. В нашем отеле было много приезжих и иностранцев.

7. Существуют особенности употребления единственного и множественного числа.

8. Мы побывали не только в литературном, но и в историческом музеях.

14. Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях.

Семеро девочек, обоим ученицам, трое дней и ночей, с пятьсот пятьюдесятью рублями, к январю двухтысячно седьмого года, между одиннадцатью и двадцати четырёх часов, через двадцать три сутки, наградить полторастами тысячами рублей.

Вы больна, среди их, скучает по нас, лучше него, вы пятые будете, кроме её.

Положь на место, ляжьте на диван, уплочено, уполномачивать, пора узаконять и ознакомлять с этим население, каплет крыша.

15. Раскройте скобки, обращая внимание на именное и глагольное управление.

А) Аванс (расход, командировка); идентичный (прежний); исчисляться (10 миллионов рублей); ходатайствовать (подопечный); базироваться (результат); отзыв (книга); рецензия (статья); отчитываться (проделанная работа); рекламация (товара); аннотация (монография); альтернатива (это решение); доказательство (правота); заведующий (магазин); равноправны (друг друга).

Б) Воплощение (жизнь) – претворение (практика); обидеться (эти слова) – обижен (подозрения); обрадоваться (новость) – обрадован (известие); основывать (наблюдения) – обосновывать (данные); превосходство (соперника) – преимущество (конкурент); рассердиться (шутка) – рассержен (новость); уплатить (услуги) – оплатить (проезд), удивляться (умение) – удивлен (трудолюбие).

16. Применяя правило оформления деепричастного оборота, выберите грамматически верное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы, а) мной овладела тревога. б) это займёт меньше часа. в) я зашёл к приятелю.

Отправляя телеграмму, а) всегда указывается обратный адрес. б) укажите обратный адрес. в) мне не хватало денег.

Анализируя состав слова, а) у меня возник вопрос. б) мне поставили «отлично». в) укажите его морфемы.

Раскрыв газету, а) она оказалась интересной. б) мое внимание привлёк фотоснимок. в) читатель пробегает глазами заголовки.

17. Найдите в предложениях грамматико-стилистические ошибки и отредактируйте предложения.

1) Высказывается критика о том, что мы делаем. 2) Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 3) Глава администрации распределяет и управляет имуществом. 4) Участвовать на выборах. 5) По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 6) Объяснение этому явлению может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 7) Уверенность каждого за свой завтрашний день. 8) Разрушение произошло за счет плохой работы системы. 9) Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях. 10) С выходом книги читатели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя. 11) При обыске были обнаружены воротники, шубы, изделия из меха. 12) Друг сказал, что приду завтра.

Семинар № 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: