ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА




Семинар № 1

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СИСТЕМА

Домашнее кейс-задание. Составьте свой речевой портрет по плану:

1) обычные речевые роли как участника общения (отправитель или получатель информации?);

2) коммуникативные качества речи (содержательность, точность, правильность, понятность, чистота речи, выразительность, изобразительность, богатство и разнообразие, уместность речи;

3) соблюдение или несоблюдение правил речевого этикета;

4) предпочтительные формы общения (устная или письменная, почему?);

5) грамотность речи (на звуковом уровне:благозвучная / неблагозвучная, темп речи, интонация, паузы; на лексическом уровне: наличие / отсутствие ошибок, активность словарного запаса, использование ограниченной лексики; на грамматическом уровне: морфологическая и синтаксическая правильность речи.

Все ответы должны быть обоснованы.

Задание выполняется в письменной форме (печатный текст объёмом 1–2 страницы; требования к оформлению: лист формата А4, шрифт Times New Roman, 14 шрифт, одинарный интервал, выравнивание по ширине листа).

Задания на семинаре

1. Познакомьтесь с отрывком из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь. Разговор о русском языке». О каких тенденциях развития языка говорится в нем?

Лексика каждой эпохи изменчива, и ее невозможно навязывать позднейшим поколениям. (И кто же станет требовать, чтобы слово кавардак воспринималось в настоящее время как «лакомое блюдо» или как «боль в животе»). Прежние смысло­вые значения слов исчезают бесследно, язык движется вперед без оглядки – в зависимости от изменения социального строя, от завоеваний науки и техники и других чрезвычайно разнооб­разных причин. Каждый живой язык, если он и вправду жи­вой, вечно движется, вечно растет.

Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могу­щественна и другая тенденция прямо противоположного свой­ства, столь же полезная. Она заключается в упорном и реши­тельном сопротивлении новшествам, в создании всевозмож­ных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слиш­ком быстрому и беспорядочному обновлению речи... Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы, превратился бы в хаос, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется то, что, как бы ни менялся язык, какими бы новы­ми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны, незыб­лемы.

2. Объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц.

Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ – спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам (Вл. Даль). Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает (пословица).

3. О каких формах речи и их особенностях пишут А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой?

Я не люблю писать писем. Язык и голос едва ли достаточны для наших мыслей, а перо так глупо, так медленно, – письмо не может заменить разговора (А.С. Пушкин).

Пиши 1) начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей, 2) раз переписывай, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли, и 3) раз переписывай, исправляя неправильности выражения (Л.Н. Толстой).

4. О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?

Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

5. Прочитайте текст. Какой план работы над рукописью предлагает Н.В. Гоголь? Составьте его, назовите этапы обработки над рукописью.

Сначала нужно набросать всё как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно всё, и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою), достать написанное и перечитать; вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и не достает. Сделайте поправки и заметки на полях – и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре ее – новые заметки на полях, и где не хватит места – взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда будет все таким образом исписано, возьмите и перепишите тет­радь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые поче­му-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придет час – вспомнится заброшенная тетрадь; возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом, и когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз как бы крепчает и ваша рука; буквы ставятся тверже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. Дальнейшие поправки и пересматриванье, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься. Конечно, следовать таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек все-таки человек, а не машина.

6. Познакомьтесь с высказываниями Д.С. Лихачева о языке. Почему он называет язык самой большой ценностью народа? что говорит автор о связи языка и мышления?

1. Самая большая ценность народа — его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.

В целом следует помнить: нет мысли вне ее выражения в языке и поиски слова — это, в сущности, поиски мысли.

Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.

2. Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть. Если он, не озлясь и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты товарища, значит, он умеет руководить работой. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке — нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в учении.

7. Прочтите отрывки из работ известных русских лингвистов. определите, о чем говорится в каждой цитате и какoвo ваше отношение к сказанному.

Литературный язык, которым мы пользуемся, — это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен (Л.В. Щерба).

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В.В. Виноградов).

Поскольку мы говорим о языке как о некоторого рода организованном построении, как об активности, проблема культуры языка сводится к тому, чтобы овладеть принципами построения различных типов и жанров речи в рамках заданной социальной традиции. Эта проблема на практике будет разрешена тогда, когда каждому члену говорящего коллектива так же будет ясна разница между лингвистическими средствами, применяемыми в разных языковых жанрах, как это, например, ясно писателю по отношению к литературным родам. Речь устная и письменная, ораторская и разговорная, канцелярская и поэтическая, митинговая и парламентская, докладная записка или указ, беседа с приятелем и дипломатический обмен любезностями, язык в прозе и в стихах — все эти языковые задания, вместе с прочими бесчисленными делениями, которые можно продолжить в каждом из этих видов и подвидов, требуют своих средств выполнения и своей «техники».... Сами по себе лингвистические знания не могут воспитать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку (Г.О. Винокур).

Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного развития, кто знает, что такое «пенаты» (из учебника грамматики узнать нельзя), никогда не ошибется в употреблении этого слова. Школьник, который слово аврора в тексте пушкинского стихотворения понимает как название знаменитого крейсера, повинен не в незнании языка, а в незнании и непонимании истории, в отсутствии верных представлений о жизни. Правильной речи мы учимся в той мере, в какой мы учимся всему тому, что составляет изучение нашей культуры.

Учиться правильной речи можно только вместе с усвоением огромного содержания, в нее вложенного.

Таким образом, правильная речь не только признак и условие высокой культуры, но она и сама обусловлена последней (Г.О. Винокур).

Основная и наибольшая часть <... > уменья говорить дается в школе. Жизнь мало сравнительно прибавляет к приобретенному в школе. Отсюда понятна колоссальная государственно-культурная роль постановки родного языка в школе именно как предмета нормативного. Там, где дети усиленно учатся говорить, там взрослые не теряют бесконечного количества времени на отыскание в словесном потоке собеседника основной мысли и не изливают сами таких потоков вокруг своих мыслей, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга, там люди меньше судятся, потому, что составляют более ясные контракты и т. д. и т. п. Уменье говорить — это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый (А.М. Пешковский).

Практика иногда чрезвычайно легко разрешает вопрос о том, что допустимо и что нетерпимо в языке, особенно в школе, где первым и последним критическим судьею является учитель, нередко сам же и создающий кодекс одобряемого, разрешаемого и недопускаемого в речи своих воспитанников. Труднее разрешаются сомнения о правильности выражений, когда приходится критиковать речь взрослых людей, способных выставить в защиту своих привычек и взглядов теоретические основания и пример других образованных людей или — еще лучше — образцовых писателей. Критическое отношение к последним окажется уже весьма затруднительным и потребует известных знаний в языке и значительной осмотрительности в решениях. Прежде всего нужно признать, что стилистические мерки и вкусы существуют для известного времени и меняются так же, как меняется язык (В.И. Чернышев).

8. Укажите основные характеристики диалогической речи по стенограмме суда (первый суд над Иосифом Бродским. 18 февраля 1964 г.). К какому типу относится данный диалог? Обратите внимание на неполные предложения. Объясните, как в данном случае действует принцип экономии речевых средств.

Судья: Чем вы занимаетесь?

Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю...

Судья: Никаких «полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стене. Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует!.. У вас есть постоянная работа?

Бродский: Я думал, что это постоянная работа.

Судья: Отвечайте точно!

Бродский: Я писал стихи. Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю...

Судья: Нас не интересует "Я полагаю". Отвечайте, почему вы не работали? Бродский: Я работал. Я писал стихи.

Судья: Нас это не интересует. Нас интересует, с каким издательством вы были связаны.

Бродский: У меня были договоры с издательством.

Судья: Так и отвечайте. У вас договоров достаточно, чтобы прокормиться? Перечислите, какие, от какого числа, на какую сумму?

Бродский: Точно не помню. Все договоры у моего адвоката (...)

Судья: Ваш трудовой стаж?

Бродский: Примерно...

Судья: Нас не интересует "Примерно"!

Бродский: Пять лет.

Судья: Где вы работали?

Бродский: На заводе, в геологических партиях...

Судья: Сколько лет вы работали на заводе?

Бродский: Год.

Судья: Кем?

Бродский: Фрезеровщиком.

Судья: А вообще, какая ваша специальность?

Бродский: Поэт, поэт-переводчик.

Семинар № 2

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Домашнее кейс-задание. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. Изложите данный текст научным стилем (используйте энциклопедии и словари).

Кто это звонко щебечет весной во дворе? Это вернулись с юга, из Африки, быстрокрылые ласточки.

Деревенскую ласточку называют ещѐ касаткой. Прозвали еѐ так потому, что хвост у неѐ похож на две длинных чѐрных косицы. Головка и спинка у касатки тоже чѐрные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.

Как только вернутся ласточки весной в деревню, сразу же начинают гнѐзда строить. Удивительные птицы не вьют их из прутьев и веток, а лепят из глины. Выберут для гнезда подходящее место где-нибудь под крышей дома или сарая и летят скорее на берег пруда. Сядут возле воды, отыщут клювом кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны становится липкой и легко пристаѐт к стене. Так, комочек к комочку, и вылепят птицы из глины своѐ уютное гнѐздышко. Внутри выстелют его мягким пухом – вот и готова квартира, можно птенцов выводить (Г. Скрибицкий).

Задание выполняется в письменной форме (печатный текст объёмом 1 страница; требования к оформлению: лист формата А4, шрифт Times New Roman, 14 шрифт, одинарный интервал, выравнивание по ширине листа).

1. В каких сферах общения (бытовое, официально-деловое) могут быть использованы следующие фразеологизмы, крылатые выражения?

Держать в курсе; зайти в тупик; звезда первой величины; плясать под чью-то дудку; пожинать плоды; вгонять в краску; становиться на дыбы; становиться поперек пути; войти в силу; встречать в штыки; подавать надежду; не ударить лицом в грязь; петь дифирамбы; сесть на мель; Содом и Гоморра; эзопов язык; турусы на колесах; курить фимиам.

2. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. Изложите данный текст публицистическим стилем.

Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Дуб — порода довольно теплолюбивая.

Дуб растет в разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) способностью (М. Ткаченко).

3. Прочитайте текст. Определите стиль и аргументируйте свой вывод.

Философия не претендует на изготовление рецептов по разрешению конфликтов. При философском подходе к этому социальному феномену ясно одно – прежде чем приступать к разрешению конфликта, необходимо его познать, осмыслить как феномен социума, выяснить, какое место конфликт занимает в структуре социального бытия. Здесь важно соблюсти позицию беспристрастности, насколько это возможно, ибо полностью беспристрастным остаться к такому феномену почти невозможно. Конфликт – это сгусток эмоций, энергии, всех физических и духовно-нравственных сил и возможностей как для участников конфликта, так и для тех, кто их наблюдает и исследует. Но для тех, кто берѐт на себя смелость вмешиваться в конфликтную ситуацию с благородной целью. Еѐ разрешения, именно такое беспристрастное, следовательно, философское отношение и осмысление социального конфликта является исключительно важным и необходимым. (Д. Жовтун).

4. Прочитайте предложения. Укажите признаки официально-делового стиля (морфологические, лексические, синтаксические и др.)

Оплата гарантируется. Извещение отправлено. Ваш факс получен. Сроки поставки оборудования срываются. Указанная документация будет отправлена в сроки, указанные договором. Завод не гарантирует качество изделий по истечении шести месяцев с момента отгрузки. Начальник отдела комплектации нарушает правила внутреннего распорядка. Главное управление не возражает, чтобы завод приступил к выпуску самосвалов с ноября 2020 года. Несмотря на неоднократные напоминания, комбинат задерживает отгрузку металлических профилей.

5. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к текстам каких функциональных стилей они принадлежат.

А. Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, – с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля.

Б. Можно ли давать урок, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачетки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса – и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

6. Прочитайте отрывок из статьи и докажите, что этот текст принадлежит научному стилю.

Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию, необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого-либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.

7. Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об оружии» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить следующие размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на торговлю гражданским и служебным оружием, его приобретение, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, согласно приложению № 1.

8. Прочитайте отрывок из статьи В. Сидорина «Молодежь идейно ушла в себя». Найдите в нем черты, свойственные публицистическому стилю.

Бежать с помощью водки и наркотиков нынче не модно... Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролет проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых «фишек» молодежи – хакерство. Можно забраться в Интернет и скачивать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы... Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа!...И еще. В мире компьютерных грез никто не задает дурацких вопросов типа «А какая идея тебе близка?» (АиФ. 1997. №47).

9. Докажите, что приведенный ниже отрывок текста принадлежит художественному стилю речи.

Сонные мухи, потревоженные нашим разговором, тихо гудели на потолке, мало-помалу задремывая, часы зашипели и звонко и печально прокуковали одиннадцать... «Утро вечера мудренее», – пришли мне в голову успокоительные слова отца, и опять мне стало легко и как-то счастливо-грустно. Отец уже спал, в кабинете было давно тихо, и все в усадьбе тоже спало. И что-то блаженное было в тишине ночи после дождя и старательном выщелкивании соловьев, что-то неуловимо прекрасное реяло в далеком полусвете зари.

10. Найдите в отрывке из художественного текста просторечные формы и нарушения литературных норм. Подумайте, с какой целью они используются автором.

Вы его не хватайте, – посоветовал Потап, – он дерется. Вы его вдарьте сразу. Не бойтесь, я подсоблю. Момент... Господа студенты, сейчас он у нас в ножках валяться будет...

– Михаил Иваныч, – сказал городовой, а я вас и не признал-с.

Странный человек опустил голову и тихо засмеялся. И тут же забулькал первый ряд столпившихся, за ним остальные. Все тихо смеялись, кроме студентов.

–Уморили, – глупо сказал Потап. – А я думаю: дай-ка я их пугну-с...

–Ну, будя, — сказал Шипов. – Много чести. А чего это у вас никто не пьет, не ест? Ай случилось чего?

(Окуджава Б. Похождения Шипова).

11. Установите соответствие между фразеологизмом и его значением

1. Гол как сокол А. Безмятежность, спокойствие
2. Без царя в голове Б. Причина ссоры
3. Яблоко раздора В. Неразбериха
4. Тишь да гладь Д. Очень глуп, недалек

12. Определите стиль текста:

Дальнейшую космическую историю американской аэронавтики будут творить так называемые пилотируемые исследовательские корабли. Их различные варианты уже на протяжении нескольких лет разрабатывают ведущие аэрокосмические компании США. Основные концепции такого корабля, предложенные специалистами, оказались не новыми: они взяли за основу создания шатла будущего конструктивные особенности российского «Союза».

13. Определите функционально-стилистическую принадлежность слов.

Аббревиатура, аварийщик, баламут, баллотироваться, безвременный, важничать, вакуум, варево, вездесущий, водоснабже­ние, вывод, горло, габарит, гавкать, глазастый, грустить, давниш­ний, дебаты, доказывать, егоза, единение, животворный, забияка, запечатлеться, злополучный, зубрить, иго, иерархия, ихняя, изоглос­са, исходящий, кавардак, контекст, катаклизм, модальность, минус, морда, орфоэпия, параллель, путаник, путешествовать, семасиоло­гия, самодур, самозабвенный, сверхсрочнослужащий.

14. Подберите слова (по 4 примера), представляю­щие стилистические разновидности лексики нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную. Для справок ис­пользуйте толковые словари современного русского языка.

15. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу. Перечислите языковые средства, создающие ту или иную стилисти­ческую окраску текстов.

16. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные глаголами.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3.Считается целесообразным... 4. Вследствие это­го... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесе­ния сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение но­вого материала... 9. Развивать стремление к...

17. Приведите свои примеры слов и выражений, одно из кото­рых было бы книжным, другое – разговорным.

Семинар № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: