ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ




Домашнее кейс-задание. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу.

Задание выполняется в письменной форме (печатный текст объёмом 1 страница; требования к оформлению: лист формата А4, шрифт Times New Roman, 14 шрифт, одинарный интервал, выравнивание по ширине листа).

1. Проведите ролевую игру. Передайте любую ситуацию общения (знакомство, беседу пациента с врачом, деловой телефонный разговор, интервьюирование, разговор покупателя с продавцом и др.).

2. Подготовьте монологическую или диалогическую речь на актуальную тему.

3. Проанализируйте пример начала информационной речи, приведенной в книге П.Сопера «Основы искусства речи». Скажите, какой прием привлечения внимания использован в нем?

Что такое «политическая деятельность»? «Искусство управ­лять», – скажут одни. «Игра», – скажут другие. «Очковтира­тельство за общественный счет», – скажут третьи. На самом деле политическая деятельность – это общественная деятель­ность, обязывающая деятельность, имеющая, как и большин­ство видов карьеры, свои благородные стороны и свою изнанку.

Каковы шаги человека, избравшего политическую карье­ру? Давайте проследим путь некоего воображаемого X, поста­вившего своей целью сделать политическую карьеру.

4. Придумайте диалоги из 2-3 реплик, где функцию одной из реплик выполняют следующие жесты:

Всплеснуть руками, развести руками, покачать головой, схватиться за голову, бить себя в грудь, бить себя по лбу.

5. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи смешения стилей и исправьте предложения.

1) Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 2) Банковские платежи стали застревать до трёх месяцев. 3) По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа сейчас актуальна. 4) Сейчас важно задействовать в качестве ключевого человеческий фактор. 5) Подвижки уже могут появиться в следующем году. 6) В своё время из-за несговорчивости экологических экспертов был завернут проект строительства сверхскоростной магистрали между Москвой и Питером. 7) Вы хотите раскрепостить общество или ловить кайф на сцене? 8) Давайте сегодня просто поговорим за жизнь. 9) По мнению специалистов, у населения на руках около двух миллиардов баксов. 10) Полоса застоя и упадка театров вовсе не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей.

6. Каковы правила ведения делового телефонного разговора? Составьте типовую схему телефонного разговора в ситуации «клиент – потребитель». Позвоните в несколько служб (ЖЭК, паспортный стол, регистратуру поликлиники и т.п.) и попытайтесь получить максимально развернутую информацию об интересующих вас вопросах. Оцените технику владения навыками делового телефонного общения ваших собеседников. Какие недостатки вы заметили?

Справка. Композиция телефонного разговора складывается из следующих элементов: момент установления связи и взаимного приветствия; введения в курс дела и постановка вопроса; обсуждение ситуации; заключительные слова

7. К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и за- пишите образованные словосочетания.

(1). Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

(2). Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

8. Как вы считаете, может ли выбор слова влиять на эмоционально-образное восприятие объекта речи? Опишите, каким вы представляете субъект действия (возраст, физическое и душевное состояние) в следующих примерах:

а) человек соскочил с коня, человек спрыгнул с коня, человек слез с коня, человек шлепнулся с коня, человек свалился с коня, человек сполз с коня;

б) человек идет по улице, человек бредет по улице, человек мчится по улице, человек шагает по улице, человек вышагивает по улице, человек мчится по улице, человек летит по улице

9. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным обычный, интересный, свежий в следующих словосочетании

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка; свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.

10. Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, дайте несколько возможных вариантов.

Маша схватилась за голову и закричала... Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул... Старик замахал руками, повторяя... Парень сказал, почесав в затылке...

11. Определите, что означают указательные жесты и какими словами, восклицаниями, возгласами они обычно сопровождаются: себе за правое плечо большим пальцем правой руки; себе под ноги; поднятым большим пальцем правой руки вверх; себе в середину груди пальцами правой руки с одновременным кивком головой.

12. Проверьте на своих знакомых, угадают ли они, что вы имеете в виду, если жестом изобразите предметы, указанные в списке.

Например: «У меня кончилась...» (изображается как чистят зубы). Ответ — зубная паста Штопор, петля, молоток, веник, пила, зубило, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.

13. Произведите жест, который бы соответствовал содержанию предложения, и найдите его характеристику в списке описаний жестов:

Вареники лепят вот так.

Ну, это что-то такое огромное, необъятное. Замкнутый круг какой-то.

Машинка шьет зигзагом. Есть у вас дырокол?

Его надо держать крепко, а то разболтается. Полюбуйтесь-ка на него.

Описание жеста: жест вытянутой ладони; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; жест в воздухе указательным пальцем налево- направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

14. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз:

Все это не для меня. Стучат, стучат и вверху и внизу. Пришли и те и другие. Пусть это останется между нами. Мы-то с тобой поймем друг друга. Пускай, пускай, оставь его. Да что там, ну пусть. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. Нет-нет, ни за что. Так все напутано, такая неразбериха. Никто ничего не поймет, полная сумятица. Все это не совсем так. Тут как-то все, знаете, эдак.

15. Определите, к какому виду жестов (ритмический, указательный, эмоциональный, изобразительный, символический) относится каждый из описанных И. С. Тургеневым в романе «Новь»:

«– И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у таракана... – Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы».

«Соломин повел сперва одним плечом – потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.

– Без сомнения, – промолвил он наконец, – вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете – и не желаете; и к господину Голушкину почему же вам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

– О! да и вы, я вижу, злой!»

«– За наше... наше предприятие! – воскликнул Голушкин, мигая при этом глазом и указывая головою на слугу, как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным».

«— Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди».

«– Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку – нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул».

«Ведь если взвешивать наперед все последствия, – наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян – что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) – целую четверть хорошей ржи – да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавкой, т. е. высасывают последнюю кровь из мужика!»

Семинар № 6

ОСНОВЫДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Домашнее кейс-задание

Подготовить презентацию проекта развития фирмы.

1. Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

· Все ли условия соглашения выполняются?

· Как выполнил Балда свои обязанности?

Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.

Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».

2. Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи.

 

3. Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время разговора сделать непроницаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника. В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем – примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее. Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результат обсудите с ними.

4. Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.)

5. Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле да, но….

6. Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.

7. Разбейтесь на пары. Один партнер должен придумать бестактную просьбу, другой – отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с человеком.

8. Задание «Опоздавший». Разделитесь на пары. В паре один – «руководитель», другой – «подчиненный». Задача «подчиненного» объяснить, что у него не было другого выхода, что он не специально опоздал, или разжалобить «начальника», придумав соответствующую историю. Задача «начальника» – логично доказать «подчиненному», что его увертки не имеют под собой реальной почвы. «Начальник» умышленно усиливает конфликтную ситуацию, дающую ему право на отказ. «Подчиненный» не должен поддаваться на провокацию.

9. Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить:

1. Совершать пробежки:

а) даму средних лет;

б) пожилого мужчину.

2. Бросить курить:

а) восьмиклассника;

б) тридцатилетнюю женщину.

3. Сдавать одежду в химчистку:

а) малообеспеченного гражданина;

б) преуспевающего.

4. Застраховать имущество:

а) многодетную семью;

б) одинокого мужчину;

в) директора фирмы.

5. Изучить курс эффективного общения:

а) нового сотрудника фирмы;

б) директора фирмы.

6. Сделать пожертвование в общество защиты бездомных собак:

а) молодую женщину;

б) преуспевающего директора фирмы.

10. Кто из слушателей убедительнее докажет:

1. а) дачный участок – это прекрасно;

б) дача – это чемодан без ручки.

2. а) счастье в браке возможно только тогда, когда молодые люди страстно любят друг друга;

б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга.

11. Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая покупателей, нужно продать:

а) ласты;

б) самовар;

в) учебник по культуре делового общения;

г) большой оранжевый зонт.

Семинар № 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: